Chaostar – The Undivided Light
9/10
Возвращения греческих экспериментаторов Chaostar ждали долгие шесть лет, но вот столь долгожданный «Anomima» пришелся по вкусу далеко не всем. Многие ожидали более оперного звучания, своего рода продолжения «The Scarlet Queen». Вместо этого Кристос Антониу явил миру чистой воды авангард вперемешку с греческими и ближневосточными мотивами. А вместо кристально-чистого сопрано Сафо Ставридес, зазвучало густое и тяжелое меццо-сопрано Андроники Скула. Такая смена приоритетов разделила фанатов на два лагеря: одни считали, что Крис сам не знает, чего хочет, остальные же – что это логичный шаг для коллектива, если они не хотят стать заложниками одного направления. Так или иначе, страсти со временем улеглись, и все стали ждать следующего творения.
Итак, Chaostar продолжили традицию, заложенную на предыдущем альбоме, и пластинку открывает «белая ворона», стилистически странная и ни на что не похожая вещь. На «Anomima» это была авангардная «間 — MA» с японской лирикой, а на «The Undivided Light» группа пошла еще дальше и представила «Tazuma Jua», электро-симфоническое произведение… на языке суахили. И раз зашла речь о языках, то разнообразия тут несколько меньше, чем на предшественнике. Так, снова присутствует лирика на немецком («Blutbad»), а также имеется композиция на греческом языке («Memnizo»). Как и в прошлый раз, альбом получился довольно вариативным, но при этом не таким хаотичным в стилистическом плане. «The Undivided Light» вышел куда более целостным и не выглядит «рваным»: композиции перетекают одна в другую, создавая единую музыкальную канву. Но при этом нельзя назвать его однообразным — он скорее продуманный и выверенный. Несмотря на то, что традиционные мотивы никуда не делись, их концентрация стала меньше, и снова стала отчасти превалировать классическая составляющая. Особенно это слышно на «The Undivided Light» и «Memnizo». Но если говорить непосредственно о классике как таковой, то особый интерес представляет композиция «Blutbad», построение которой (и прежде всего, это касается вокальных линий) отсылает к музыкальному экспрессионизму в целом и творчеству Альбана Берга в частности. А для тех, кто знаком с музыкой барокко, станет приятным сюрпризом фрагмент арии Дидоны «When I Am Laid In Earth» из оперы Генри Перселла «Дидона и Эней». «Stones And Dust» порадует тем, что содержит в себе отсылки к «The Scarlet Queen». А на «Silent Yard» Chaostar продолжают совершенствоваться на поприще классического авангарда. Завершает пластинку нетипичная в своей нежности и некой хрупкости «Ying & Yang».
Приятно порадовала секция традиционных инструментов. Несмотря на скудное разнообразие оных по сравнению с «Anomima», это не пошло в ущерб качеству, а наоборот, смотрится уместно и не перекрывает музыку.
Отдельно хочется выделить вокал. Андроники Скула проделала колоссальную работу. Она звучала достойно и на предыдущей пластинке, но именно здесь ее потенциал раскрылся полностью. Крису удалось окончательно вписать обладательницу драматического меццо-сопрано в свою музыку. Несмотря на исключительно оперную подготовку, вокал Андроники невероятно вариативен. И пусть это прозвучит, возможно, голословно, но ее работа на «The Undivided Light» сравнима с работой Лизы Джеррард на альбомах Dead Can Dance.
Говоря об атмосфере, можно с уверенностью сказать, что перед нами очередной «невесенний» релиз. Но при этом — в нем нет меланхолии и светлой грусти ранней осени, как, например, у Александры Мартин. «The Undivided Light» представляет собой олицетворение позднего ноября с его холодными ветрами и почерневшими ветками деревьев. Он не трагичен, как «Anomima», он вышел упадническим, тленным и местами невероятно депрессивным. В нем нет скачков настроения, он однотонно-мрачный и холодный, и в этом вся его прелесть. Единственным условно светлым пятном является уже упомянутая «Ying & Yang».
Если говорить о минусах, то их как таковых тут и нет. Разве что, этот альбом не для каждодневного прослушивания и нужно соответствующее настроение, чтобы полностью воспринять его.
Резюмируя, можно сказать, что Кристосу Антониу удалось создать действительно уникальную вещь. Это зрелый и очень глубокий альбом. Это элитарная музыка, как бы громко это ни звучало.