Хелена Ирен Михаэльсен — одна из знаковых фигур в метал-музыке. Начав карьеру в Trail Of Tears, она позже стала участницей первого состава Epica (в ту пору Sahara Dust), который вскоре покинула ради собственного коллектива Imperia. О непростой жизненной ситуации, новом альбоме и многом другом читайте в нашем эксклюзивном интервью.
MG: Привет, Хелена! Спасибо за возможность пообщаться с тобой! Давай поговорим о новом альбоме Imperia “Flames of Eternity”. Что изменилось со времен “Tears of Silence”? В чем главное различие между этими двумя пластинками?
Хелена: Спасибо за ваши вопросы, я люблю говорить о своем творчестве, о музыке и о том, что стоит за моей лирикой к песням.
Новый альбом в некотором роде более жизнеутверждающий, в нем есть, на мой взгляд, очень цепляющие мелодии, и вокал в большей степени выведен на первый план на данной пластинке. И это, я думаю, сказалось позитивно на общем звучании песен и их эмоциях.
Дело в том, что в Норвегии я долгое время была политической заключенной, а моя дочь стала жертвой серьезного преступления со стороны так называемой «опеки» коммуны Фроланн и государства Норвегия.
Они применяли ко мне физическое насилие, что в итоге закончилось синяками по всему телу, а еще насилие было со стороны полиции коммуны Арендал в Норвегии, вместо оказания помощи моей дочери они без вины держали меня в государственных тюрьмах Норвегии. Я была в четырех разных – в Арендале, Кристиансанне, Драммене и Осло. Все благодаря муниципальным служащим и государственным чиновникам.
А полиция в деле моей дочери куплена, они не помогают ей. Вместо этого они запихивают меня за решетку, когда я обращаюсь к ним с просьбой о помощи ей, а потом они один за другим воруют мои телефоны, на которых вся документация по делу, так что теперь у меня шесть мобильных телефонов, хе-хе.
А еще они принудительно направляли меня на лечение в государственные больницы как политическую заключенную. Так что альбом “Tears of Silence” – альбом, посвященный моей дочери Эйнджел Марии, которая стала жертвой серьезного преступления со стороны муниципальных органов так называемой «опеки» Фроланна, а также общегосударственных органов.
Они применяют к ней насилие, они ее пытают, используют ее в торговле детьми с июня 2014 года, а так как полиция куплена в плане этого дела, то все длится и по сей день. Она незаконно содержится в заключении, ей не позволяется пользоваться ни мобильным телефоном, ни интернетом. Она под тотальным контролем, ей угрожают, в доме в лесу, в конце дороги в коммуне Арендал. Адрес: Вигеланнсвейен 590.4821 Рикене, коммуна Арендал, Норвегия. Они вывозили ее в Испанию, Данию, Нидерланды, возили по Норвегии, а возможно, вывозили и в другие страны.
Они уничтожали ее эмоционально, психологически и физически…
Так что мировой релиз альбома “Tears of Silence” состоялся в то время, когда я была в тюрьме в Норвегии в качестве политзаключенной.
И если вы послушаете песню “Innocent Child” с этого альбома, то услышите, что в ее тексте я рассказываю о происходящем.
MG: Как изменилась лирика на новом альбоме? Ты можешь назвать его концептуальным?
Хелена: Да, немного изменилась. На новом альбоме много песен о любви, и это главное отличие от предыдущих пластинок. Причина в том, что теперь мы вместе с любовью моей жизни – Оливером Филипсом. И потому спонтанно, от сердца, родилось больше песен о любви для этого альбома.
Ну и, конечно, есть песня, посвященная моей дочери Эйнджел Марии Михаэльсен, а также моей матери.
Мои тексты песен всегда очень личные, они идут прямо от сердца.
Песня для Эйнджел Марии называется “Invisible Tears”, это очень глубокая эпическая баллада, наполненная эмоциями.
MG: Какая твоя любимая песня с “Flames of Eternity”?
Хелена: О, мне очень трудно сделать выбор, потому что каждая песня имеет для меня свое собственное значение, свои эмоции. Поэтому извините, но не могу выбрать. Думаю, у всех песен есть что-то особенное, что трогает души и сердца людей.
А вам какие понравились больше всего?
MG: Какую песню альбома тебе было тяжелее всего сочинять/записывать? Есть такие?
Хелена: Да, это песня, посвященная дочери, — “Invisible Tears”, а также песня “Beauty Within”.
И когда мой бойфренд Оливер Филипс записывал вокал для “Beauty Within”, я присутствовала при этом, и слезы текли по моим щекам. Вся тушь поплыла, хе-хе.
Изначально это было стихотворение, а потом я сделала из него дуэт.
Я человек очень чувствительный и эмоциональный, так что многие вещи легко трогают мое сердце.
MG: Будут еще официальные клипы песен с «Flames of Eternity»?
Хелена: Уже есть три музыкальных видео, выложены на YouTube, — “Unspoken Words”, “Fear is an Illusion” и “Book of Love”. Вы можете их посмотреть.
MG: В последние годы Imperia мало выступали с концертами. Вы планируете тур в поддержку нового альбома?
Хелена: Да, конечно. Мы будем хэдлайнерами фестиваля FemME в Нидерландах в октябре этого года, а еще запланирован и ряд других выступлений. Но мой главный приоритет, конечно же, в том, чтобы вытащить Эйнджел Марию из преступления, жертвой которого она стала, и вернуть ее домой, ко мне. У нас были предложения о концертах, но поскольку государство Норвегия заперло меня в тюрьму как политзаключенную, у нас не было возможности выступать. Ну а теперь уж у нас наверняка будут концерты и выступления.
MG: Какая твоя любимая песня для исполнения вживую?
Хелена: На самом деле, мне нравится исполнять ВСЕ песни и не хочется уходить со сцены, хе-хе. На сцене я чувствую себя как дома, мне нравится выступать, я в этом как рыба в воде. Я просто создана для выступлений.
MG: В одном из интервью ты говорила, что твой проект Angel все еще существует. Ты планируешь в его рамках выпустить в будущем новую музыку?
Хелена: Да, после выхода альбома “A Woman’s Diary” мы стали собирать идеи для второй его части, и я очень надеюсь на этот релиз. Ну и, конечно, следующие альбомы Imperia будут тоже. Музыка – это моя страсть.
MG: Расскажи, как происходит творческий процесс в Imperia. Что появляется сначала: музыка или тексты?
Хелена: На самом деле, в плане многих песен с альбома Angel “A Woman’s Diary” сначала рождалась лирика. Но в плане Imperia первична музыка. Дело в том, что в рамках моего сольного проекта все песни рождаются из моих «набросков»: из того, что я наигрывала на гитаре и пела. А уж затем группа и мой бойфренд Оливер Филипс доводят их до ума своими инструментами и идеями, и я тоже в этом участвую. Когда я сочиняю песню, играя на гитаре, у меня в голове уже выстраиваются все инструменты, которые должны в этой песне быть. Ну, вы понимаете, о чем я.
MG: Откуда ты черпаешь вдохновение?
Хелена: Из своей жизни и всего того, что в ней происходит, это чистые эмоции. Ну и я философ, и получается такая смесь. Но вся лирика настоящая, она идет прямо от сердца.
MG: Испытывала ли ты так называемое творческое выгорание?
Хелена: Нет, никогда. Творчество – это огромная часть меня.
MG: Ты певица с классическим вокальным образованием. Скажи, какие преимущества тебе дает эта вокальная техника?
Хелена: Когда пою оперные части и более классические части, то использую технику, которой овладела в консерватории Кристиансанна, и это здорово. Ну а в песне “Fear is an Illusion” я вообще пою гроулом, так что и в дальнейшем буду использовать такой вокал на следующем альбоме Imperia.
MG: Мы все знаем, что голос – хрупкий инструмент. Как ты заботишься о нем?
Хелена: Я курю много сигарет, периодически пью чистый виски, хе-хе (улыбается и подмигивает).
MG: Бывшая вокалистка Nightwish Анетт Ользон как-то заявила, что музыкальный бизнес – не самое дружественное место для женщины. Ты с этим согласна?
Хелена: Вообще не согласна с ее мнением. На самом деле, мне всё нравится.
MG: Чем ты любишь заниматься в свободное время?
Хелена: Я люблю ездить верхом, танцевать, путешествовать, заниматься спортом, хорошо проводить время с семьей и друзьями, да много всего хорошего я люблю. Мой девиз – «Жизнь одна!», поэтому я стараюсь взять все самое лучшее от каждого нового дня.
Ведь ты никогда не знаешь, что принесет тебе день завтрашний. В июне 2014 года я стала жертвой покушения на убийство со стороны коммуны Фроланн и бывших соседей, потому что я выиграла суд по недвижимости. Но мне посчастливилось выжить. После таких вещей начинаешь смотреть на все иными глазами.
Так что я стараюсь брать лучшее от каждого дня жизни и делать то, что оставит хорошие воспоминания. Для меня богатство не в деньгах и не в материальных благах. Для меня богатство – это добрые дела, которые ты делаешь для других людей безвозмездно, от души, и драгоценное время, которое ты проводишь с семьей и друзьями, с людьми, которых ты любишь и которые любят тебя. Как-то раз я получила открытку на день рождения, который я отмечала в Ханье в Греции, с подписью: «Жизнь нужно не просто прожить, а отпраздновать».
Так что встречайте новый день и делайте добро другим людям, и высшие силы вознаградят вас ответным добром. Я во многом духовный человек, проницательный, и у меня фотографическая память. Я никогда об этом не рассказывала ранее, но у меня это с детства. Я родилась с такой способностью. И, должна сказать, я не всё хочу видеть, но в некоторых случаях проницательность помогает мне.
MG: Если вдруг случится реюнион Trail of Tears ради одного выступления, ты примешь участие в нем?
Хелена: Нет, просто потому что у меня не будет на это времени. У меня есть и Imperia, и мой сольный проект, а также будут новые музыкальные видео и живые концерты.
MG: В жанре так много разных групп, намного больше, чем лет 10-15 назад, так что конкуренция на этом «рынке» существенна. Как ты считаешь, что нужно начинающим или «маленьким» коллективам, чтобы преуспеть на метал-сцене? Какими качествами для этого нужно обладать, чтобы жить на доходы только от музыки, без занятости на других работах?
Хелена: Не могу предложить в данной ситуации какого-то рецепта, но лично для меня важнее всего, чтобы музыка шла от сердца и души, и тогда другие люди смогут почувствовать ваши эмоции. И я уверена, что это самое важное в музыке в целом. Музыка – это язык, понятный в любой стране. И мы можем делиться друг с другом эмоциями, не говоря при этом на одном языке, просто посылая друг другу песни. Это уникально.
По второму образованию я специалист по работе с детьми и молодежью, педагог. И я, к примеру, работала с детьми «с особыми потребностями». Это очень интересная работа. Также я работала в детском саду и в школе по верховой езде, а еще раньше – была моделью и работала профессиональной танцовщицей танца живота. Такие разные занятия.
MG: Хелена, как, по твоему мнению, изменилась музыкальная индустрия за последние 15-20 лет, когда цифровой формат постепенно вытеснил компакт-диски? Технический прогресс и возможности, которые дает интернет в этой сфере, — это зло или благо?
Хелена: Иногда я думаю, что все это становится слишком технологичным, если вы понимаете, о чем я. Я думаю, например, что если ты не можешь петь вживую, то нечего и альбомы записывать. К сожалению, многие группы прибегают к фонограмме на концертах, потому что в студии они записали вокал «фейковым» образом и совсем не могут вживую потом это исполнить. Так что да, я скучаю по стилю The Doors и Black Sabbath, ну вы понимаете… Я считаю, что музыка должна быть чистой. Но это лишь мое мнение.
MG: Ты читаешь комментарии и рецензии на вашу музыку в интернете? Тебя задевает критика?
Хелена: Я читаю рецензии, и альбом “Flames of Eternity” получил очень хорошие оценки в каждой стране и во всех рецензиях. И я очень счастлива, горда и благодарна.
MG: И последний вопрос… скажи, пожалуйста, несколько слов читателям нашего портала, а также своим фанатам в России.
Хелена: Я хочу от всего сердца поблагодарить вас за интервью, я очень благодарна нашим российским поклонникам за поддержку Imperia и моего сольного проекта. Жду возможности встретиться с вами в будущем, потому что у нас есть планы попробовать организовать несколько концертов в России. Это было бы замечательно.
И последнее, что я хотела бы сказать в своем интервью. Пожалуйста, давайте попытаемся сделать мир лучше, добрее, дружелюбнее. Мир, в котором будет больше любви и сострадания к окружающим. Помогайте друг другу, поддерживайте друг друга. Если кто-то упал – давайте поможем ему подняться. Если кто-то беден – давайте дадим ему несколько монет. Если у кого-то нет друзей – давайте примем его в свою компанию. Чтобы сделать этот мир лучше, нужно начинать с мелочей, и когда мы все начнем это делать, распространяя добро вокруг нас – тогда в итоге МЫ сможем сделать мир, в котором мы живем, лучше…
И еще раз, спасибо огромное за поддержку, Россия, обнимаю всех вас.
Интервьюер благодарит Vera Donovan за помощь в подготовке вопросов.
Перевод: Vera Donovan