Nightwish – Vehicle Of Spirit
4/10
«Ми всьо устроім вері гут.
На Любу зрітєлі ідут.
Однак для ролі Еврідіки
У нєйо від нємного дікій».
Лесь Подерев’янский «Пацавата iсторiя»
Группа Nightwish решила отметить свой двадцатилетний юбилей выпуском новой видеоработы, которая по всем параметрам должна затмить всех своих «предшественниц». Шутка ли, два полноценных двухчасовых концерта: один на знаменитой арене Уэмбли в Лондоне, а второй в городе Тампере в родной Финляндии. К тому же в придачу прилагался еще и третий диск с дополнительными материалами. Звучит заманчиво, но так ли это на самом деле? Сумели ли Nightwish сделать своим поклонникам подарок или же подложили свинью?
Первый вопрос, который возник сразу после анонса «Vehicle Of Spirit», — зачем аж два концерта, которые по своей сути идентичны? Все просто. Если рассуждать логически, то оба шоу заслуживали оказаться задокументированными. Концерт на стадионе в Тампере как хорошее постановочное шоу, а выступление в Лондоне — как символ того, что группе удалось все-таки покорить Туманный Альбион. К тому же сет листы отличались на целых шесть песен. Но если хорошенько все взвесить, то все же на какой-то процент лондонское шоу перевесит по ряду причин. Первая них уже была озвучена выше: место проведения самого концерта. Еще в прошлом туре быть не слишком востребованными на родине Шерлока Холмса и вельш-корги, а уже в этот раз собрать под завязку легендарный стадион — сам факт этого можно считать успехом. Но это все лирика, а что же вышло на практике?
А вот тут как раз не все так радужно, как могло показаться на первый взгляд. Первый промо-ролик с грядущего видео-релиза появился за два месяца до выхода оного и неприятно удивил фанатов коллектива. Поклонников разочаровали сведение звука и режиссура. Повозмущавшись, фаны пришли к выводу, что судить по одному видео не стоит, и вообще, Nuclear Blast выложили файл с более низким качеством, дабы YouTube потянул. Дальше – больше. После вышло еще три видео, которые оптимизма также не внушали. И если плохой звук можно было хоть как-то аргументировать, то однобокий и куцый монтаж видео уже ничем не объяснишь. Негодование некоторых поклонников было настолько сильным, что ни стали атаковать штатного звукооператора Nightwish Мику Юссилу, мол, и за это мы платим свои кровные? На это Юссила, картинно рассвирепев, заявил, дескать «сперва добейтесь», «мне лучше знать» и вообще, «ждите официальный релиз». Дождавшись того самого релиза, фанаты обнаружили, что ничего не изменилось. Звук был глухим, все инструменты, кроме ударных, звучали как невнятное месиво, и поверх этого вокал, который также был сведен через раз: в одной песне он просто выпирал на первый план, а в другой терялся в общей звуковой каше. Режиссура и монтаж также оставляли желать лучшего, представляя собой в основном однообразные планы и однообразное ж построение самого видеоряда. На концерте в Уэмбли камера тряслась, словно снимал не оператор профессиональным оборудованием, а фанат с айфоном. Складывалось впечатление, что операторы абы как установили камеры и пошли отмечать сие событие в коморку. В свое время ругали монтаж и операторскую работу «End Of An Era», который по сравнению с данным релизом просто таки изобиловал разными планами. Из-за плохой работы монтажера оба концерта смотрятся, мягко говоря, одинаковыми.
Теперь немного о самих концертах. Большую половину сет-листа составляли композиции из нового альбома, но и для старых хитов нашлось место. Там в концертный репертуар группы вернулись такие номера, как «Stargazers», «Sleeping Sun», «Poet And The Pendulum» и «Sahara». Никуда не делись и «верные спутники» группы последних лет в виде опостылевшей «Nemo», «Ever Dream» и «Ghost Love Score». Если не брать во внимание сведение звука, то инструментальная часть звучала на уровне (о вокале речь пойдет отдельно). Слышно было, что музыкантам приятно вспомнить старые композиции и с удовольствием сыграть их вновь. Приятной неожиданностью стал сессионный барабанщик Nightwish Кай Хахто (Swallow The Sun, Wintersun, Trees Of Eternity). Он со всей ответственностью подошел к своей работе и делал все, чтобы приболевший коллега Юкка Невалайнен был спокоен. Благодаря все тому же сведению, можно хорошо расслышать ритм-секцию – становится понятно, что Кай выкладывается на 200 процентов. Также лично меня очень приятно удивило «пятое колесо в телеге» — Трой Донокли. Выяснлось, что помимо дудок, волынок и прочей кельтской атрибутики, британец оказался довольно неплохим гитаристом. Его импровизация в «Sahara» придала шарма и без того красивой композиции, а аккуратные и вкрадчивые Pink Floyd-like пассажи в первой части «The Greatest Show On Earth» были поистине завораживающими. Так что считаю, Туомасу необходимо хорошо подумать насчет того, чтобы сделать Троя вторым гитаристом, так как обилие кельтских инструментов в музыке Nightwish начинает уже порядком раздражать. Особенно неуместно они смотрятся в песне «Nemo». Также хочется отметить видеоряд к каждой песне. Дизайнеры постарались на славу. Особенно порадовали анимированные изображения, взятые из буклета к новому альбому. А из «End Of An Era» перекочевало видео-сопровождение для «Ghost Love Score», пусть и немного видоизмененное. Конечно, не все дизайнерские решения радовали глаз. Так, например, пауки в янтаре слабо вяжутся с тематикой композиции «Dark Chest Of Wonders». А в принципе смотрелось очень органично. Ну и пирошоу – куда ж без него.
О третьем диске сказать нечего. Там представлены видео, снятые на разных площадках, но в основном это те же песни, что есть в основных концертах. Единственную условную ценность представляют «Sahara» и «Edema Ruh». Также в качестве бонуса присутствует небольшое интервью с Ричардом Докинзом, который присоединился к группе на концерте в Лондоне после поклона и зачитал отрывок из текста, который был на самом альбоме. Интервью вышло ни хороши, ни плохим. Оно никакое и особой ценности не представляет. В основном, стандартные вопросы и такие же ответы. Так что если бы эта беседа не вошла в окончательный вариант релиза, никто ничего не потерял бы. Видеорассказ о похождениях группы в туре, который раньше шел увесистым таким бонусом к DVD, вместился в смешные 13 минут и был скучным и невнятным. Так что ценность третьего диска крайне сомнительна.
А теперь о наболевшем и не очень приятном. О вокале. С выходом «Endless Forms Most Beautiful» поклонники наперебой критиковали Туомаса Холопайнена за невнятные вокальные линии, которые не показали всего богатства голоса текущей вокалистки Флор Янсен. Поэтому данные лайв-записи должны были доказать, что мастремайнд был неправ в этом отношении. Не получилось. Если ее вокальная работа на «Storytime, Showtime» оставляла поле для дискуссий, то «Vehicle Of Spirit» окончательно и бесповоротно доказал, что Флор Янсен — это неудачный выбор. Дело не в том, что она не может диапазонально вытянуть эти песни, в чем чаще всего упрекали Анетт Ользон. Все много проще: песни Nightwish не подходят под голос Янсен. Они, песни, стали Рубиконом, который певица не смогла перейти. Композиции Туомаса Холопайнена требуют вокальной подвижности, нужно быть «хамелеоном», чтобы умело перестраиваться в зависимости от песни, и я сейчас говорю не о мнимой универсальности, а об умении подстраиваться в контексте одной вокальной техники. Исполняемые песни «обнажили» и подчеркнули все недостатки голоса Флор. Он слишком «топорный» и однобокий. От каких-то навыков оперного пения не осталось и следа. «Stargazers» звучит как пародия не только на классический вокал, но и на искусство пения в целом. Неумение расставлять вокальные акценты также бросаются в уши. В одной песне можно услышать одновременно и слабое блеяние, и хриплые рыки. Оных стало в разы больше, что портит многие песни. Да, рок-вокал предполагает разного рода шаут и грант, но не в контексте музыки Nightwish. От всех этих примочек песни звучат грубо и зачастую раздражают. К тому же у мисс Янсен проблемы с позицией звука, она слишком занижена. А еще можно наблюдать практически перманентный сип в голосе, что также добавляет баллов к утверждению о том, что Флор и Nightwish несовместимы, поскольку одна из причин сиплости — это пение не в своей тесситуре и не своего репертуара. К тому же Янсен часто переходит на горло, отчего голос становится задавленным, а тембр теряет свои качества и голос становится похожим на голос кабацкой певицы. Но техническая сторона — это еще не все. Эмоциональная часть также оставляет желать лучшего. Флор чужды эти композиции, она не чувствует их и поэтому все песни звучат в ее исполнении на один манер. Понравится кому-то это или нет, но «Vehicle Of Spirit» — это лебединая песня Флор Янсен как вокалистки Nightwish. Ибо наивно и глупо ждать от нее чего-то невероятного, когда явный регресс налицо.
Резюмируя, хочется сказать, что релиз мог бы получиться стоящим. У группы еще есть искра, и это чувствуется. Но монтаж и сведение спустя рукава, наплевательское отношение фронтвуман и боязнь группы выйти из зоны комфорта сделали свое черное дело, чтобы превратить «Vehicle Of Spirit» в бездушную и сырую поделку. И чем быстрее Туомас поймет это, тем лучше. Ибо этим DVD группа подложила свинью сама себе.