У любого даже самого прекрасного явления есть темная сторона. За идеальными концертами, посетить которые так мечтают фанаты, стоят нервы музыкантов, технического персонала и.. Организаторов. Людей, которые следят за тем, чтобы все прошло идеально.
Сегодня мы поговорим с духовным и физическим лидером концертного агентства Wild Energy Антоном Михалёвым!
МГ: Привет! Спасибо, что согласился ответить на пару вопросов для нашего портала. Давай начнем с самого начала. Как тебе в голову пришла идея создать свое концертное агентство? С чего все началось?
Антон: Приветствую! Спасибо за приглашение! Сама идея пришла мне в 2012 году, началось все намного раньше. В конце 2007 года я создал сообщество любителей тяжелой музыки с женским вокалом в социальных сетях. За 5 лет сообщество стало крупнейшим в своем направлении. Очень много общался с отечественными вокалистками и музыкантами, после чего – в 2012 году мы с моим другом Вадимом решили попробовать организовать фестиваль тяжелой музыки с женским вокалом “Female Metal Dream Fest” в культовом месте – клубе «Арктика». Примечательно было то, что на фестивале участвовало всего 2 питерских команды из 6. В общем, это был очень интересный опыт, поскольку, по сути дела, мы были энтузиастами, которые ни знаний ни опыта в сфере организации концертов не имели. Благодаря советам Екатерины Десятниковой (группа Fear Of Insomnia) и Дмитрия Мартыненко (Infinity Concert), нам все же удалось провести этот фестиваль достаточно неплохо, хотя без ошибок не обошлось. Ну а после… Мне повезло получить ответ на свое письмо от агента немецкой группы Xandria. Так я познакомился с теми людьми, которые сейчас являются неотъемлемой частью нашего агентства “Wild Energy Concert”, с которыми мы проделали наш путь в концертном бизнесе и не побоюсь этого слова, стали одной семьей! Самое забавное, что они из разных городов: Екатерина Емелина из Нижнего Новгорода и Андрей Насоновский из Вологды. Собственно, концерт Xandria стал своего рода началом существования нашего агентства.
МГ: Ты в этом бизнесе два года. Расскажи, с какими трудностями пришлось столкнуться молодому агентству? Есть ли какие-то подводные камни в этом бизнесе?
Антон: Это были очень хорошие 2 года. Трудностей было много, но самая большая трудность – это собственные амбиции. В определенный момент, ты считаешь, что способен едва ли не горы свернуть и тебе хочется громко о себе заявить. Хочется сделать что-то такое, чтобы люди о тебе говорили. Стоило быть немного аккуратнее, но знаете, хотелось поскорее ворваться в эту бизнес и сделать огромный скачок вперед. Разумеется, чтобы организовать концерт, требуются финансовые ресурсы, причем не маленькие. Поскольку я обычный парень со средним заработком, пришлось сразу прибегнуть к помощи инвесторов. Подводных камней очень много. Нам удавалось провести мероприятия, когда все проходило как по маслу, от начала и до конца, просто идеально. А бывали мероприятия, когда все шло наперекосяк с самого начала. Многие помнят злосчастный фестиваль “Female Metal Dream Fest-II”, пожалуй, самый наш сложный проект, а потому и провальный. Идея попробовать сделать аналог бельгийского фестиваля нам очень дорого обошлась. Это как раз результат желания сделать то, чего еще людям с небольшим опытом в концертном бизнесе делать нельзя – пытаться прыгнуть выше собственной головы. Мы привезли сразу несколько групп и, соответственно, разрывались между ними. Результат был неудовлетворительный. Однако мы вынесли очень много полезных уроков, обрели много интересных партнеров и идем только вперед. Главное в этом бизнесе – надежные партнеры и единомышленники. К счастью, такие у меня есть, в первую очередь – это Андрей Пиоруньски (Concert Today Promo Group).
МГ: Многих поклонников интересует один и тот же вопрос – как можно привезти любимую группу в свой родной город? Можешь ли ты дать им краткое пошаговое руководство?
Антон: Я считаю, что если у вас есть неиссякаемый запас энтузиазма, то вы сможете добиться любой цели. Очень важно, чтобы рядом были люди, которые имеют опыт в концертном бизнесе, или которые знают людей, которые имеют опыт в концертном бизнесе. Это будет весомым плюсом, так как в противном случае, вам придется учиться на своих ошибках. Ну и, само собой, зависит от того, кого и куда вы хотите привезти. Например, группа Xandria согласилась работать с концертным агентством Wild Energy, которое вообще никто не знал, и у которого на счету было ноль концертов (первый фестиваль мы делали не как агентство). Но вот группа более популярная, имеющая за своей спиной крутой лейбл, могла бы и отвергнуть наше предложение. Многие группы уже имеют своих надежных промоутеров в России, поэтому с другими промоутерами они работают крайне мало и неохотно, если вообще работают.
МГ: Флор Янсен в интервью нашему порталу рассказала, что осталась крайне недовольной организацией фестиваля FEMALE METAL DREAM FEST-II, который проводило ваше агентство. Что ты можешь сказать в свое оправдание?
Антон: У нее были основания так говорить. Хотя, если честно, на крупных фестивалях всегда есть претензии у исполнителей, так как все предусмотреть невозможно и всегда возникают различные сложности. Так же получилось и у нас. Было 3 иностранных команды в Москве и 4 в Питере. Каждой нужно было уделить внимание, при этом постараться не выбиться из графика. Подвел партнер в Санкт-Петербурге. По этой причине были сдвиги в расписании фестиваля, что, само по себе было провалом. Пришлось урезать выступления групп, тогдашнее руководство клуба Аврора, где проходил фестиваль, поступило немного некрасиво по отношению к нам, но эти детали раскрывать не буду.
МГ: Кстати, вы собираетесь повторить свой фестивальный опыт или решили, что это слишком неблагодарное и затратное дело, чтобы вкладывать в него время и силы? Как ты думаешь, почему фестивалям формации фемейл-фронтед как-то трудно прижиться в нашей стране, в отличие от различных Рок-над-Волгой и прочих метал-сборищ?
Антон: Дело это действительно очень затратное и очень сложное, но однажды, мы планируем провести фестиваль снова. На сей раз немного иначе, чем раньше. Но не в этом году. Возможно, в 2017 организуем . Сейчас мы не готовы. Фестивали – вообще не слишком удачный формат мероприятия, я думаю. Сольный концерт, например, гораздо проще в подготовке. Многие приходят на фестиваль ради одного коллектива. Рок-над-Волгой – другое дело. Туда приезжают звезды первой величины, это open-air с большой концертной программой. Наш же фестиваль – имеет более скромный статус. Вот если бы на нем выступали Nightwish или Within Temptation – это был бы другой разговор.
МГ: Расскажи, о самой капризной знаменитости, с которой приходилось работать. И о самой неприхотливой.
Антон: Капризных не было. Самая требовательная, наверное, была как раз Флор, но, ей, как говорится, по статусу положено. Обычно все музыканты – очень приятные люди. Если правильно выполнены условия, написанные в райдере, то они не имеют претензий. Но если уж нужно кого-то выделить, то, пожалуй, выделю Дэниела Фокса, барабанщика группы Dope, басиста Xandria Стивена Вуссоу и клавишника группы Delain Мартайна Вестерхольта. Они потрясающие. С Дэниелом мы очень душевно пообщались на политические и другие темы. Стивен, за оба раза, когда мы делали концерты Xandria, был самым душевным и общительным. Мартайн во время поездки из Санкт-Петербурга в Москву на концерт, очень долго сидел в нашем купе, делился своими знаниями о русской истории, музыке и других вещах.
МГ: Что случается, когда концерт не окупается? Кто оплачивает все штрафы, неустойки и пени?
Антон: У нас таких концертов было ровно 2 – это наши фестивали. В первую очередь нужно понимать, что это, конечно, неприятно, но далеко не конец света! Все убытки ложатся на организаторов. Концертный бизнес – вообще штука рискованная, так как любой форс-мажор, будь то болезнь или травма кого-то из музыкантов или другие обстоятельства, может сорвать концерт. И тогда помимо убытков за транспортные и визовые расходы, организаторы должны вернуть деньги за билеты. Убытки колоссальны.
МГ: Многие артисты сейчас жалуются, что на продажах альбомов уже не заработаешь. А что ты можешь сказать о концертах? Это доходный бизнес для артиста или же львиную долю забирает себе организатор?
Антон: Их жалобы вполне резонны. Думаю, что с появлением торрентов, продажи альбомов упали в десятки, а то и в сотни раз. А вот с концертами раз на раз не приходится. Можно заработать, а можно и влететь. Для артистов первой величины – это, безусловно, доходный бизнес. Для средненьких команд – не очень. Из гонорара, которые они получают, немалую часть берет лейбл, помимо этого, есть еще и персонал, который ездит с группой. С другой стороны, группа ведь не несет никаких расходов. Все берет на себя организатор.
МГ: Бытует мнение, что глава концертного агентства – это такой биг-босс, который ворочает миллионами и может купить и продать любую знаменитость. А бывали ли в твоей практике случаи, что тебе приходилось самому заказывать пиццу или бронировать номер в гостинице для очередной «звезды»?
Антон: Мнение ошибочное. Не знаю, как в других агентствах, но в нашем каждый берет на себя определенный фронт работ. Наши партнеры Concert Today, например, занимаются раскруткой мероприятия, совместно с нашим менеджером по рекламе, но с группой они не работают, а мы же концентрируемся на самом процессе организации. В итоге усилия каждого из нас выливаются в результат. Для заказа пиццы и бронирования гостиницы у нас есть менеджер по логистике, хотя в начале пути – все делал сам. Главное в агентстве – надежная команда. Где каждый знает свое дело. Если же говорить о каких-то заработках на концертах, то здесь все зависит от величины артиста. Metallica, Nightwish и другие группы первого эшелона – это одна история, а группы а-ля Xandria, Delain и т.д. – совсем другая. Разные расходы, разные доходы, разные риски. Но чтобы зарабатывать на жизнь, организовывая концерты, нужно непрерывно кого-то привозить. В нашем случае концерты идут редко, но метко.
МГ: Ты сам часто посещаешь зарубежные фестивали? В чем разница между «нашими» и «их» организаторами?
Антон: К сожалению, очень редко бываю заграницей. Поэтому вряд ли смогу ответить на этот вопрос. Знаю лишь то, что все организаторы, с которыми я в той или иной степени знаком – достаточно профессиональны и делают отличные мероприятия.
МГ: Как ты определяешь рентабельность артиста, которого планируешь привезти? Вот, например, почему ты выбираешь Xandria, а не Amberian Dawn?
Антон: К слову, Amberian Dawn мы рассматривали как хедлайнера на наш первый фестиваль, но, в итоге, решили обойтись без них. У нас есть много фан-клубов, почти у каждой группы они есть, пускай и небольшие. Также, многие группы уже посещали Россию и можно основываться на опыте предыдущих «привозов». Xandria я выбрал потому, что сам эту группу очень люблю. Поначалу мне хотелось привозить исключительно группы, которые мне нравятся самому. Многие организаторы так начинают. Сейчас я смотрю на то, может ли группа собрать зал, будет ли она интересна.
МГ: Какие у тебя дальнейшие планы относительно твоего детища? Концертное агентство – это всерьез и надолго или же так, баловство и проверка своих сил?
Антон: Это всерьез и надолго. У нас впереди масса интересных концертов и других проектов. На данный момент мы совместно с нашими московскими партнерами уже анонсировали концерты групп Sirenia, Demotional и Lordi. И эти концерты будут не единственными в обозримом будущем. Плюс, в конце года мы выпустим очень интересный проект, о котором я пока что не могу сказать, но очень скоро мы расскажем о нем людям. Будет очень интересно всем любителям рок-музыки, так как аналогов этого проекта нет в мире.
МГ: Есть ли у тебя мечта привезти определенного артиста (Мадонну, или, скажем, группу Korn)?
Антон: О, таких очень много! Iced Earth, Bullet For My Valentine, Avenged Sevenfold, Tarja и многие другие! Насчет Мадонны – не уверен ☺.
МГ: Бывало ли такое, что вы становились друзьями или хотя бы приятелями с артистами, которых привозили?
Антон: Да мы со всеми друзья! Xandria приглашали в гости, например. Очень приятные люди. С удовольствием встретился с ними бы в неформальной, так сказать, обстановке.
МГ: Опиши свой типичный рабочий день.
Антон: В данный момент я работаю старшим IT-специалистом в гостинице «Охтинская», но, помимо, основной работы и работы в концертном бизнесе, у меня масса интересных проектов, в том числе и тот, о котором я упомянул ранее. Уже 15 месяцев над ним работаю и сейчас, как никогда, близок к его завершению. На сон и отдых времени практически не остается. Но в целом, я доволен такой жизнью, да и моя девушка не сильно жалуется. Главное – все успевать.
МГ: Спасибо за интервью!
Антон: И вам огромное спасибо! Приходите на наши концерты ☺
Конечно, будем приходить! Спасибо большое Антону за интервью. А нас ждет беседа с иностранными коллегами Wild Energy Concert.