Tarja – Act II
3,5/10
Выпуск концертного видео-релиза — довольно большое событие для рок/метал-артистов. Чаще всего выпуск Blu-ray/DVD знаменует собой подведение итогов определенного периода в творчестве исполнителя или коллектива. Так, в основном, запись подобных релизов происходит в конце гастрольного тура, когда новый материал (если таковой имеется) уже обкатан и звучит органично. Однако финская певица Тарья Турунен решила сделать иначе и записала свой «Act II» в самом начале тура в поддержку последнего на данный момент альбома «The Shadow Self».
В отличие, от предыдущего лайв-релиза «Act I», который содержал компиляцию двух выступлений в театре El Circulo в аргентинском Росарио, «Act II» содержит два разноплановых концерта (четыре, включая концерты на фестивалях Hellfest и Woodstock в 2016-м году – в mediabook-издании), которые были сняты в мае и ноябре 2016-го соответственно. Первая часть – это камерное выступление в Лондоне в студии Metropolis (где в разное время записывались такие артисты, как Queen, U2, Эми Вайнхаус и другие) перед аудиторией в двадцать человек – победителей в конкурсе, который устраивала Тарья. А второй – полноценное двухчасовое шоу в Teatra della Luna в Милане. Подобная концепция обещала быть более чем интересной и сулила «full Tarja experience».
Стоит начать с общей визуальной части, которая несомненно порадовала. Решение сделать лондонский концерт полностью черно-белым было более чем правильным. Подобная цветовая гамма придает большей драматичности и, как ни странно, дает больше прочувствовать именно камерность самого мероприятия. Грамотная режиссура и работа оператора сделали свое дело – концерт получился довольно-таки кинематографичным. И нельзя не отметить хорошую работу осветителя – Тарья и музыканты смотрятся в выгодном свете в прямом смысле этого слова.
Визуал концерта в Милане более вычурный: он полон красок и невероятно ярок. Многоплановая съемка позволяет оценить все в полном масштабе. Концертные кадры перемежевываются со вставками из клипов, а также фотографиями — студийными и с концерта. Некоторым последнее показалось лишним, хотя на самом деле оно смотрелось органично, особенно на быстрых драйвовых песнях. Порадовал монтаж. Видеоряд не выглядит рваным и хаотичным.
Хочется отметить и внешний вид самой Тарьи. Несмотря на некоторые крайне спорные аутфиты на протяжении всего тура «The Shadow Self», певица выбрала для представленных концертов самые лучшие наряды. Сирья Тииликайнен создала экстравагантные костюмы, которые отлично подходят под стиль самого «The Shadow Self».
И раз зашла речь о внешнем виде, то несправедливо будет не упомянуть об оформлении самого релиза. Тим Тронко еще раз доказал, что является если не лучшим, то одним из лучших фотографов не только в контексте метал-мира. Да и общий дизайн радует глаз, и диск приятно держать в руках.
И, к сожалению, на этом все плюсы «Act II» заканчиваются: ведь сама исполнительская часть оказалась не такой привлекательной, как внешняя оболочка.
Первое, и оно же является самым главным: «Act II» не смотрится именно «живой» записью. И дело не только в том, что слышно сведение (без него не обходится ни один подобный релиз). Дело в количестве бэк-вокала. Да, подложку используют сейчас все, но в случае с Тарьей бэк-вокал не является вспомогательным элементом, а выведен на первый план на одну линию с живым вокалом Турунен, а зачастую даже забивает основную вокальную линию. На некоторых песнях певица буквально «тонет» в нем («No Bitter End», «Demons In You», «Until My Last Breath» в Милане, «Innocence», «Sing For Me» в Лондоне), в то время как живой бэк в исполнении Алекса Шолппа и Кевина Чоуна почти не слышно.
Но излишне громкий бэк-вокал — не такой большой грех, в отличие от дабл-трека (когда певец поет под «плюс» на живых шоу), который на концерте в Милане выскакивает в самый неожиданный момент. О предполагаемых мотивах – позже. Причем дабл-трек не только явно слышно («No Bitter End», «500 Letters», «Eagle Eye» в Милане, «Until My Last Breath» в Лондоне), но и… видно. На все той же «Eagle Eye» с лондонского концерта на вокализе Тарья уже «сняла» ноту, а звук продолжал идти, причем такой же полный, как и секунду назад. Это дает повод заподозрить уже стопроцентную фонограмму на данном моменте. Еще более грустная ситуация с композицией «Too Many». Что в Лондоне, что (особенно) в Милане почти 50 % песни — это не просто бэк-вокал, а самая что ни на есть «плюсовка». Припев «Many too many», что в начале, что в середине, что в конце Тарья не поет. Он просто звучит фоном, конечно же, в той же середине невозможно разорваться между вокализом/импровизацией и пением непосредственно самого припева. Но вот слушать сплошной «плюс» на живом шоу полторы минуты до вокализа и полторы минуты после – это удовольствие сомнительное.
В каких-то моментах возникает ощущение пре-рекорда или даже перезаписи. Это заметно на «Undertaker», «Slaying The Dreamer» и «Lucid Dreamer» в Милане. Но утверждать это с полной уверенностью невозможно, так как звук на «Act II» просто полированный. Тим Палмер, как и в случае с «Act I», постарался на славу, местами даже чересчур, поскольку, как уже упоминалось выше, живого бэк-вокала от музыкантов почти не слышно. Лондонский концерт сведен много лучше, но и почва там благодатней, ведь запись концерта велась прямо в студии. Поэтому он и выглядит выгоднее на фоне миланского шоу, но при этом он менее «живой».
Второй проблемой «Act II» является, как ни странно, сама Тарья, а точнее — ее вокал. Нет, у нее нет серьезных проблем, как, например, других вокалистов, но есть другая вещь, которая может быть куда хуже непорядка со связками. Речь идет о небрежности исполнения. Это не какой-то там «рок-вокал», который некоторые так любят ей приписывать, ибо это все-таки отдельная вокальная техника, которой Турунен не владеет. Тарья поет спустя рукава, демонстрируя наплевательское отношение к собственному исполнению: она постоянно ширит звук, отчего голос начинает звучать плоско и некрасиво, через раз нарочно выпадает из ритма («Sing For Me», «Deliverance») и позволяет себе фальшивить.
Отдельно хочется выделить «Nightwish Medley». Несмотря на то, что то ли Тарья сама потрудилась, то ли Тим Палмер, благодаря чему нарезка песен Nightwish в этот раз звучит не так уродливо, как на других концертах, претензии все равно есть. Если сравнить ее исполнениее «Ever Dream» с «End Of An Era» и с «Act II» — разница налицо. И нет, это не потому что Турунен стала «петь хорошо как никогда». Дело в самой песне, а точнее — в ее авторе. Нарочно небрежным и едким исполнением она пытается «уколоть» Туомаса Холопайнена. Это касается не только «Ever Dream», а всех исполняемых ею песен бывшего коллектива. Все это звучит, как издевка, попытка унизить экс-коллег через эти песни, а вовсе не от большой любви к самому материалу. И непонятно почему, ведь Туомасу и Nightwish все равно, на самом деле. Это как в той буддисткой притче про двух монахов, что переносили женщин через речку. Так вот, Холопайнен оставил свой груз обид, а Тарья все еще «несет». Ну и как бонус — плохой инструментал со стороны музыкантов Тарьи.
Возвращаясь же к вокальному исполнению в целом, хочется вспомнить интервью самой Тарьи для журнала Metal Hammer, в котором певица говорила, что на рок-сцене она «забывает о вокальной технике», что, в отличие от классики, ей «не нужно быть идеальной» и она просто «веселится со своим коллективом». И это довольно странный подход: ведь если ты артист, то вне зависимости от жанра ты обязан быть идеальным. Главным образом, потому что это честно по отношению, прежде всего, к себе и публике. Никто не хочет платить за халтуру, пусть и под известной вывеской. Все это наталкивает на мысль о том, что метал как жанр Тарье до лампочки, как бы грубо это ни звучало. Эта музыка ей чужда, она исполняет ее только потому, что от нее этого ждут. И в пользу данной версии говорит следующая немаловажная вещь.
Еще одной проблемой как «Act II», так и всего остального метал-творчества Тарьи является эмоциональность. А точнее — ее отсутствие. Чувства – это не фальшивые ноты. Их нельзя «подправить» или «вычистить». И если холодность и отрешенность исполнения в эпоху Nightwish кое-как простительна ввиду того, что Туомас все-таки про себя писал, то с сольным материалом это не прокатит. Ни одна из исполненных песен не заставила сердце екнуть и не вызвала мурашек по телу. Все было исполнено поверхностно, блекло и неубедительно. Постоянные улыбки где можно и нельзя. Фраза «It’s partytime!» перед «Until My Last Breath» обескуражила, песня-то довольно серьезная. А о кривляниях на «Victim Of Ritual» и говорить не приходится. Но фальшь сквозит не только в пении: если в Лондоне Тарья говорила со зрителями обычно и непринужденно, то в Милане была просто феерия наигранности, и она порядком раздражала. Говоря о двадцати годах на сцене, певица ожидаемо не упомянула Nightwish. С одной стороны, она не обязана этого делать, а с другой – ты продолжаешь из года в год петь их песни. Никто не просит распинаться в тирадах, но хоть завуалированно можно было бы что-то сказать перед тем же «Nightwish Medley». Понятное дело, что простенькое «Спасибо» меркнет на фоне едкого и пафосного «Many, many, many […] years ago I was in the band».
Резюмируя, можно сказать, что перед нами милая безделушка, «чочке» — красивая, но абсолютно бесполезная вещь. Красивое оформление, замысловатые видеовставки, маскирующие и отвлекающие от вокально-музыкальной части — все это лишь фасад, за которым почти ничего нет. Это скучный и пустой в плане эмоций релиз. Тарья Турунен доказала в очередной раз, что она бренд, коммерческий проект. Ведь некоммерческие артисты не выпускают один релиз в десятках изданий, не нанимают топовых звукооператоров и фотографов. У них нет на это таких денег, либо они просто не заморачиваются. Тарья же играется в серьезного музыканта, нарочито усложняя свою музыку, а по факту просто затягивая хронометраж композиций. Как ни прискорбно это признавать, но Турунен все еще остается всего лишь альтернативой для поклонников Nightwish, которые по той или иной причине не смогли принять последующих вокалисток или новый виток в творчестве финской легенды. Тяжело разочаровываться в людях, которые некогда вдохновляли и были своего рода кумирами. Хотя, может, так оно и должно быть? Может ли это быть знаком того, что очень скоро появится новая звезда, которая будет сиять куда ярче?