Batushka – Litourgiya
10/10
«…В зимнюю пору темнеется раненько. Тяжко до дому добираться будет, ибо ни зги не видно. Да и тропку небось заметет. Свечку надо бы взять… Много люду нынче на вечернюю ходят. Времена-то смутные. Хоть какая-то отрада есть. Боженьке помолишься и от сердца, ненадолго, да отляжет… Батюшка днесь сентябрем смотрит. На прихожан-то и взора не кинет. Глядит все в писание, да молитвы возносит. Песнопения беспечалия не приносят. Только лишь душу бередят. В неясном свете лампад, образа святые угрюмыми чуяться… Тяжкие времена, смутные. Но сие юдоль наша…»
Впервые за долгое время, в моей практике альбом, ценность которого не сколько в музыке, сколько в общей концепции. И от этого его оценивание усложняется во сто крат. Ведь это не космическая одиссея или фэнтезийная сказка. В этот раз напрямую затронута тема религии и зубоскалить здесь не приходится. Но все по порядку.
Зная польских экстрим-металл музыкантов, как еще тех богохульников (чего стоят выходки Behemoth и Vader), несколько странно, что на этот раз их взоры были направлены на христианскую, а точнее православную, тематику. И пусть так и не ясно, кто именно стоит за проектом «Batushka», (в том, что это т.н. супер-группа сомнений быть не может), их музыка заслуживает особого внимания. Дебютная работа под названием «Litourgiya» представляет собой… литургию. Композиции перетекают одна в другую. Между ними нет четких разрывов или пауз. «Металлическая» составляющая весьма крепкая, и стилистически музыку можно отнести к атмосферному блек-металлу. Я недаром упомянула о «Batushka», как о супер-группе, ибо качество и профессионализм ни за какими покровами таинственности не спрячешь. Но не это является ценностью данного релиза. Название говорит само за себя. На диске использована настоящая православная литургия. Которая неимоверно органично переплетается с «тяжелой половиной». Песнопения священников и инокинь, звуки кадила, звон колоколов и раскатистый голос батюшки все это звучит величественно.
Наверное, истинный смысл «Litourgiya» известен лишь самим музыкантам. Нам же остается самим гадать, что же заложено в эту работу. Первое, что стоит отметить, что данный альбом – это не стеб. Никто не будет «прикола ради» тратить деньги на довольно дорогое оформление (каждый из 200-та дисков упакован в деревянную коробку и пронумерован вручную) и запись самой литургии. К тому же на альбоме нет авторской лирики, вокалист повторяет слова молитв, что еще больше затрудняет понимания концепции так таковой.
Немного странное начало я написала неспроста. При всей своей помпезности и величественности, музыка вызывает необъяснимую тревогу. Складывается впечатление, что эта литургия имеет отношение к куда более древним временам, повествуя о периоде Смуты и Семибоярщины или падении Видинского царства под натиском османов. Гнетущая, мрачная атмосфера деревенской церкви и молитвы из последних сил. Вера единственное, что осталось. Ведь впереди неопределенность. Или же эти строки обращены к нашим современникам? Ибо мы так же живем во время очередной смуты.
Все в этой работе озадачивает и заставляет задуматься. Вплоть до обложки, прообразом которой была Владимирская икона Божией Матери. Безликие образы могут вызвать неприятную дрожь по телу даже у атеиста. Заложен ли в нее некий скрытый смысл? Более чем. Вот только, какой именно – решайте сами. То ли святые слепы к нашим молитвам или же, те кто считают себя верующими, слишком неискренними стали в своих взываниях.
Скорее всего, мы никогда не узнаем подлинные мотивы создания «Litourgiya». Что ж может оно и к лучшему. Несмотря на всю загадочность и некую неоднозначность, эта пластинка является поистине уникальной не только в рамках блек-металла, но и во всей тяжелой музыке в целом.