Паровозик Томас был списан под старость лет,
И улыбка дебильная стерлась с его лица.
Он катает в парке детей, купивших дешевый билет;
Ожидает конца.
(Иван Козлов)
«Флор Янсен – лучшая вокалистка Nightwish!» — говорили они.
«Nightwish с Флор переживает второе рождение!» — говорили они.
«Вот с Флор – это совсем другое дело, это не безголосая Удко Ользон!» — говорили они.
А я вот всегда, с того самого жуткого дня, когда Флор объявили постоянной вокалисткой Nightwish, ощущала, что наступил конец котенку. Ну, не то чтобы огульно и вообще, но, по крайней мере, в моих «взаимоотношениях» с одной из любимых групп. Ведь Флор Янсен я невзлюбила начиная года так с 2007, когда впервые услышала ее еще в After Forever. Это как любовь с первого взгляда (в данном контексте – прослушивания), только ровно наоборот: и от тембра, и от манеры (манер) исполнения этой вокалистки меня трясет почти так же, как Елену Ваенгу от пляски в храме Pussy Riot.
Так что в связи с появлением в группе Янсен я зело опечалилась. Даже поначалу решила вообще не слушать Nightwish и тем более – не ждать нового альбома и не идти на концерт, пока этот войс звучит в музыке финнов. Но, как известно, “old loves they die hard”, поэтому я продолжала колоться, плакать и жрать кактус, надеясь, что со временем приму выбор Nightwish и смогу вполне благодушно воспринимать мисс Янсен в группе.
В общем-то, так в итоге и случилось. Я даже прониклась тем, как звучала Флор в ряде песен на альбоме “Endless Forms Most Beautiful” и, несмотря на лютую отстойность нового материала, я таки решила дать себе шанс изменить мнение о Nightwish нынешнего разлива, послушав группу с вокалом Флор на живом концерте. Ведь многие даже довольно скучные композиции зачастую в живом звуке преображаются, приобретают нужный драйв и энергетику и слушаются хорошо. Это же относится и к пению живьем того или иного исполнителя.
В общем, с такими мыслями я все-таки решила сходить на концерт и обилетилась на Nightwish еще в сентябре прошлого года, буквально сразу после начала продаж билетов в Crocus City Hall.
И что же в итоге получилось?
А ничего. Я всего лишь утвердилась в своем убеждении в том, что Флор Янсен – это худшее, что случалось с группой Nightwish, а последний альбом группы – худшее, что они производили за всю свою карьеру (ибо слово «творили» или даже «сочиняли» для этого продукта явно не подходит).
Теперь подробнее о, собственно, концерте, отгремевшем (именно что в буквальном смысле) в «Крокусе» 20 мая 2016 года.
Сразу сделаю ремарку: все нижеизложенное – это сугубо мое личное впечатление, мои эмоции как поклонницы Nightwish со стажем. Ничьих чувств оскорбить и задеть своим мнением не хочу (тем не менее, в целях безопасности названных чувств дай-хард-фанаты и флорофилы могут не читать!), но и высказаться у меня есть необходимость.
Таки что я могу сказать за минувший концерт Nightwish?
С учетом моего отношения и к новому материалу, и к Флор как вокалистке, я подозревала, конечно, что мне не понравится. Но что не понравится настолько – нет, не ожидала, увы.
Но обо всем по порядку.
Надо ли говорить, что «Крокус» найты не собрали? Надо ли говорить, что это, в общем-то, было вполне ожидаемым?
Думаю, нет. А вот сказать о том, что звук был, мягко говоря, хреновым – это, пожалуй, необходимо.
Помнится, и по итогам прошлого концерта Nightwish в том же «Крокусе» я была не особенно довольна звучанием: мне не хватало тогда «мяса», не хватало звука гитары, которая была задвинута черт знает куда. В этот раз гитара была слышна, о да. Она-то была слышна, но превалировали барабаны, которые гремели так, что аж воздух в зале содрогался. На первых песнях звук (по крайней мере, на первом ряду бельэтажа, где я сидела) слышался грязноватым, несбалансированным, и в нем практически тонул вокал Флор, вынужденной перекрикивать издаваемые музыкальными инструментами потоки звуков. Марко было слышно лучше. Далее, по ходу концерта, звук отрегулировали, он стал чище и сбалансированнее, но все равно от моего идеала был далек.
Я, конечно, понимаю, что тяжело отстроить звук в таком зале, как «Крокус»: поди, подобные заведения больше заточены под концерты кадышевых и коль басковых, а не под метал. Но мне, как потребителю, это совершенно безразлично. Мне нужен результат. И я со слезами умиления вспоминаю, например, звук Therion на последнем их концерте в Москве в зале «Известия Hall» — в соляках нотка к нотке, все инструменты кристально различимы, не говоря уж о вокалистах.
Ну да ладно. Звук звуком, а еще есть и другие вещи, о которых мне хотелось бы сказать. Хотя нет… еще добавлю то, что, придя домой и выгрузив видео с айфона, я поразилась тому, что на нем звук записался чуть ли не лучше, чем было слышно живьем. Телефон удивительным образом словно бы отсеял ряд шумов, скрежета и грохота, который в реальном времени бил по ушам и частично заглушал голос Флор.
Теперь поговорим об антураже самого действа.
Вы думаете, было какое-либо шоу? Экран с видеорядом, пиротехника, какие-то фишки? Нет! Все было предельно аскетично (читай – по-жмотски). Убогие декорации, представляющие собой рисунки из буклета к новому альбому, и эти странные коричневые штуки на сцене, похожие на пни, в которые местами вписаны человеческие лица. В один такой пень был встроен синтезатор Холопайнена, а та фигня, что была расположена возле места Троя Донокли, была похожа даже не на пень, а на щедро наваленную кучу говнеца. Да и все остальные аналогичные элементы декора были, скорее, на это самое похожи. И в контексте того, что представляет собой нынешний Nightwish, данное сходство видится крайне символичным, вы не находите?
В общем, была голая сцена с пнями и мутно проглядывающими корабликами на стендах с декорациями. И на ней – самая именитая и славная симфо-метал-группа мира. Красота!
Теперь о сет-листе.
То, что львиную его долю составят песни с нового альбома, сюрпризом не стало – это вполне логично. Так же, как и не менее логично наличие по паре песен практически с каждого из предшествующих альбомов, в том числе и классических вещей Nightwish. В силу этого сет-лист ощущался не чем-то однородным, единым целым, где песни органично сменяют друг друга, а … было именно рваное какое-то ощущение. Старые и до боли любимые песни радовали слух знакомыми мелодиями, но так как их было меньше – можно сказать, что они вкраплениями света разбавляли этот набор бессмысленных звуков, которые представляет собой большая часть песен с “EFMB” (где наиболее внятной и слушабельной как была, так и остается все та же “Elan”).
И если открывавшую концерт “Shudder Before the Beautiful”, а также “My Walden” еще можно было слушать за счет наличия более-менее сносных мелодических линий, то вот “Weak Fantasy” и “Yours Is an Empty Hope” звучали ужасающе — живьем, пожалуй, даже хуже, чем на альбоме. В моем восприятии эта была лавина каких-то бессвязных грохочущих звуков с ором вокалистов.
Вообще, должна заметить, что, судя по названиям, эти две песни – гимн Nightwish нынешних времен, потому что слабая фантазия и пустые надежды суть Nightwish и есть. Нынче, разумеется.
Отдельного слова заслуживает тот жидкий понос, который был сыгран в качестве завершающей композиции концерта. Исполняемый опус, по иронии судьбы именуемый “The Greatest Show On Earth”, не вызвал ничего, кроме желания, чтобы это уже, наконец, прекратилось и мы разошлись по домам.
Что касается остальных песен, то их подбор был неплох: “Ghost Love Score”, “She Is My Sin”, “Stargazers” и, разумеется, легендарная “Ever Dream”. Отдельное спасибо группе за наличие в сет-листе “Sahara”, было достаточно неожиданно. А вот песни с “Imaginaerum” совершенно не порадовали, особенно сумбурная “Last Ride Of the Day”, вместо которой бы уж лучше сыграли “Scaretale”. Там, по крайней мере, вопли Янсен звучали бы более органично, что ли.
Однако это не принципиально: любая из песен, не входящая в состав последнего альбома, является практически шедевром. И, на контрасте с ужасающими композициями с “EFMB”, я вчера особенно четко и остро ощутила простую, но цепляющую красоту “Ever Dream”, эпичное величие “Ghost Love Score”, душевность мелодичной “Nemo”, искрящуюся яркость “She Is My Sin” и энергию “Stargazers”.
И слушать бы мне их на минувшем концерте и радоваться, ан нет. Кое-что не позволяло, кое-что делало так, что родные до боли песни, занимающие прочное место в моей жизни и моем сердце уже столько лет кряду, звучали бездушно, пресно. Так, что ни одна струнка в душе не дрогнула. И это «кое-что» — пресловутая голландская тетка, скачущая и трясущая хаером на сцене «Крокуса» тем вечером.
Не знаю, как и комментировать аутфит и внешний вид Флор Янсен. Минувшим вечером она обошлась без кожаного БДСМ-прикида – и на том спасибо. Хотя и эти ее черно-цветастые шмотки в своей безвкусице недалеко ушли. Ну да это не самая большая беда, ибо прошлые вокалистки Nightwish «радовали» кто полосатыми леггинсами, кто желтыми плащ-палатками. Так что в плане аутфитов фронтледи группа знавала времена и похуже.
Главным образом, хочу за ее вокал поговорить. Конечно, я не профессионал ни разу, поэтому о технических аспектах судить не могу и не буду, пусть такие разборы делают профи. Я выскажусь ровно как обычный рядовой слушатель и расскажу исключительно о субъективных впечатлениях, не более того.
Мне не понравилась ни одна из старых песен в исполнении Флор. “Ever Dream” и та же “Sahara” еще куда бы ни шли – не катастрофично, но и не слишком привлекательно. Но вот “Nemo”, “She Is My Sin”, “Ghost Love Score” реально выморозили. Я эти песни просто НЕ УЗНАЛА! Казалось бы, та же музыка (прекрасная музыка, любимая!), те же слова – а звучит совершенно иначе. Флор либо тупо орет, либо (в тех частях песен, где предусмотрены «малые обороты») – звучит пресно и безлико.
Я реально не увидела ее лица на этом концерте. Вокального лица. Песни тарьеэры, как по мне, были спеты очень блекло и неубедительно (а в “Stargazers” голос Флор так и вовсе тонул в грохоте барабанов). Особенно не понравилось исполнение “Ghost Love Score”. Эту яркую, разноплановую песню Флор превратила в невнятное и нудное нытье, чередуемое с выкриками.
Не лучше дело обстояло и с песнями анеттоэры – здесь Янсен тупо старалась петь как Нетти, и это вообще лишало песни какой-либо вокальной индивидуальности.
Каждую песню вокалисту нужно проживать, хочет он того или нет. Необходимо как-то осмысливать ее и пропускать через себя, давая композиции собственное прочтение и интерпретацию. Ярчайший пример – “Ravenheart” в исполнении вокалисток, появившихся в Xandria после Лизы. Если одна ее последовательница умудрялась придать песне «готическое» настроение и некую толику трагедии, то вторая добавила света, легкости и привнесла даже, пожалуй, какой-то налет иронии.
У Флор я не почувствовала ничего подобного. Ей плевать на эти песни. На старые, на новые… Она в гробу их видала. Она тупо зарабатывает деньги. И в силу этого вся музыка Nightwish в целом ощущается в настоящее время крайне бездушной.
Вот на концерте в «Крокусе» 2012 года у меня такого ощущения и в помине не было, хотя определенные нарекания все же присутствовали. Но там была Анетт Ользон. При всех своих вокальных «особенностях» (скажем так), при всех своих недостатках она ощущалась хотя бы живой, искренней, излучающей свет и передающей залу частичку своего позитива. Флор же ощущается просто отбывающей номер, и, несмотря на то, что вокально она вовсе не дно, своим равнодушием она превращает песни найтов в не цепляющие пустышки.
Мне, конечно, уже безразлично, что там больше будет с Nightwish, но все-таки хотелось бы, чтобы Холопайнен вручил Флор открытое письмо, сказав диве «Бай, бай, бьютифул». Потому что, на мой взгляд, в ряде случаев (но, к счастью, не всегда) она именно так и поет – по принципу «БББ»: безобразно, бездарно, бездушно.
Единственное светлое пятно в нынешнем Nightwish – это Марко Хиетала. Харизматичный, роскошный, классный чувак, у которого, по ощущениям, еще не погас огонь в глазах. Только он сейчас спасает эту бодягу от тотального ороговения. Спасибо ему за это (а еще – за великолепную “While Your Lips Are Still Red”, ставшую жемчужиной концерта).
Ну и еще сильной стороной именно с музыкальной точки зрения являются барабаны. Кай Хахто отработал великолепно – его было приятно слушать, и не менее приятно было наблюдать за его игрой. Ощущается, что человек мотивирован, что он на своем месте и делает свою работу на «пять с плюсом». И ему тоже огромное спасибо.
В общем, как-то так… Вот сидела я минувшим вечером во время кошмарной последней песни, слушала эти звуки, смотрела на сцену с калообразными пнями, с Флор на ней, с Холопайненом за синтезатором и думала: неужели это я стала такой старой, придирчивой, черствой, брюзжащей бабиной? Что со мной стало? А может, стало вовсе не со мной? В тот момент я чувствовала, как умирают во мне остатки былой, старой, долгоиграющей любви к группе Nightwish. И вместо того, чтобы испытывать такой знакомый, всегда приятный до дрожи восторг от происходящего на сцене действа, я вспоминала недавний концерт Xandria: аккуратный, интеллигентный звук, отличные мелодичные песни и улыбку прекрасной Дианы – дивы, которая не орет, а именно поет. А также атмосферу доброты и теплого взаимодействия исполнителей и зрителей, царящей там.
Посему в итоге я пришла к выводу, что нет, не со мной это случилось, не я разучилась впитывать в себя музыку этого направления и получать от нее удовольствие. Это одна из моих любимых групп (на протяжении более десятка лет!) накрылась-таки объектом гинекологического осмотра.
Да, и вот еще что. Как раз этим же вечером параллельно с концертом Nightwish в зале Исторического музея города Москвы пела Сандра Пламенац. И я жалею, что я была не там.
А на концерты Nightwish (если таковым судьба случиться) я больше не ходок. По крайней мере, до тех пор, пока в группе есть Флор Янсен. Ну и пока группа сочиняет такие песни, как те, что представлены на последнем альбоме.
Это все.
Setlist:
Intro: Roll Tide (Hans Zimmer Song)
- Shudder Before the Beautiful
- Yours Is an Empty Hope
- Ever Dream
- Storytime
- My Walden
- While Your Lips Are Still Red
- Elan
- Weak Fantasy
- Sahara
- She Is My Sin
- I Want My Tears Back
- Nemo
- Stargazers
- Ghost Love Score
- Last Ride of the Day
- The Greatest Show On Earth (Chapter II: Life; Chapter III: The Toolmaker)
Outro: The Greatest Show On Earth (Chapter IV: The Understanding)