Меню
О Нас
«She’s a killer, killer!»
Отчет о концерте Тарьи в Москве 13 сентября 2019 года
Отчеты
14 сентября, 2019г.
Vera Donovan

Выпустив новый альбом In the Raw”, Тарья Турунен приняла весьма мудрое решение первым делом привезти свое «сырье» на «переработку» в Россию – на один из своих главных рынков, где спрос велик и аудитория всегда встречает певицу с распростёртыми объятиями, цветами, подарками и овациями.

На сей раз у Тарьи был запланирован тур аж из 10 концертов по городам и весям России-матушки, и начала дива свой путь прямо по Радищеву – из Петербурга (12 сентября) в Москву (13 сентября). И вот как прошел концерт финской звезды в столице.

Действо происходило в так называемом «ГлавКлубе» (ГлавClub Green Concert), где, к слову, я была пять лет назад на своем первом и единственном (до минувшего вечера) рок/метал-концерте Тарьи, так что по ходу повествования я, наверное, буду позволять себе делать некоторые сравнения с тем прошлым разом, когда певица привозила к нам программу в поддержку, на мой взгляд, самого удачного своего релиза “Colours in the Dark”.

Как и предполагалось, на сцену в заявленные 20-00 Тарья не вышла, а вместо нее на сцене появился разогрев — молодая каталонская команда Saltimbankya, получившая полчаса эфирного времени.

По поводу разогрева, увы, ничего хорошего сказать не могу. Это было нечто … не то, чтобы именно найтвишеподобное, но с претензией на оное (на фоне чего даже небезызвестная немецкая группа Coronatus выглядит зрело и убедительно). Коллектив из солнечной Барселоны играл какую-то одну бесконечную песню, построенную на трёх стандартных аккордах, с вокальной схемой «красавица и чудовище» (причем «красавица» силилась в плоский и заурядный «академ», и периодически ее не очень точные интонации неприятно резали уши). Между песнями следовали какие-то театрализованные диалоги, полные отдающей дешевизной драмы и вызывающие только недоумение. Вишенкой на торте этого саппорта был звук если не отвратительный, то весьма близкий к таковому.

Пять лет назад Тарья привозила в качестве разогрева, помнится, Ayin Aleph – исполнительницу весьма спорную и неоднозначную, но хотя бы обладающую неким собственным лицом и стилем. Здесь же возникло чувство, что разогрев был выбран таким образом, чтобы материал главной виновницы торжества ощущался как минимум Генделем. На контрасте, так сказать. Впрочем, на самом деле такой финт вовсе не требовался, поскольку радостно ревущая публика (коей собрался полный зал!) скушала бы все, что ни предложила бы Тарья, и даже бы не пикнула.

И вот ровненько в 21-00 зазвучали первые звуки интро, и минуту спустя на сцене появились музыканты Тарьи и сама главная героиня вечера, облаченная в нечто с золотистым верхом (корсетом), черными брюками внизу и странными штуками на бёдрах, придающими аутфиту некую долю комизма. Забегая вперед, скажу, что в течение вечера Тарья представила целых три наряда – все в одной концепции сочетания «золотой-чёрный» (что соответствует цветовой гамме обложки альбома In the Raw”), все наряды брючные (что очень хорошо выглядело), а второй аутфит включал в себя интересным образом встроенную в него золотую штору, ха-ха! В общем, все из серии «дораха-бахата-блескуче», но это было всяко лучше мусорных мешков и плащ-палаток, так что в плане образов можно смело поставить Тарье зачёт.

Начался концерт с новой песни – Serene”. Не могу сказать, что меня порадовал этот выбор, да и вообще, сет-лист вызвал неоднозначные эмоции. Да, с одной стороны, в нем присутствовало множество крепких хитов, слушать которые в живом исполнении весьма приятно – это иFalling Awake”, и Anteroom of Death”, и Undertaker”, и Diva”, и главный хит всех времен и народов Victim of Ritual”, и культовая в контексте творчества Тарьи “I Walk Alone”, которая, на мой взгляд, всегда бывает к месту. Ещё меня очень обрадовало присутствие в сет-листе My Little Phoenix”, напоминающей о тех благословенных временах, когда Тарья еще не играла «прог» и «арт-рок».

Ну а с другой стороны – я разочарована выбором песен с нового альбома. Да, полюбившуюся Dead Promises” я услышала, но две наиболее удачные, на мой вкус, композиции – Shadow Play” и Railroads” — остались за бортом, зато была скучная и невыразительная Tears in Rain”, попсовая Goodbye Stranger” и унылое сочетание “The Golden Chamber”/”You and I”, исполненное самолично Тарьей под пианинку («автор всей музыки», как же!) и вгоняющее в сон.

Впрочем, это мои личные придирки (читай, вкусовщина). Но, тем не менее, я бы хотела услышать немного другое в рамках представительства песен с нового релиза. Однако это уж мои проблемы, верно?

Да, чуть не забыла упомянуть центральную песню вечера – ею вполне предсказуемо стала Wishmaster”, встреченная публикой просто «на ура» (а вот исполненная, мягко говоря, не «на ура» – но об этом немного позже).

Что еще хочется отметить из положительных аспектов концерта – это звук и игру музыкантов Тарьи.

Поначалу (на первых песнях) звук традиционно плавал, гитара была слышна не особенно хорошо, но очень скоро были внесены соответствующие коррективы,  и слушать игру Хулиана Барретта (а именно он заменял отсутствующего Алекса Шолппа) было сплошным удовольствием. Особенно хорош был звук на новых песнях – гитара звучала сочно, глубоко и очень чётко.

Порадовало присутствие Дага Умибиша, в ряде случаев он выдавал очень внушительные басовые пассажи, что безусловно украсило инструментальную картину.

В концовке Goodbye Stranger” музыканты порадовали аудиторию традиционным джемом, развлекшим публику, пока Тарья удалилась переодеваться. Каждый из музыкантов получил возможность продемонстрировать свои скиллы, и здесь мне особенно запомнился Макс Лилья с его великолепным соло на электровиолончели (к слову, это был едва ли не единственный момент за вечер, когда было понятно, зачем он там вообще нужен). Наименее убедительным мне показался клавишник Кристиан Кретчмар, но это вполне ожидаемо: финские колхозники играют почему-то лучшее и интереснее. Ну, во всяком случае, для меня.

Если в целом говорить об атмосфере вечера, то всё прошло отлично – «Богиня» пела и плясала, музыканты играли, публика радовалась сему действу и получала удовольствие.

Однако в любой бочке мёда, даже цистерне, бывает ложка дёгтя. А то и не одна. А то и не ложка вовсе, а ёмкость повместительнее. О ней и пойдет мой дальнейший рассказ.

Как многие, наверное, догадались, речь идет непосредственно о вокале Тарьи. И здесь мне не показалось всё таким уж радужным и убедительным. Почему? Да потому что всё как всегда в последнее время: вот вам и смещения ритма (не во всех песнях и не сказать, чтоб чудовищно много, но прилично), вот вам и кваки (а их хватало), вот вам и это странное грубое звукоизвлечение на низах, благодаря которому иногда казалось, что на сцене не Тарья, а Надежда, простигосподи, Бабкина.

Нарочито громкие и отрывистые фразы в той же Dead Promises” (“Do you! Know it! At All!”), странный вой в середине Victim of Ritual” (когда она завыла “Paaandemooonium!”, я едва телефон из рук не выронила, пять лет назад она пела эту песню намного лучше и дисциплинированнее), открытый и широкий звук то там, то тут – все это вкупе с какими-то конвульсивными плясками сродни беснованию вызвали у меня лишь недоумение и фейспалм. Из серии «Поет и пляшет Тарья, а неловко почему-то мне».

Наиболее красиво и убедительно Тарья звучала тогда, когда использовала свою классическую/околоклассическую манеру пения, а когда тут же резко переключалась на clean spoken voice – это звучало как-то даже неестественно, словно разрывая музыкальные фразы и портя общую картину вокала.

А сейчас я позволю себе написать то, за что многие, вероятно, назовут меня хейтером (хотя мне не привыкать), но промолчать я не могу. Потому что зарево от моего пукана было видно, наверное, из космоса.

Дело касается всего одной песни – “Wishmaster”. Ладно уж то, как Тарья предварила исполнение этой песни, театрально играя роль «забывшей начало» и просящей помощи у аудитории (таким еще нарочито небрежным тоном). Но само исполнение было больше похоже на издевательство в этих кривляниях, подтанцовываниях, кваках и смещениях ритма. Возможно, я не права, но у меня как у слушателя сложилось впечатление, что она просто ненавидит эту песню и специально исполняет её с издёвкой. Может быть, это всего лишь моё «предвзятое» восприятие, но оно именно такое, и молчать о нем я не хочу.

В целом, концертом я довольна (потому что получила ровно то, чего ожидала), но именно как метал/рок-концерт я его не воспринимаю. Да, на сцене присутствовали рок-музыканты, да, вовсю ревела дисторшированная гитара, но на этом весь «роцк» и заканчивается. Все это казалось какой-то бутафорией, за которой стоит хорошая (никто не спорит с этим) и талантливая певица, но которой рок/метал как таковой совсем не близок и она исполняет его, скорее, потому что от неё этого ждут.

Перед этим я была на околоклассическом концерте Тарьи в Доме музыки в декабре, где она исполняла песни со своего «Тёмного Рождества». И могу сказать, что на том концерте мне всё понравилось намного больше – и прекрасные аранжировки, и оркестр с хором, и подборка песен, и сама Тарья как певица, и художественно-творческая мысль как таковая. Вот там Тарья настоящая, там она слушается и смотрится как сильная, самодостаточная и оригинальная творческая единица. Здесь же, в метале/роке – увы, нет. По крайней мере, для меня. А за всех тех, кому такая ипостась Тарьи искренне нравится, я очень и очень рада и от души поздравляю с отличным концертом.

Завершая свой рассказ, хочу сказать, что, сев в такси после окончания концерта, я первым делом услышала песню Ёлки «Прованс», игравшую по радио, и это стало просто идеальным завершением вечера. If you know what I mean.

Фото: Dmitriy Budelovskiy

Vera Donovan
Автор публикации
все записи автора