Место проведения: Кортрейк, Бельгия
Дата: 10 августа 2013
Как оказалось, Алькатрас – это не только тюрьма на одноимённом острове в заливе Сан-Франциско, но и метал-фестиваль, основанный в 2008 году и проходящий в бельгийском городе Кортрейк, недалеко от французской границы.
Фестиваль Alcatraz проходит на маленькой территории и в 2013 году длился всего один день. (С 2014 года фестиваль стал двухдневным).
Фото с офсайта alcatraz.be
Попала я туда, когда уже больше половины групп уже своё отыграли, а большая часть публики уже без памяти валялась на траве, которую, если присмотреться, можно было разглядеть под грудой пластиковых пивных стаканчиков.
Однако меня на фестивале интересовали только Доро и Nightwish, (последние являлись хэдлайнерами фестиваля и следовательно выступали последними). Дороти Пеш в этом году отмечала 25-летие своей музыкальной карьеры, когда у Nightwish это был предпоследний концерт тура в поддержку альбома Imaginaerum, и завершала группа этот тур вместе с заменившей Анетт Ользон голландской певицей Флор Янсен. Соответственно мне было интересно посмотреть и на одну из легенд металла с женским вокалом, и на обновлённый состав любимой группы.
Одним из бонусов этого фестиваля была организованная автограф-сессия всех участников фестиваля.
Я быстренько сориентировалась на местности (на столь маленьком пятачке с одной сценой было несложно): где еда (один ларёк с картошкой фри и прочим фаст-фудом), где пиво и непиво (везде), где продают диски, футболочки и прочий стаф (тоже везде), где расписываются каракулями на всём, чём можно (слева от сцены). Туда я и пошла. До времени автограф-сессии Найтов оставалось ещё часа два, а перед ними должны были быть ещё какие-то чуваки, но кадров с типичными для всех языков, времён и народов беседами на тему «Туомас-Выгнал-Одну-Взял-Другую» было уже полно.
Какой плюс я замечаю на европейских концертах и фестивалях: что публика не держится за своё место так, как наши соотечественники. Иными словами, если у нас вылезешь из первых рядов, то забраться обратно у тебя никакой возможности нет. Но тут люди преспокойно уходят за напитками, и толпа пропускает их назад к оставшимся стоять в толпе друзьям. То есть, зацепиться за таких «возвращающихся» и пролезть вперёд не составляет никакого труда.
Главная проблема для меня заключалась в том, что автограф-сессия Nightwish попадала на середину выступления Доро. Конечно, её было прекрасно слышно, стоя сбоку от сцены. По идее, если интерес был исключительно послушать, а не увидеть, то билет можно было вообще не брать — за территорией фестиваля всё было прекрасно слышно. Но поскольку мне хотелось понаблюдать за Доро на сцене, то я попросила стоящую рядом с собой девушку придержать моё место в начале очереди, а сама свалила к сцене, где спокойно пробыла минут сорок.
Доро, конечно, крута. Причём большинство песен были еще времён Warlock, которые все знают и все подпевают. В сет-листе к большинству песен было приписано «Warlock cover». Начали с “I Rule the Ruins”, а закончили, разумеется, песней “All We Are” с “Earthshaker Rock” на бис. Плюс была ещё исполнена песня “It Still Hurts”, под которую один из работников фестиваля сделал своей девушке предложение.
Фото: Tim Tronckoe
Пару песен из выступления Доро мне пришлось воспринимать исключительно на слух, поскольку вот-вот уже должна была начаться автограф-сессия. Тогда всех «обрадовали» фейлом «No photos with Nightwish» по причине «огромного количества желающих». Хотя скорее причиной была куча «своих» которые перефоткались и наобщались с группой за шторкой.
Первым рядам раздавали открытки для автографов, на случай если расписаться больше негде, но и если у тебя было предостаточно всего, на чём можно было расписаться, давать открытку тебе не отказывались.
Группа терпеливо расписывалась на всём, что им давали; даже если это чьи-то джинсы, в которых им подставляли свою заднюю часть. Трой и Марко были вполне разговорчивы, Флор была улыбчива и приветлива, а так же изобразила на лице неподдельное удивление, встретив поклонника из России, говорящего на голландском языке. Туомас выглядел несколько зажато, а Юкка и Эмппу махали ожидающим своей очереди поклонникам.
Фото из личного архива
После тройной порции автографов я начала пробираться через толпу ближе к сцене, где всё ещё пела Доро. Учитывая, что многие пришли компаниями и то один, то другой куда-то отходит, возвращаясь потом назад, а остальные их пропускают, то так увязываясь то за одним, то за другим я добралась до третьего ряда. Прикол в том, что почти весь первый ряд — девочки около-готичного вида или просто публика в найто-мерче. У меня даже было опасение, что до первого ряда я не доберусь.
После Доро, как я и предполагала, первые ряды уже никуда не расходились, а лишь наоборот — уплотнялись, хотя перед Найтами еще были Anthrax, на которых толпа просто обезумела… Кроме первых рядов, конечно, поскольку там ВСЕ ждали Найтов. Но доставалось нам сильно. На протяжении всех полутора часов ряды сзади устраивали адский слэм и прыгали на живую волну. (Причём меня поражает, что эта толпа продолжала этих идиотов таскать). Помню, в Финке на фестивале Ruisrock такие фортели не позволяли. Все девчонки в момент движения Тела над их головами ныряли вниз, закрывая головы руками. (Я, разумеется, делала то же самое). Бедные охранники, которые таскали все эти Тела через ограду! У нас за полтора часа уже выработалась стратегия: как только на нас сзади надвигается Тело, парни дают нам сигнал, и мы ныряем вниз. В результате были вывихи, сотрясения и ушибы. Я отделалась синяками и ссадинами, но… Во время всего этого безумия сумела пробраться в первый ряд.
Пока на сцене готовили всё для выхода Найтов, как не странно, Трой выносил свои дудки на сцену сам, чем, разумеется, порадовал публику. Зазвучала “Crimson Tide” (видимо, на фестивалях, сцену с Марко и “Taikatalvi” решили убрать), народ запищал от восторга, на какое-то мгновение показался Туомас Холопайнен в, судя по всему, приросшем к нему цилиндре и «спрятался» за трубы, которыми он огородил свои синтезаторы. Большую часть концерта его практически не было видно. Самой последней вышла Флор, которую встретили оглушительными криками.
Вообще я ожидала, что услышу что-то очень отличающееся от тех Найтов, которых я видела ранее, но… Как это не странно, слышала я тех же Nightwish. То есть, если не смотреть на сцену, подмены я и не ощущала. Хотя голос, безусловно, другой. Я была безмерно рада, что Найты не хотят больше у себя академ. Единственные моменты, когда Флор показывает свои умения завывать — это вместе с хором, что совершенно не раздражает, а совсем наоборот — очень приятно слышать НЕ фонограмму. В остальное же время у нее мощный, драйвовый и порой даже рычащий голос. Больше всего впечатляли старые песни. На мой взгляд, в тех же “Bless the Child” и “She is my Sin”, Флор Тарью обскакала — как нечего делать. А вот на новых песнях порой не хватало импровизаций Анетт. Флор пела всё правильно и качественно, но иногда было ощущение, что звучала слишком шаблонно в новых песнях.
Надо сказать, у старых песен есть огромный плюс — там не куча оркестра фонограммой, а самые настоящие клавиши, которые сейчас очень редко различишь за всей этой фонограммой. Сама же Флор не производит впечатление «Пафосной Дивы», а скорее такой мощной (ну, с таким-то ростом) оторвы. А так же вентилятора: шея у нее должна быть ОЧЕНЬ натренированная… И в то же время она очаровательна, не смотря на свое мощное телосложение и воинственный вид. К более того, она безумно харизматична: оторвать от неё взгляд было очень сложно. Думаю, этим она всех и зацепила: не известным именем и приличной карьерой, а своей харизмой. Группу она затмевает, как нечего делать.
На сцене Флор вела себя очень грамотно: с одной стороны по-голландски она сказала от силы пару фраз, а с другой — всё равно обратилась к голландско-говорящим с фразами типа: «Я знаю, что если я сейчас попрошу вас закричать на голландском, то вы закричите в разы громче, не так ли? Но чтобы понимали все, мне придётся говорить на английском, ладно?» Учитывая, что из исполнителей очень мало кто запоминает, что в Бельгии помимо французского еще говорят и на голландском, (что голландско-говорящую часть поклонников очень задевает), фламандцам такое поощрение от Флор было очень кстати. И толпа ей все время кричала «Floortje» — это такое же ласковое прозвище, как если бы мы её называли, к примеру, «Флорушка» или что-то в этом роде.
Фото: Tim Tronckoe
Во время концерта было безумное количество пиротехники; из всего сет-листа больше половины песен сопровождалось огнём, искрами и прочим безумием. Так что нас там жарило только так. Охрана — так вообще порой подпрыгивала.
Последней была, конечно же, “Last Ride of the Day” с безумным вентилятором от Флор. А завершил всё салют. Одним словом, концерт удался.
И против Флор Янсен в качестве постоянной вокалистки группы я возражать не буду. Так или иначе, группу она не портит. А с её вокальными данными у Nightwish должен быть большой простор для фантазии.
Фото из личного архива
Сет-лист Doro:
I Rule the Ruins (Warlock cover)
Burning the Witches (Warlock cover)
Rock Till Death
The Night of the Warlock
Metal Racer (Warlock cover)
Raise Your Fist in the Air
Für Immer (Warlock cover)
Wacken Hymne (We are the Metalheads) (Skyline cover)
Revenge
Breaking the Law (Judas Priest cover)
All We Are (Warlock cover)
Earthshaker Rock (Warlock cover)
It Still Hurts (on demand for proposal)
Сет-лист Nightwish:
Crimson Tide (Hans Zimmer song) (Intro)
Dark Chest of Wonders
Wish I Had an Angel
She Is My Sin
Ghost River
Ever Dream
Storytime
I Want My Tears Back (with Troy Donockley)
Nemo (with Troy Donockley)
Last of the Wilds (with Troy Donockley)
Bless the Child
Romanticide
Amaranth
Ghost Love Score
Song of Myself
Last Ride of the Day
Imaginaerum (Outro)
Автор: Екатерина Дис