Стобе Харью — тот самый товарищ, что снял для Nightwish их «magnum opus», фильм «Imaginaerum». До полнометражной работе Харью был известен как режиссер ярких и необычных видеоклипов тех же «Найтов» и меланхоличных рокеров Poets of the fall. Стобе рассказал нам о съемках, своей жизни и планах.
-Как я поняла из Ваших предыдущих интервью, идея создания фильма Imaginaerum появилась в 2008 году, а сценарий был создан раньше, чем был написан одноименный альбом. Однако, музыка и тексты подходят фильму идеально. Изменяли ли вы с Туомасом сценарий, после того, как была закончена работа над альбомом?
-Мы не вносили никаких изменений, связанных с песнями, попавшими на альбом. Фильм был снят задолго до релиза альбома, поэтому после выхода альбома, мы ничего не переснимали. Процесс работы над фильмом занимает несколько больше времени, чем подготовка музыкального альбома.
К слову, у сценария фильма было много версий. Это нормальная практика, так как проработка различных вариантов позволяет улучшить сюжет в рамках выделенного бюджета. Не так много поклонников кинематографа знают, что при работе над фильмом задействуются несколько версий сценария. У нас было по меньшей мере три сценария перед тем, как мы подготовили окончательный «белый» сценарий. Затем из «белого» сценария вышли еще три версии – «синий», «желтый» и «розовый». Именно последний мы и снимали.
Итого было всего семь версий сценария Imaginaerum, если не брать в учет несколько версий синопсиса и обработки пленки. Хаха…что в общем счете довело было количество версий до пятнадцати.
-Клип Islander определенно несет в себе часть имаджинариумского шарма. Можно ли рассматривать этот клип, как попытку создать современную сказочную историю, которая позже перейдет в работу над фильмом?
-Я бы не назвал The Islander предшественником Imaginareum, или даже отправной точкой на пути к фильму. Это была искра, которая положила начало сотрудничеству с Туомасом и Nightwish. Мы поняли, что понимаем друг друга и разделяем общие взгляды. Я бы сказал, что клип и фильм объединяет их основной посыл, что семья очень, очень важна для человека.
Анетт и Туомас на съемках «Imaginarium»
-Какая сцена тебе как режиссеру далась труднее всего? И какая сцена была самой сложной с технической стороны?
Самой тяжелой с театральной стороны была сцена с Энн и Джем. Первоначально я хотел показать все их отношения и ссору между ними, не используя реплики. Но это бы потребовало больше времени для раскрытия образов персонажей и не вписывалось в наш бюджет. Нам пришлось все сказать одним приемом в комнате, и позволить персонажам показать личные истории через множество диалогов. Это не мой привычный стиль.
Я горжусь снятой сценой падения шара с танцовщицей — суицида Теодора на глазах у Томаса. Этот момент доносит до зрителя нужные эмоции без единого произнесенного слова. Я бы хотел, чтобы мы пошли по тому же пути при подготовке эпизода с Энн и Джем.
С технической стороны самым сложным было… заставить фильм с бюджетом в 2 млн долларов выглядеть, словно на него было потрачено 50 млн. Я шучу, но это правда. Самая большая техническая трудность- делать столь амбициозный проект с таким маленьким бюджетом.
-Как обстоят дела с индустрией VFX в Финляндии? Конечно, вы раньше снимали насыщенные визуальными эффектами клипы, но в случае с фильмом масштабы другие. Приходилось ли Вам самим всё изучать, или привлекались люди с опытом, работавшие над блокбастерами мирового уровня?
Эффекты VFX для Imaginarum — результат работы трех разных канадских VFX студий. Vision Globale и The Workshop начали работу, но позже мы поняли, что нам потребуется помощь, поэтому я нашел маленькую, но потрясающую студию Alchemy 24, которая помогла нам закончить работу в срок. Все из вышеназванных компаний работают над голливудскими фильмами. «Город Грехов», «300 спартанцев», «Хроники Риддика», «Война Богов: Бессмертные», «Авиатор» — примеры их работ.
Над фильмом работали более 350 человек, над одними только визуальными эффектами VFX трудились от 100 до 120 человек. Однако, мне стоит признать… я сам сделал обработку нескольких кадров (правда, совсем с минимальными эффектами), но я не скажу, какие это кадры. Ничего крупного.
Актер массовки «Imaginarium»
-Что ты можешь сказать об актерских способностях участников группы? И Тумас, и Марко на встрече с поклонниками после премьеры Imaginaerum признали, что актерская профессия не для них.
-Мне не хотелось бы это говорить, но Туомас с Марко сильно ошибаются. Однажды исполнитель – всегда исполнитель. Я имею ввиду, посмотри на них- они легко выступают перед десятитысячной аудиторией, в чем же сложность повторить это всего перед несколькими камерами? А ты что думаешь? Я считаю, что они отлично справились. Позволь мне им позвонить и рассказать, что они неправы.
-Будет ли режиссёрская версия фильма Imaginaerum?
-Очень маловероятно, если только кто-нибудь не пожертвует лишние 5 млн. Серьезно, на самом деле снята режиссерская версия фильма (которая намного лучше оригинала), но дополнительно отснятые сцены не подвергались никакой после съёмочной обработке и наложению визуальных эффектов. Это потребовало бы еще несколько миллионов вложений. Мне очень нравится режиссерская версия, которую смонтировал Mathieu, мой любимый режиссер монтажа, но она была слишком затратна и не вписывалась в бюджет, отведенный на пост-продакшн.
-Мы отметили, что ты часто обращаешься к теме цирков и карнавалов. Есть ли этому объяснение?
-Я любил цирк, когда был ребенком. И до сих пор люблю. Я нахожу чарующим, что одна локация может быть одновременно и радостной, и прекрасной, и пугающе-устращающей.
-Ты планируешь продолжать снимать полнометражные фильмы? Есть ли уже замыслы, которые ждут воплощения?
-Да, я хочу продолжить работу с полнометражками. Сейчас у меня есть три сценария, один из них близок к съемкам, но я пока не могу рассказать больше. Отличные идеи, замечательные сценарии и некоторые из них даже более масштабны, чем Imaginaerum.
-Какие фильмы из последних вышедших тебе понравились?
-Мне пришелся по душе фильм «Сквозь снег», если говорить о тех фильмах, которые вышли недавно. Это очень амбициозный независимый проект, на мой взгляд, если бы у него была более счастливая концовка, то конечный результат не возможно было бы отличить от работы больших именитых студий.
-Был ли ты когда-нибудь в России? Знаешь ли ты что-нибудь о кинематографе этой страны?
-На самом деле, я никогда не был в России… Позор на мою голову! Но я всегда хотел туда съездить, и мне часто приходят приглашения на съемки из России, но у меня никогда не получалось приехать с визитом. Поэтому, пожалуйста, пригласите меня снова.
-В настоящий момент ты работаешь над видеоиграми, играешь ли ты в игры в свое свободное время? Какой жанр ты предпочитаешь?
-Сейчас я принимаю участие в создании игры Quantum Break совместно с Remedy и Microsoft Studios. Это крупнобюджетная игра («AAA-игра»), которую вам обязательно захочется запустить. Другие игры этого класса- The Last of Us, Uncharted 3, Destiny и так далее. Поэтому, моя работа – играть в игры… Для развлечения я играю только в Лего со своими детьми или в игры с кооперативным прохождением. В роли моего партнера выступает Toxic Angel (супер талантливый художник Nightwish).
-Игры визуально приближаются к реальной жизни, обрастают видео вставками, над проектами трудятся большие команды художников. Можешь ли ты сказать, что однажды игры будут рассматривать как отдельный вид искусства?
-Но это уже искусство! Где еще можно встретить сразу столько талантов в одном месте? Есть художники-оформители, проектировщики, архитекторы, дизайне уровня, отрисовщики игровых объектов, музыканты, инжерены по звуку, специалисты по мэт-пейтингу, сценаристы, и все эти люди вместе заставляют игрока испытывать в три раза более сильные эмоции, чем любое медиа-развлечение, потому что игры позволяют проживать опыт героя игры самому через контроллеры, пока адреналин течет по венам. Почему бы и не назвать игры искусством?
-И последний вопрос: пожалуйста, опиши свой обычный день.
-Я просыпаюсь, целую свою жену, если мне везет – успеваю сделать зарядку, ем кашу, принимаю душ, веду детей в дневной садик или в школу, запрыгиваю в машину, добираюсь до студии, занимаюсь режиссерской работой, снова – в машину, домой или в магазин (зависит от дня), обнимаю детей, целую жену, плочу счета, играю с детьми, если опять мне везет- отправляюсь на пробежку), читаю детям на ночь, готовлюсь к завтрашнему дню и записываю свои идеи, играю в игры, смотрю фильмы и провожу время со своей прекрасной женой, просто сижу в тишине, думаю или читаю книгу, отправлюсь спать, сплю около 5-6 часов (иногда больше, но чаще меньше). Просыпаюсь… Это все звучит скучно, но я считаю, что мне в жизни очень повезло.