Draconian – Sovran
10/10
«Не верю в Бога я, не обольщаюсь вновь
Наукою, а древняя ирония. Любовь,
Давно бегу ее в презренье молчаливом».
Поль Верлен «Тоска»
Я всегда считала, что осень лучшее время для выпуска альбомов в жанре дум-металл. Опавшие листья, дождливые холодные вечера создают идеальную атмосферу глубокой меланхолии и душевного упадка. И не мудрено, ведь по-хорошему, дум – это, как-никак, довольно грустная музыка. А если подмешать туда и любовную тематику, то выйдет новое детище шведов Draconian «Sovran».
После довольно спорного «The Rose For Apocalypse» и ухода из коллектива Лизы Йоханссон, у фанатов закрались вполне обоснованные сомнения в будущем любимой группы. И если вокалистку Draconian нашли довольно быстро, то с выпуском альбома музыканты решили не спешить. Уйдя в «подполье», они решили медленно доводить новый материал до ума. Даже концертов вплоть до 2014-го года не давали. И вот в середине лета Draconian объявили, что новая работа получила необычное название «Sovran» и увидит свет в конце октября. Ну что ж – час настал. Сейчас мы узнаем, а стоила ли игра свеч.
В какой-то мере «Sovran» является своего рода продолжением «Turning Seasons Within», который до сих пор незаслуженно отсиживается в тени всеми любимого «Arcane Rain Fell», по всем параметрам: от музыкальной составляющей до атмосферы и тематики. Например, «Stellar Tombs» своеобразное продолжение «Earthbound», в то время как в «Dusk Mariner» присутствуют отсылки к «Morphine Cloud». Но речь идет именно о прямом развитии музыкальной темы, а не о самоплагиате из-за отсутствия новых идей. Альбом достаточно ровный в хорошем смысле этого слова. Нет проходных песен, все сливается в один тягучий поток, что в наши дни редкость. Но ведь Draconian не radio-friendly группа, равно, как схожие по жанру коллективы. Они не выпускают два-три относительно запоминающихся сингла на которые и делается ставка. Их задача выпускать качественный и серьезный материал. И «Sovran» тому подтверждение.
А теперь о неотъемлемой части жанра – атмосфере. Для меня всегда «мерилом» трагичности в тяжелой музыке был альбом «Ashes» группы Tristania. Но в этот раз ему пришлось подвинуться со своего «поста». Печальный «Sovran» так же, как и «Turning Seasons Within» повествует о несчастной любви, расставании и мучении от этого. Кроме того не отказались Draconian и от анти-религиозной тематики, которая не направлена на дискредитацию или высмеивания веры так таковой. Скорее группа своей лирикой пытается показать, что ни одна сила не способна унять боль. И что невозможно найти свое спасение в молитвах. С этим можно согласиться или нет. Но такова концепция лирики Draconian. Так таковых диалогов, которые были присущи «Turning Seasons Within» здесь нет. Кроме «River Between Us», трогательный разговор двух влюбленных, которые вынуждены расстаться. Нежности композиции придает чистый мужской вокал Даниеля Энгхеде.
Кстати, он немного о нем, о вокале. «Sovran» является первой работой для южно-африканской певицы Хейке Лангхас. Конечно, грубо было бы с моей стороны заявить, что женский вокал тут является второстепенным и погоды не делает. И что смена вокалистки никаким образом не отразится на музыке коллектива в целом. Это не так. В контексте дум-металла требование к женскому вокалу еще более суровы, чем в остальных под-жанрах. Голос должен быть не выше и не ниже определенного тембра (для разбирающихся: это лирико-драматическое сопрано). А манера — холодной и отрешенной. Всем этим обладала Лиза Йоханссон, а что ж насчет Хейке? Увы, но госпожа Лангхас не обладает узнаваемым тембром. Даже больше: ее голос, как две капли воды похож на голос Шарон ден Адель из Within Temptation и не до конца вписывается в материал. Но зато в нем, в голосе, достаточно нужной отрешенности, хотя в некоторых моментах она граничит с откровенным безразличием. К тому же немного не хватает разноплановости. Но на первый раз можно простить. Ведь мы знаем примеры и по-хуже.
Итак на выходе мы имеем одну из лучших работ этого года. Эта не та музыка, которую надо разбирать на «запчасти», анализируя каждый музыкальный ход и пассаж. Прежде всего это атмосфера и эмоции, которая она вызывает. А их «Sovran» имеет достаточно. Кажется он и есть сама осень с ее холодными дождями и одинокими вечерами. И если на душе скребут кошки, то «Sovran» разделит с тобой эту боль. Как бы пафосно это не звучало.