Ex Libris – ANN — Chapter 3: Anne Frank
9,5/10
В том, что финальная часть метал-трилогии «ANN» будет об Анне Франк, не было почти никаких сомнений. Особо внимательные поклонники заметили подсказку на обложке предыдущей части – фрагмент вагона товарного поезда, одного из тех, в которых немцы перевозили евреев в концлагеря. Но если посмотреть, то выбор Ex Libris героини носит символический характер: в следующем году Нидерланды будут праздновать 75 лет со дня освобождения от нацистской оккупации.
Удалось ли голландцам достойно поведать историю, на этот раз самую сложную из всех?
Как и в предыдущие разы, музыкальная история Анны Франк поделена на три части, три основные вехи в жизни девочки. Повествование начинается с «The Diary», трогательной лиричной баллады, в которой Анна начинает вести знаменитый дневник в день своего тринадцатилетия. Несмотря на нотки грусти, сама композиция все же пропитана робким оптимизмом и некой наивностью, присущей подросткам, а мягкий и легкий голос Дианы ван Гирсберген придает «The Diary» тот нужный оттенок хрупкой радости. Чего не скажешь о следующей композиции, которая стартует прямо с места в карьер – хлесткая и тревожная «The Annex» повествует о трудных и напряженных двадцати пяти месяцах, в течение которых семья Франк с еще несколькими евреями прятались в крохотной пристройке на территории складов фабрики «Опекта». Чеканная композиция своим изменчивым ритмическим рисунком и некой бескомпромиссностью звучания показывает весь страх, который испытывала Анна. И даже полуакустические вставки, призванные «снять напряжение», не спасают: тревога и страх никуда не исчезают, а лишь все больше и больше усиливаются с каждой нотой, чтобы найти свою кульминацию в лице «The Raid». Тяжелая маршеобразная песня, описывающий самый страшный день в жизни семьи Франк — 4 августа 1944 года, когда в дверь их убежища постучало гестапо во главе с Карлом Зильбербауэром. Если «The Annex» была пропитана страхом, то «The Raid» описывает натуральный ужас, через хаотичный ритм и изменяющийся темп. Музыкальное безумие резко обрывается, постепенно сходя на нет, и возвращает слушателя к исходной «точке» в виде начала «The Diary» (такой же прием был и в предыдущей части).
Если брать музыку в целом, то по сравнению с двумя первыми частями «Chapter 3: Anne Frank» является самой тяжелой. Симфонических элементов здесь нет, равно как и нет величия и помпезности, которыми изобиловала «Chapter 2: Anastasia Romanova». Но тут они и не нужны: это не та история и не тот антураж. Наоборот, определенный музыкальный аскетизм и жесткость звучания предали той нужной атмосферы, чтобы как нельзя более точно передать всю историю.
И тут же стоит сказать об эмоциональной составляющей данной части. С уверенностью можно отметить, что «Chapter 3: Anne Frank» является самой страшной по атмосфере из всех. Ощущения надвигающейся трагедии не покидают ни на минуту. Они есть даже на безобидной «The Diary». Повествование построено так, что слушатель становится свидетелем истории, проживая с героями каждый ее жуткий момент. В «Chapter 3: Anne Frank» без преувеличения каждая композиция может довести до слез. Отдельно хочется выделить начитываемые фрагменты дневника Анны: они идеально вписались в контекст и придают нужный окрас всему повествованию.
Если говорить о вокальной части, то Диана ван Гирсберген как всегда на высоте. Она вновь доказала, что можно быть разноплановой исполнительницей в рамках одной вокальной техники. По соотношению оперного/clean spoken вокала здесь идет схема «Chapter 1: Anne Boleyn». В ее исполнении присутствует и нужная нежность и трогательность, и ужас, и истеричность. Также Диана показала себя и как хорошая актриса. Зачитываемые ею отрывки из дневника не смотрятся сухо и блекло, а как раз наоборот – несут нужный эмоциональный окрас.
Но в этот раз не обошлось и без определенных минусов. Прежде всего, это определенное музыкальное однообразие, которое, возможно, и не заметно при первом прослушивании, но начинает бросаться в глаза потом. Есть повторение музыкальных ходов и фраз. Особенно это заметно в «The Raid». Музыка отчасти стала предсказуемой. То же касается и вокальной части: в этот раз его, вокала, много. Больше, чем нужно. От этого идет некая общая перегруженность материала, что не очень хорошо. Однако эти минусы не являются такими уж существенными и не оказывают сильного влияния на восприятие материала и общую картину
В завершение можно сказать, что, скомпоновав все три части «ANN», мы имеем одну из самых сильных концептуальных работ последних лет в тяжелой музыке. Ex Libris доказали на своем примере, что необязательно быть подписанными на раскрученный лейбл, иметь дорогое промо и продакшен, чтобы делать качественную и талантливую музыку.