Otep – Kult 45
3/10
Избрание Дональда Трампа президентом США послужило неслабому росту протестных настроений в Америке в связи с подобным положением дел. Всякого рода «женские марши», акции несогласия буквально захлестнули страну. Конечно же, многие артисты не остались в стороне и при каждом удобном случае высказывали свою позицию тем или иным способом, будь то гневный спич со сцены, своеобразные шутки во время церемоний награждения или различные флешмобы и перформансы. Не осталась в стороне и главная активистка метала Отеп Шамайя, которую до глубины души возмутил выбор сограждан. Так появился самый «злой и честный альбом», по словам артистки, «Kult 45». Но так ли это на самом деле?
Первое, что хочется отметить, — это тотальное упрощение музыки по сравнению с предыдущим релизом «Generation Doom». Вариативность и разноплановость была принесена в жертву в угоду всего одному жанру. Главенствующую позицию на этот раз полностью занял рэпкор и не уступал оную другим стилям на протяжении всего альбома. Но и тут не все так гладко. Так как жанр предполагает кроссовер между тяжелой музыкой и хип-хопом, то нужно уметь находить баланс между такими, на первый взгляд, несочетаемыми направлениями. До поры до времени Отеп удавалось находить эту точку соприкосновения, но не в этот раз. Музыка и речитатив Шамайи будто из разных «опер» и не смотрятся гармонично. Кстати, последнего стало невероятно много по сравнению с предыдущими релизами и особенно со все тем же «Generation Doom», и где-то к середине альбома это начинает напрягать. Вообще, оголтелых хип-хоп-элементов стало в разы больше, и это особенно хорошо слышно на таких композициях, как «Undefeated» и «Boss».
Также неприятно удивила попытка подражания Otep творчеству Rage Against The Machine и Body Count. Да, Отеп называет первых своими главными кумирами, но зачем самодостаточному артисту начинать копировать творчество других, пусть и столь любимое? Даже наличие трибьют-композиции «Wake Up» не внушает доверия, а смотрится как попытка, как бы грубо это ни звучало, примазаться к легенде. Ну, а «Boss» до боли напоминает по стилистике саундтрек к «Черной Пантере» от Кендрика Ламара.
Но и самоповторов тоже хватило. По словам самой Шамайи, для записи «Kult 45» использовалось то же оборудование, что и при записи дебютного альбома «Sevas Tre», чтобы воссоздать аутентичную атмосферу и звучание «первенца». Но и тут коллектив поджидала неудача. Так, «Cross Contamination» вертится вокруг мотивов «T.R.I.C.K», а вот «Trigger Warning» отсылает к более позднему творчеству в лице бриджа «Lords Of War».
Единственное условное «светлое пятно» — песня «Brave», которую Отеп посвятила своей девушке, но и она, песня, смотрится неуверенно и несколько «не в тему».
Лирика также деградировала: тексты наполнены агрессией и ненавистью к известной всем персоне и его последователям. Но написаны они довольно просто, если не сказать примитивно. Одни и те же слова и фразы «переезжают» из одной песни в другую. А лирику к «Boss», складывается впечатление, писал какой-нибудь условный Канье Уэст. Исключением, опять же, является «Brave», хотя чего-то сверхъестественного в ней также нет.
Все это подводит к самой концепции альбома. «Kult 45» планировался как манифест, книга откровений, судя по интервью с Отеп, и даже композиции она называет не иначе, как псалмы. Но в итоге ничего вышеперечисленного на альбоме нет. Вместо этого мы получили абсолютно подростковую работу, наполненною юношеским максимализмом. Такое впечатление, что перед слушателем дебютный альбом юного коллектива, участники которого все еще ищут себя и не знают куда деть накопившуюся агрессию. Это было бы простительно начинающему коллективу, но когда слышишь подобное от зрелого музыканта — это вызывает как минимум недоумение. Hate speech, обилие ненормативной лексики и шаблонные фразы тяжело назвать протестом и маршем против системы. Как и робкое «be brave with me» — одой настоящим чувствам.
Что в итоге. На выходе мы получили очень инфантильную и незрелую работу, переполненную всеми возможными клише и популистской лирикой. Как средство для снятия стресса после двойки по математике вполне сойдет, но рассматривать «Kult 45» как серьезное произведение, имеющее культурную и социально-политическую ценность, попросту глупо.