Если вы любите рок и метал оперы, или современный прогрессивный метал, или современную тяжелую сцену Нидерландов, или всё это вместе — вы наверняка знаете Арьена Энтони Лукассена. Человека, который на протяжении вот уже четверти века с поражающей производительностью выпускает массу музыки, в частности — эти самые метал-оперы с большим количеством приглашенных музыкантов со всего земного шара. Главное детище Арьена — это, конечно же, Ayreon, и масштаб каждого альбома этого проекта и репутация Лукассена таковы, что выход каждой новинки всегда сопряжен у меломанов с большими надеждами и ожиданиями. Новинка 2020 года, о которой пойдёт речь дальше, исключением не оказалась. Итак, краткие вводные данные: альбом носит название «Transitus», по традиции включает в себя две части. В основу сюжета легла совершенно новая история, никак не связанная с основной сагой Ayreon о сверхрасе Фориверов, которая в своё время и принесла Ayreon известность. И впервые вместе с альбомом выпускается отдельный полноценный 25-страничный комикс, иллюстрирующий историю альбома.
Практически с самого начала некоторые вещи, связанные с этим альбомом, вызывали у многих поклонников достаточно спорные эмоции и, как следствие, провоцировали противоречивые комментарии. Во-первых, само название — «Transitus». После всех тех порой замысловатых, но при сём таких изящных и необычных названий, которые носили ранние альбомы Ayreon (чего стоит один только «01011001», который «в народе» звали просто «01»), «Transitus» звучит хоть и коротко, но слишком громоздко, «в лоб» и, простите, стереотипно по-паверному. Во-вторых, обложка. Дело даже не в том, что, после многолетнего и крайне удачного сотрудничества с бельгийским художником-сюрреалистом Йефом Бертельсом, Арьен вдруг решил не просто обратиться к другому художнику, но и в принципе сделать оформление в другом стиле. Во-первых, всем иногда хочется новшеств и экспериментов, и это нормально, а во-вторых, это он сделал ещё на предыдущем альбоме Ayreon «The Source». Суть в том, что обложка «Transitus» в 2020 году просто не воспринимается серьёзно как обложка альбома столь уважаемого и масштабного музыкального проекта. Она скорее вызывает в памяти сонм обложек типичных павер и хэви коллективов из начала нулевых, когда начался бум на сильно компьютерные и коллажные оформления (все же помнят совершенно чудовищный кавер альбома «Dance of Death» Iron Maiden?). Ну или как фан-обои того же периода. Создаётся ощущение, что все силы были вложены в комикс, обложку и некоторые страницы которого мы уже могли видеть. И которые как раз смотрятся очень продуманно, масштабно и отлично соотносятся как с историей альбома, так и с заявленным стилем самого комикса. При этом не совсем понятно, почему в качестве обложки альбома не использовали обложку комикса, или хотя бы коллаж из главных действующих лиц комикса (как это очень удачно сделали, например, Arena на «Pepper’s Ghost»).
Но это всё обёртка, главное — содержание. Чуть ли не основное, что обычно будоражит умы слушателей, когда Арьен Лукассен объявляет о скором выходе нового альбома Ayreon — это состав вокалистов. На «The Source» было ощутимое преобладание мужских голосов над женскими, здесь же Арьен словно решил выправить ситуацию, так что мужских и женских персонажей, если не брать в расчёт рассказчика, хор и фоновые вокализы, получилось поровну. Отбросив любые личные субъективные ощущения и предпочтения, необходимо признать, что состав интересный и сильный: тут мы можем видеть как уже почти поселившихся в стане Ayreon вокалистов, типа Томми Каревика и Майкла Милза, так и совершенно новых персонажей: прежде всего, большую звезду рок-сцены Ди Снайдера из легендарных Twisted Sister; восходящую звезду прог-метал сцены Кэмми Килберт из Oceans of Slumber (которые сами на днях презентовали новый альбом); «переметнувшуюся» от Тобиаса Заммета, «заклятого друга» Арьена, Аманду Сомервилль. Полный состав вокалистов (по персонажам) выглядит следующим образом:
Томми Каревик (Seventh Wonder, Kamelot) — Дэниел
Кэмми Килберт (Oceans of Slumber) — Эбби
Джоаннес Джеймс (Threshold, Kyrbgrinder) — Абрахам, отец Эбби
Аманда Сомервилль (Trillium) — Лавиния, мачеха Эбби/жена Абрахама
Симона Симонс (Epica) — Ангел Смерти
Ди Снайдер (Twisted Sister) — Отец Дэниела
Майкл Милз (Toehider) — Статуя
Пол Манци (ex-Arena) — Генри, брат Дэниела
Марсела Бовио (ex-Stream of Passion, MaYaN) — Фурия #1
Каролина Вестендорп (The Charm The Fury) — Фурия #2
+ отдельно стоит отметить Тома Бейкера (британского актёра, наиболее известного по роли Четвёртого Доктора *того, что в шляпе и длиннющем шарфе* в британском научно-фантастическом сериале «Доктор Кто») в роли рассказчика и Диану ван Гирсберген (ex-Xandria, Ex Libris) как исполнительницу фоновых вокализов.
В состав приглашенных музыкантов, в числе прочих, вошли, во-первых, сам «великий и ужасный» Джо Сатриани, во-вторых, популярная на YouTube и среди любителей колёсной лиры немецкая исполнительница Патти Гёрди. Также стоит отметить, что это первый со времён «Universal Migrator Part 1: The Dream Sequencer» (т.е. за 20 лет) альбом Ayreon, партии ударных на котором исполнил не уже столь полюбившийся поклонникам Эд Варби. На сей раз место за ударной установкой занял Хуан ван Эммерлот (нам это имя мало что скажет, но в музыкальных кругах Нидерландов это достаточно известный барабанщик и продюсер).
С составом разобрались, приступим же к разбору треков и истории:
Альбом начинается с десятиминутного эпика «Fatum Horrificum», условно разделённого на шесть частей: «Graveyard», «1884», «Daniel and Abby», «Fatum», «Why?!» и «Guilty». Сперва идёт очень мрачное и торжественное вступление со звуками дождя, ветра, колоколов, вокодера и типично айреоновским вайбом. Далее вступает рассказчик в лице Тома Бейкера и своим глубоким низким голосом представляет нам время и место действия («1884 год, тёмные, жестокие и трудные времена с разделением на два мира — мир богатых и бедных, чёрных и белых, мастеров и слуг, …») и знакомит нас с главными героями истории — Дэниелом и Эбби, влюбленной парой, которой, увы, недолго предстоит быть счастливой, происходят некоторые трагические события… Повествование прерывается звонким вокализом, поющим в унисон с тревожной скрипкой, далее вступают клавиши, которые на самом пике также резко обрываются вместе с голосом, и начинает звучать типично прог-роковый инструментальный проигрыш с гитарным соло в лучших пинкфлойдовских традициях. Спустя полторы минуты мелодия снова меняется, и в дело вступает хор, в грегорианской манере пропевающий всякое на латыни… В общем, вся структура трека построена на резкой смене «курса» через малые промежутки времени – приём старый, но конкретно здесь не идущий композиции на пользу: она звучит скомкано, и ухо не успевает ни за что как следует ухватиться. Последняя часть эпика, «Guilty», в которой впервые очень эффектно вступает Кэмми Гилберт в роли Эбби, так и просится отделиться и стать отдельным самодостаточным треком, чтобы её можно было послушать в отрыве от всех ранее идущих частей.
В принципе по отдельности всё музыкально звучит здорово и очень в тему, но именно в общую картинку собираться не хочет, а скорее напоминает наспех сшитое лоскутное одеяло из звуковых фрагментов. Вокалистов, однако, представили как нельзя лучше: Том Бейкер рассказывает очень выразительно, экспрессивно и в меру театрально. Забегая вперёд также отмечу, что вставки с его голосом сделаны очень грамотно и звучат максимально к месту и четко необходимое количество времени, без перегибов и возникновения у слушателя желания перемотать этого «нудного дядьку». У Арьена уже была возможность «обкатать» эту схему на своём сольном альбоме 2012 года «Lost in the New Real», где в качестве диктора выступал другой актёр с глубоким и проникновенным голосом — Рутгер Хауэр, — и на «Transitus» шалость как нельзя лучше удалась снова.
Каревик — он всегда Каревик, это его участие уже на третьем подряд студийном альбоме Ayreon, и на всех он звучит плюс-минус одинаково (пусть и одинаково хорошо). Так что рассматривать его голос не особо интересно, в отличие от «дебютантки» Кэмми, которая (ни разу не сюрприз) в этой истории сияет и блистает. Её голос в принципе тембрально достаточно сильно выделяется на фоне голосов других гостей Арьена, и на этом альбоме она звучит особенно свежо, и даже грубые или слегка истеричные моменты в её исполнении воспринимаются очень органично и в тему.
В «Guilty» мы также знакомимся с отцом Эбби, Абрахамом, в исполнении «тёмной лошадки» вокального каста «Transitus» — Джоаннеса Джеймса. Джоанесс вообще в первую очередь известен как ударник прог-группы Threshold. Когда на официальной фэйсбук-странице Ayreon проходила игра «Отгадываем, кто за кого поёт на новом альбоме», его персона ожидаемо вызвала больше всего вопросов, люди даже разделились на два лагеря: одним слышался Ян Гиллан, другим — Дэниел Гильденлёв. В итоге же в рамках альбома Джоанесс показал, что обладает вполне себе своим (и весьма крутым) голосом, хотя и звездой истории его не назовёшь.
Следующей в трек-листе идёт «Daniel’s Descent into Transitus», коя музыкально немного отсылает нас во времена «The Theory of Everything», и в которой нам объясняют, что же это такое — «Transitus». За исключением последнего факта и того, что в песне поёт опять же Каревик, ничего особенно примечательного в композиции нет.
«Listen to My Story». «Well, hello there» — игриво произносит Ангел Смерти в исполнении Симоны Симонс, и начинается первое по-настоящему яркое пятно (а заодно — претендент на хит) на альбоме. Лёгкие свинговые элементы во вступлении и проигрышах в сочетании с тяжёлыми гитарами вызывают в голове мысли чуть ли не о Diablo Swing Orchestra, в то время как припев достаточно типичен для Ayreon и всего стиля симфо-метал. Композиция строится на диалоге Дэниела и Ангела Смерти (в припеве к Ангелу присоединяются обе Фурии в исполнении Марселы Бовио и Каролины Вестендорп), и Симона звучит достаточно гибко, ярко и уместно. В работах Арьена у неё в принципе получается показать себя с новой, более нежной и даже «живой» чтоли стороны, нежели в её основной группе Epica.
Небольшой кульбит в прошлое, и слушателю уже повествуют об истории любви Дэниела и Эбби в «Two Worlds Now One». Очень красивая баллада в лучших традициях классического прог-рока, с практически образцовыми гитарными соло, гармониями, распевками, и фирменными айреоновскими «всплесками» флейты в кульминационных моментах. Голоса Томми и Кэмми прекрасно дополняют друг друга, с вокальной и эмоциональной точки зрения оба здесь выложились на все сто.
«Talk of the Town» начинается как типичный прог-фолк от Арьена, … хотя нет, стоп, эта композиция не просто наглядно демонстрирует стилистический почерк Лукассена, она напоминает вполне конкретную песню. Честно говоря, мне понадобилось какое-то время, чтобы сообразить и соединить одно с другим, сперва искала отсылки в предыдущих работах Ayreon. Пока до меня не дошло, что мелодия припева — это же «Digital Rain» Star One! В принципе, для Арьена брать материал одного проекта и «перерабатывать» его в другом — вещь не новая (вспомним хоть Ambeon), но в данном случае пока неизвестно, было это задумано специально или получилось случайно.
Абстрагируясь от этого факта, песня получилась отличная: живая, хуковая и очень айреоновская. И да, здесь могут ликовать фанаты британцев Arena, потому что в историю эффектно вступает брат Дэниела Генри в исполнении Пола Манци. «Old Friend» — своеобразное лиричное интро к «Dumb Piece of Rock», по названию же второй уже можно догадаться, что именно в ней мы встретим Статую — пожалуй, самого необычного (и не сказать чтобы особенно нужного) героя истории в исполнении Майкла Милза. Песня демонстрирует типичные вокальные фишки Милза во всей его красе — все эти ультравысокие ноты, карикатурные переигрывания, завывания на заднем плане, и всё это в сочетании с ироничной лирикой. Трек отличный, но, честно говоря, не получается отделаться от мысли, что его написали специально под Милза и только для того, чтобы Милз был на альбоме. Типа, «ну Майкл клёвый, я его люблю, это моя история, почему бы и нет?.. «.
История движется дальше, слушателю сообщают о некоем предательстве, и начинается «Get Out! Now!» — вне всяких сомнений, главный хит альбома и звёздный час Ди Снайдера (и Джо Сатриани заодно). Опять же, очень чувствуется, что трек написан специально под Снайдера, в стиле классического хард-энд-хэви и глэма образца 80-х. Очень мощный трек с взрывным припевом, на котором к Снайдеру очень органично присоединяются Фурии, и Каролина даже местами «выпускает на свободу» свой рык.
«Seven Days Seven Nights» — лиричное аутро, которое знаменует собой окончание первого диска и первой части истории.
Вторая часть начинается с «Condemned Without A Trial», очень тревожно для слушателей и, как несложно догадаться из названия, откровенно плохо для Эбби. Достаточно динамичный трек в типично мюзикловом ключе, с энергичными «перекличками» вокалистов и хоровыми вставками.
«Daniel’s Funeral» в дарквейво-неоклассическом стиле продолжает тревожную ноту истории. Это, пожалуй, самая мрачная композиция альбома, которая местами настроенчески напоминает «Day Twelve: Trauma» с альбома Ayreon «The Human Equation», но повествуется в треке совсем не подробности похорон Дэниела. И здесь мы знакомимся с Лавинией (мачехой Эбби) в исполнении Аманды Сомервилль.
«Hopelessly Slipping Away», наравне с «Two Worlds Now One» — одна из красивейших вещей «Transitus», и вновь с чувственным дуэтом Кэмми и Каревика. Звучит она в стилистике Ambeon: те же эмбиентовые элементы в сочетании с типичной арьеновской гармонией, тот же спокойный темп композиции, но напряжение и тревога в её настроении.
«Slipping Away» плавно перетекает в «This Human Equation», и это тоже своего рода песня-филлер, которая не имеет отношения к основному сюжету, а включает в себя размышления Ангела Смерти и Фурий о человеческой натуре и щекочет уши слушателей возможными отсылками. Честно говоря, после нескольких прослушиваний всего альбома целиком и отдельных композиций убеждаешься, что этот трек — пожалуй, самый слабый на альбоме. Симона пытается быть игривой и артистичной, но именно здесь её голосу уже не хватает гибкости и сочности, а всей композиции — ярких акцентов (хоть их и пытались поставить тем же «Nice!», но — не дотянули) и хукового въедливого припева.
«Henry’s Plot» с просто потрясающей вокальной партией Сомервилль воспринимается как своего рода вступление к «Message from Beyond», которая, в свою очередь, становится точкой старта для нарастания напряжения во всей этой истории. Очень продуманный и стильный трек с простой, но интересной структурой, а дуэт Аманды и Кэмми — маленький оргазм для ушей и именно то, чего ожидаешь от совместной работы двух талантливых и самобытных вокалисток.
Далее — череда сравнительно коротких треков («Daniel’s Vision», «She is Innocent», «Lavinia’s Confession», «Inferno»), которые резко сменяют друг друга, и события начинают развиваться с головокружительной скоростью. Всё внимание здесь сосредоточено на сюжете, и, по факту, в этом кусочке сюжета больше, чем во всём первом диске.
К финалу истории слушателя подводят путём закольцовывания альбома:
— в «Lavinia’s Confession» (которая даёт по максимуму раскрыться голосу Джоаннеса, и, ещё раз, он прям крут!) мы слышим возвращение мотива и мелодии из «Daniel’s Descent into Transitus»;
— в «Your Story Is Over!» — из «Listen to My Story»;
— в «Abby In Transitus» — из «Two Worlds Now One»;
— в «The Great Beyond» — из «Talk of the Town» и «Fatum Horrificum».
В «The Great Beyond» звучит последний дуэт Эбби и Дэниела, ещё более эмоциональный и надрывный, чем до этого, Кэмми и Томми дали себе разгуляться напоследок. Далее вступает хор, и… конец.
Как вы могли заметить, детали сюжета я раскрывать не стала. Во-первых, чтобы избежать спойлеров, во-вторых, из желания дождаться официального комикса, который также, возможно, сможет прояснить и дополнить некоторые моменты. Говоря откровенно, история интересная (если, конечно, вы не являетесь поклонником исключительно основной фантастической истории Арьена про Фориверов), и, несмотря на готично-мистический флёр, она ближе к более земным сюжетам Арьена про человеческие отношения, которые он поднимает в альбомах Ayreon «The Theory of Everything» и «The Human Equation». Однако она вызывает целый ряд вопросов как с точки зрения логики действий персонажей, так и способа ведения повествования (по сути, основная масса событий пришлась на вторую половину второго диска альбома, на первом диске сюжет бо́льшей частью ходил вокруг одного и того же). Некоторые вещи, по факту, вообще остались без объяснений, но вот тут-то в дело может вступить как раз ожидаемый комикс, где могут быть не только дополнительные диалоги и расширенные пояснения рассказчика, но и иллюстрации происходящего.
И да, не обошлось без филлеров (да, оказывается, они бывают не только в сериалах) — песен, которые никак не влияют на сюжет. С другой стороны, они альбом и не портят.
Резюмируя всё выше написанное: Можно ли сказать, что «Transitus» если не лучший, то, по крайней мере, образцовый альбом Ayreon? Пожалуй, нет. В рамках главного детища Арьена можно найти работы и с более продуманным сюжетом, и более богатой музыкальной палитрой, и с бо́льшим количеством хитов. Можно ли назвать «Transitus» просто хорошим крепким альбомом, который можно смело рекомендовать для прослушивания? Десятикратное «да»! Несмотря на не самое удачное вступление и неравномерно распределённый сюжет, музыкально альбом звучит очень целостно и банально красиво. Отдельно надо отметить, что вокально «Transitus» — это маленький звуковой праздник: все голоса хороши и сами по себе, и в рамках конкретно отведённой им роли, а главное — отлично оттеняют друг друга. Даже Диана ван Гирсберген, не получившая отдельной роли, привносит ощутимый вклад в общее атмосферное и звуковое полотно альбома. Опять же, Арьен учёл ошибку своего предыдущего опуса, на котором был целый табун прекрасных, но местами однотипных вокалистов, которые либо изначально похожи друг на друга, либо поют в плюс-минус схожей манере/схожем стиле. Из-за чего терялась изюминка конкретных персонажей, да и альбом местами становилось банально скучно слушать (не только лишь из-за этого, конечно, и здесь ещё один плюс в копилку «Transitus»: после своего спорного предшественника он смотрится как удачная попытка реабилитироваться).
Время оценки, и пусть это будет 7/10
Автор рецензии: Миц Хертон