Ulver – ATGCLVLSSCAP
10/10
Есть исполнители, от которых не знаешь, чего ожидать в следующий раз. Даже если они и выработали определенный фундамент в виде основного стиля, довершая целостную картину некими «нововведениями» из других жанров. Среди подобных артистов и норвежские авангардисты Ulver.
После не слишком удачного «War Of Roses», который сильно терялся на фоне удивительного «Shadows Of The Sun», Ulver на время отошли от сочинительства нового материала, отдав предпочтение кавер-версиям на композиции деятелей психоделик-рока 60-х («Childhood’s Ends«). После были две довольно любопытные совместные работы. «Messe I.X-VI-X» при участии Тремсёнского камерного оркестра — причудливое неоклассическое творение, которое удачно переплетается с дарк-эмбиентом и экспериментальной музыкой. Следующей работой был альбом «Terrestrials», записанный совместно с культовым дроун/дум дуэтом Sunn O))). Альбом содержит всего три композиции, которые являются чистой импровизацией. Именного из этой пластинки и вытекает концепция «ATGCLVLSSCAP».
В начале 2014 года Ulver, объявляя новый тур, сказали, что грядущие концерты будут необычными, так как это будет ничто иное как сплошная импровизация, намекнув, что так или иначе некие музыкальные композиции могут показаться знакомыми. Именно в ходе этого тура и была записана база для новой пластинки. По его окончании басист коллектива Дэниэл О’Салливан отправился домой в Лондон разбирать весь записанный материал, после чего остальные участники доводили музыку до ума уже в студии в Осло.
Несмотря на название (акроним по первым буквам знаков зодиака), ничего особо «космического» в музыке, по сути, нет (не считая «D-Day Drone» и Vangelis-inspired «Solaris»). Скорее это нечто… потустороннее. Отрешенная атмосфера, холодное звучание — все это было и раньше в творчестве Ulver, но в этот раз все воспринимается по-другому. Может, потому что это импровизация, а значит, свободный полет идеи. А может, причиной тому тайный, едва уловимый, смысл, который музыканты вложили в эту музыку. За плавными переходами от едкой электроники до апатичного эмбиента следует «срыв» на атмосферный пост-рок. Такое обилие направлений не всегда удается выгодно сбалансировать, но Ulver сумели гармонично сплести все эти разношерстные элементы в единое целостное музыкальное полотно. В нем нет ни «дыр», ни шероховатостей. Альбом идеально ровный, но при этом не однообразный.
Что касается «реверансов» к прошлому творчеству, то они, безусловно, были, как и обещалось. «Moody Six» содержит семплы «Doom Sticks» («A Quick Fix Of Melancholy»), «Glammer Hammer» — это интерпретация композиции «Glamour Box (Ostinati)» («Messe I.X-VI-X»). Подобные «вкрапления» лишь совершенствуют музыку в целом, и разговоры о самоплагиате тут ни к чему.
Отдельно хочется выделить вокальную работу Йорна Сверена, чей чистый голос стал украшением композиций «Nowhere (Sweet Sixteen)» и «Ecclesiastes (A Vernal Catnap)» .
Подводя итог, хочется сказать, что не стоит скучать по блэковому прошлому Ulver. Просто группа поняла, что их творческий путь совершенно иной и куда более интересный, чем то, с чего они начинали когда-то. Главное, что коллектив нашел себя. И, несмотря на воспевание самими музыкантами своих кумиров, сейчас Ulver больше не равняется ни на кого. Равняться будут уже на них, и «ATGCLVLSSCAP» это подтвердил.