Меню
О Нас
Tarja — «Best Of: Living A Dream»
Рецензия на расширенное издание сборника лучших песен
Рецензии
12 января, 2023г.
Lily Scarlet

Tarja — Best Of: Living A Dream
5/10


Выпуск сборника лучших песен — важное событие для артиста. Это своеобразное подбивание итогов, определенной вехи в творчестве. Это можно назвать своего рода отчетом о проделанной работе. На сей раз очередь дошла и до самой финской дивы Тарьи Турунен.

Релиз сборника “Best Of: Living A Dream” был приурочен к пятнадцатой годовщине с момента релиза первого сольного альбома Тарьи — “My Winter Storm”. Компиляция включает в себя 16 треков, один из которых — абсолютно новая композиция “Eye Of A Storm”. Ни один из рок-альбомов певицы не остался обделенным — было взято по три композиции с каждого. И к выбору этих самых композиций есть большие вопросы. Но об этом позже.

Открывает “Best Of: Living A Dream” новинка “Eye Of A Storm” — весьма шаблонная песня, в духе Тарьи последних лет. Единственное, чем трек выделяется, — это вступлением на аккордеоне и заимствованием начала из “Habanera” из оперы “Кармен”. Увы, ничем другим новинка больше не запоминается.

На сборник также попали несколько песен в других, отличных от альбомной версии, вариантах. “Die Alive (alternative version)” в свое время присутствовала на расширенном издании дебютника и на самом сингле. Особой “альтернативы” здесь нет. Скорее, это более “роковая” версия оригинала. Из прям уникальных моментов — это вокализ перед финальным припевом и пересведенное двухголосие в самом конце. “Falling Awake”  также отличается от альбомной. Чести красоваться в сборнике удостоилась версия с соло от Джейсона Хука ( ex-Five Finger Death Punch). “I Feel Immortal”, как и “Die Alive”, перекочевала из сингла и звучит куда интересней версии с альбома.

На этом какие-либо интересные моменты заканчиваются. Трек-лист “Best Of: Living A Dream” оказался весьма предсказуем, по крайней мере его первая половина. А дальше начинаются вопросы. Дело в том, что “The Shadow Self” и “In The Raw” — альбомы откровенно слабые, и нужно было куда ответственней подойти к выбору кандидатов на место в сборнике. Если “Innocence” и “Diva” пусть с натяжкой, но тянут на звание лучших, то “Demons In You” уж никак сюда не вписывается. “Love To Hate”, например, смотрелась бы убедительней.

Хуже дела обстоят с представителями “In The Raw”. “Tears In Rain” и “You And I” являются чуть ли не худшими песнями в карьере Тарьи, и им определенно не место в сборнике, в то время как “Railroads” и “Shadow Play” прозябают на обочине.


Но не своей основной частью интересен “Best Of: Living A Dream”, а его бонусным контентом, который шел за дополнительную плату в расширенном издании (ведь так поступают все некоммерческие артисты). А именно — живым концертом, который был записан в государственном цирке Бухареста в начале 2020 года, озаглавленным “Circus Life”. И это шоу в кои-то веки хоть как-то оправдывает понятие “уникальный”.

В самом конце выступления высвечивается надпись “One take, 100% live, no re-recordings, no overdubs, no pyros, no screens, no special effects.(Без ГМО и консервантов) Just music” . И это действительно так. На “Circus Life” нет ни единого намека на фонограмму. Для такого дела Тарья на один вечер превратила свою группу в Slipknot на минималках: три гитариста, по два басиста и клавишника, ударник и перкуссионист, а также живая струнная секция и бэк-вокалисты в лице Клементин Делоне (Visions Of Atlantis), Кьяры Трикарико (Moonlight Haze) и Тони Турунена, родного брата хозяйки вечера. Все вышеперечисленное помогло зазвучать песням по-новому, а местами даже лучше оригинала (“Love To Hate”, “Diva”, “Falling Awake”, “I Feel Immortal”). За подобный подход к делу можно только похвалить.

Внезапно, но обошлось без каверов на Nightwish. Видать, слишком много чести на такой серьезной площадке, как цирк, исполнять песни кого-то там. (И то огромный плюс по ряду причин, одна из которых не так бросается в глаза, если не бездарность, то откровенная посредственность игры клавишника Кристиана Кретчмара, который и основной репертуар еле тянет).  


Отдельно хочется выделить бэк-вокал. Работа Клементин, Кьяры и Тони выше всяких похвал. Довольно часто именно их вокал вывозил ряд песен (“Mystic Voyage”, “500 Letters”, “Never Enough”), а то и вовсе перетягивал все одеяло на себя. Так, всю композицию “Naiad” по сути спела троица, Тарья лишь манерно вступала на припевах. Тут хочется похвалить Клементин — настолько уверенно и мощно она звучала в этой песне. Три раза за концерт Тарья снизошла до дуэтов: “Falling Awake” спела со своим братом, “Die Alive” — с Кьярой, а “Tears In Rain” — с Клементин. Такой выбор не сказать что сильно удачный. Младший Турунен со своей задачей справился, а вот с девушками ситуация сложнее. На “Die AliveТрикарико потерялась, ей не хватило определенного напора, Делоне смотрелась бы куда лучше. “Tears In Rain” — не дуэтная композиция вообще ни разу и под голос Клементин не подходит. Колоратурному сопрано, ей было банально низко. Но так или иначе, со своей задачей француженка справилась, хоть и не без труда. А вот кому не стоит петь нигде и никогда, так это Алексу Шолпу. Его “перформанс” на “Dead Promises” мягко говоря ниже среднего.



Определенные вопросы вызывает и сет-лист, а точнее последовательность песен. Концерт начался откровенно вяло. Открывать концерт томной “Mystic Voyage” (сдобренной пафосным речитативом в начале) не самый лучший выбор. Более или менее “раскачиваться” шоу начало лишь ближе к середине. Когда от первой трети концерта клонит в сон — это не очень хорошо. Ну и наличие опостылевшей “Demons In You” может испортить любое, даже самое приятное, впечатление.

Есть справедливые замечания и к некоторым аранжировкам. Обилие инструментов не сыграло на руку в ряде композиций: так, “Never Enough”, “Die Alive”, “Tears In Rain” и “Innocence” звучат настолько перегружено, что в итоге все превращается в аудио-балаган (добавить туда еще и визуал в виде плясок Тарьи). Сразу возникает стойкая ассоциация с музыкой Аин Алеф, та тоже большая любительница запихивать огромное количество одинаковых инструментов. Но музыка Тарьи — это не авангард и не прогрессив, и лучше качество, чем количество. Особенно, если это касается альтернативного метала (“Never Enough”, “Die Alive”).

Если концерт начался за упокой, то закончился весьма за здравие. “Shadow Play” — у рояля автор. Самый пафосный номер шоу: пафосная Тарья пафосно сидит за роялем, который по мере исполнения песни поднимается на платформе. При созерцании сего действа на ум сразу приходит стихотворение украинского поэта Юрка Позаяка про карусель и ветреную женщину. Игра Тарьи на инструменте была скорее понтов ради, ведь если присмотреться, то за нее играет клавишник. Да и под конец композиции Турунен надоело изображать из себя Горовица, и она отдала бразды правления Кристиану.

Если подытожить все вышеописанное, то “Circus Life”, несмотря на спорные моменты и шероховатости, действительно смотрится живым концертом, в отличие от выхолощенного и стерильного, как палата в инфекционном отделении, “Act II”. Да и тот самый дисклеймер в конце как бы намекает, что другие лайвы препарировали по полной. Но есть одна вещь, которая существенно мешает полному восприятию. Как нетрудно догадаться — это сама Тарья. Про вокал было за эти годы сказано много, но все равно, при переслушивании ее записей эпохи Nightwish и нынешних возникает вопрос: “Как можно было докатится до такого?”. Отмазка про “no need to be perfect” выглядит просто как издевательство. Разбирать косяки в виде повсеместных “кваков”, “народных” призвуков, широкого звука да ломаного ритма задача неблагодарная, ибо они есть во всех без исключения песнях. Правда, к этому набору “пения, как никогда” добавились еще два антигероя — разговорная речь вместо пения (“500 Letters”, “Until My Last Breath”) и сбитое дыхание. Но все же самые яркие моменты достойны более пристального внимания. Это “Святая Троица боли”: “I Walk Alone”, “Victim Of Ritual” и “Until My Last Breath”. Начать стоит с главного хита всей карьеры Тарьи — “I Walk Alone”. Это боль больная. Турунен как обычно старается испортить все, что не было испорчено до этого. “No one can save you”, даже бэк-вокал. Все рвано, ритм поломан, акценты смещены окончательно. Хотя справедливости ради стоит сказать, что это не самое худшее исполнение. История знает и много хуже (да, “Act II”?). Когда начинает звучать вступление “Victim Of Ritual”, то понимаешь: покайтесь, ибо грядет. Чемпион по “проговости” исполнения. Складывается впечатление, что Тарья и есть та самая жертва ритуала. А от приснопамятного фрагмента “Pandemonium, where is your heart from?” бросает в дрожь, словно врата ада вот-вот откроются. Как и в случае “I Walk Alone”, бэк-вокал здесь был бессилен.“Until My Last Breath” занимает почетное третье место в этом пантеоне аудиостраданий. Все звучит рвано и крайне небрежно, плюс, как было сказано ранее, подключился речитатив там где он не нужен.


Второе и тоже немаловажное — это то, что Тарья не чувствует собственных песен. Все звучит на одной эмоциональной ноте, а если где-то и пробивается что-то наподобие чувств, то его перебивает корявое вокальное исполнение.

Увы, но глядя на все это, можно сделать вывод, что Тарья не смотрится в метале от слова совсем. Парадокс, но в Nightwish этого не было. Возможно, Туомас держал ее в узде, или же тогда ей это было интересно. Сейчас же ситуация иная. Все выглядит несколько карикатурно, особенно если добавить ко всему ужасный stage presence Турунен. За более чем двадцать пять лет карьеры она так и научилась вести себя на сцене. Все эти пляски и скачки ничего кроме недоумения не вызывают. Да и взаимодействие с публикой тоже стало отдавать нафталиновой эстрадой. Чего стоит момент на “Never Enough”, когда Тарья “пошла в народ”. Выглядело весьма нелепо и неловко. Не хватало только, чтобы она начала собирать цветы, как София Михайловна.

Резюмируя, можно сказать, что “Circus Life” вызывает двоякие чувства: с одной стороны, это довольно теплый и искренний концерт, а с другой — здесь как нигде видна деградация как творчества Тарьи, так и, прежде всего, ее вокала. Хочется верить словам Турунен, про то что “музыка ее настоящая любовь”, но с каждым разом это делать все трудней.                    

      

   

Lily Scarlet
Автор публикации
все записи автора