Midnattsol – The Aftermath
6/10
Немецко-норвежскую группу Midnattsol уже в свое время умудрились «похоронить»: ведь с момента выхода последнего альбома «The Metamorphosis Melody» прошло почти семь лет, а сами участники не спешили исправлять ситуацию и занимались своими проектами. Но в 2017-м ситуация изменилась и идейная вдохновительница и вокалистка Кармен Элиз Эспенес объявила, что группа более чем жива и активно работает над новым альбомом. А вот настоящим сюрпризом стало присоединение Лив Кристин к группе на постоянной основе. Такого поворота не ожидал никто, и многие с любопытством стали ждать, что получится у семейного подряда сестер Эспенес.
Прежде всего, хочется отметить, что по сравнению с тем же «The Metamorphosis Melody» помпезности стало в разы меньше. Альбом получился куда более сдержанным и серьезным. Превалирующая среднетемповость пришла на смену быстрым и полетным композициям. Исключением является «Syns Sang». Также группа практически отказалась от симфонических элементов (отголоски оных остались на «The Unveiled Truth»), фолк представлен не наличием соответствующих музыкальных инструментов, а самими мелодиями, которые построены по канонам народной музыки. Но и фолк-составляющей в этот раз меньше. Midnattsol все больше и больше тяготеют к звучанию традиционного готик-метала немецкого образца. Порадовало отсутствия заимствования и подражания другим артистам, хотя условно композицию «Forsaken» можно сравнить с творчеством Leaves’ Eyes периода «Lovelorn». К плюсам можно также отнести наличие норвежской и шведской лирики. На альбоме присутствуют два кавера на шведские народные песни: известная в узких кругах «Vem Kan Segla Förutan Vind?» и главный конкурент «Scarborough Fair» в плане частоты исполнения «Herr Mannelig». Последняя, кстати, получила интересное прочтение. В отличие от Coronatus, которые исполнили композицию как можно ближе к аутентичному звучанию, Midnattsol не стали облегчать звучание, а даже, наоборот, добавили элементы дум-метала, отчего песня зазвучала еще мрачнее.
Тематика лирики также претерпела изменения. Она стала более down to earth, если можно так выразиться. За исключением каверов и авторской «Syns Sang», нет больше песен на тему мифологии или фэнтези. Вместо этого на первый план вышли социальные и личные проблемы. «The Aftermath» и «Forsaken» повествуют о безразличии и жестокости людей по отношению к себе и окружающему миру, «Ikje Glem Meg» посвящена событиям 22 июля 2011 года, когда Андерс Брейвик совершил теракт на острове Утёйа. А вот текст «The Unveiled Truth», как может показаться, повествует о Лив Кристин и ее отношениях с бывшим мужем Алексом Круллом. Не исключено, что Кармен имела в виду именно эту историю, сочиняя лирику к данной песне.
Перемены произошли и по части атмосферы. Как и было сказано выше, альбом получился сдержанным не только в плане музыки, но и в плане настроения. Здесь нет такого буйства красок и атмосферы радости и счастья. «The Aftermath» очень меланхоличный и «тихий» в плане эмоций, что в принципе может говорить о зрелости самих музыкантов.
Что касается вокальной части, Кармен и Лив идеально дополняют друг друга. Это было понятно еще со времен композиции «Sigrlinn» Leaves’ Eyes. Кристально чистый голос Лив оттеняет мягкий вокал Кармен, создавая нужный контраст. Решение сделать старшую Эспенес постоянной участницей было более чем правильным.
Но у «The Aftermath» есть и минусы, главный из которых — это отсутствие разнообразия. Группа ищет новое звучание для себя, и есть ощущение того, что ребята «не дожали». Работа слишком робкая и аккуратная, как будто Midnattsol боятся оступиться. К тому же нет чувства монолитности записи: музыка «скачет» то вверх, то вниз. Также некоторые песни слишком затянуты, что портит общее впечатление. Про вторичность самого материала говорить не приходится.
И все же, несмотря на всю простоту музыки и отсутствие каких-то новаторских идей, у “The Aftermath” есть одно больше преимущество – искренность. Это очень честный альбом. Да, он не изобилует гениальными ходами и мелодиями, но при этом он наполнен любовью. А это встретишь далеко не у каждого именитого артиста.