Veil Of Secrets — Dead Poetry
10/10
Уход Вибекe Стене из Tristania был неожиданным и был болезненно воспринят поклонниками. Шесть долгих лет длилось молчание со стороны певицы, и многие уже и не надеялись когда-нибудь услышать столь полюбившийся голос. Однако в 2013-м, как гром среди ясного неба, прозвучала новость о том, что Стене возвращается в составе супергруппы God Of Atheists. Но по ряду причин производство нового альбома шло крайне медленно, и чтобы не терять времени даром, Вибеке без лишних слов и пафоса в середине 2020 года объявила о создании нового коллектива Veil Of Secrets, где компанию певице составил мультиинструменталист Асгейр Микельсон (ex-Borknagar).
Возможно, многих интересует вопрос — а похожа ли новая музыка Стене на творчество Tristania? Нет, не похожа. Veil Of Secrets — это чистокровный дэт-дум в его исконном понимании. Это аскетичная, жесткая музыка, которая полностью лишена элементов из других направлений. Здесь не найти отголосков готик-метала, которые призваны смягчать и «облагораживать» дум, делая его более удобоваримым. «Dead Poetry» своим звучанием отсылает к дэт-думу 90-х и сравним с ранними работами культовых My Dying Bride. Но стоит подчеркнуть, что речь идет о схожести концепций и никак не о копировании или слепом подражании.
Veil Of Secrets безо всяких прелюдий стартует с места в карьер, открывая альбом бескомпромиссной «The Last Attempt«, а после, не сбавляя оборотов, несется словно лавина, сделав небольшую условную передышку в лице «Fey«, и приходит к логическому завершению в почти фьюнерал-думовой «Entirety«. Несмотря на то, что «Dead Poetry» придерживается одного выбранного жанрвого направления, язык не поворачивается назвать его однообразным. Veil Of Secrets ловко играют с темпом и настроением музыки: так, «Sear The Fallen«, «The Lie Of Her Prosperity» и «Bryd» начинаются весьма безобидно, но это впечатление обманчиво. И речь идет не только о разнице между вступлением и основной частью композиции. В течение самой песни музыкальный рисунок может меняться по нескольку раз. Этим альбом может удивить тех, кто был свято уверен, что жанр дэт-дум не может быть разнообразным внутри самого себя.
Хочется выделить скрипичную партию, которая присутствует почти в каждой композиции, но вписана настолько умело, что собой не перегружает музыку. Также порадовало отсуствие клавишных. Для такой музыки это было бы лишним звеном и только бы «облегчало» музыку. Порадовало и гостевое участие Эрлинга Мальма, чей гроул прекрасно вписался в общую музыкальную канву.
Пришло время поговорить и о хозяйке бала — Вибеке Стене. С уверенностью можно сказать, что на «Dead Poetry» она явила весь свой потенциал и талант. Вокально Стене показала в разы больше, чем за 10 лет в Tristania. И насколько приятно слышать, что с момента выхода «Illuminations» голос ни капли не изменился. Это все то же ровное и холодное сопрано, каким его и полюбили много лет назад. Актерская карьера тоже не прошла даром: на каждой композиции Вибеке так или иначе предстает разной. Ярким тому примером служит «The Lie Of Her Properity«, где вокальная подача Вибеке чем-то схожа с подачей Аарона Стейторпа, такая же ядоватая и едкая. На «Bryd» же певица показывает красоту своего нижнего регистра, и это тоже придает особого, другого настроения композиции. По ходу прослушивания «Dead Poetry» становится понятна вся прелесть Вибеке — быть по-настоящему разноплановой в контексте одной вокальной техники, не поддаться искушению поэкспериментировать с чем-то другим и спустя столько лет оставаться узнаваемой. Своей вокальной работой на этом альбоме Стене дала понять, что является не только лучшей вокалисткой в дум-метале, но и одной из лучших во всем направлении в целом. Неужели еще что-то нужно, чтобы понять феномен норвежской певицы?
Не подкачал альбом и в плане атмосферы. «Dead Poetry» — это синоним ноября с его холодом, почерневшими деревьями и тотальным упадком. Здесь нет света и надежды, лишь тлен и горечь сожалений и потерь. А пронзающие насквозь скрипичные пассажи лишь усиливают это ощущение. Краски сгущаются с каждой композицией, чтобы дойти до своей кульминации в концовке «Meson«. Наверное, именно этот альбом стоило назвать «Ashes«, ведь все, что остается в итоге, — лишь пепел («Entirety«).
«Dead Poetry» — это без преувеличения монументальная работа. Здесь нет проходных или слабых песен. Он ровный от начала и до конца. И он как раз из тех альбомов, песни с которого не стоит слушать по отдельности или добавлять в плейлисты. Это монолит, и вся его красота раскрывается только от прослушивания от и до. Да, это альбом для ценителей жанра, ведь, как говорилось выше, он не «причесан» готик-металом. И как бы пафосно это ни звучало, Veil Of Secrets выпустили не просто альбом десятилетия, они выпустили новую классику целого направления.