Не Арконой единой жив отечественный фолк-метал. В данном музыкальном сегменте достанет групп, которые могут встать в один ряд с Korpiklaani, Finntroll или Turisas. Раньше мы уже общались с музыкантами Alkonost, Опричь и Чур, а сегодня пришла очередь группы Emerald Night и ее лидера Dismael.
MG: Добрый день! Расскажите, пожалуйста, о вашей группе. В чем, по-вашему, заключается главное отличие Emerald Night от других коллективов в этом жанре?
Dismael: Добрый день! Главное отличие Emerald Night от других коллективов в этом жанре состоит в том, что других коллективов в этом жанре, практически, нет. То, что мы делаем, сегодня не делает больше никто. В начале пути мы выделялись из общей массы поэтичностью и сказочной тематикой. Сегодня, когда фолковых и сказочно-фэнтэзийных проектов на рынке не счесть, мы выделяемся атмосферой, изобилием запоминающихся мелодий и нетривиальными драматичными сюжетами. При этом наша музыка всегда была и остается простой и легкой для восприятия.
MG: В этом году вы празднуете 20-летие творческой деятельности. Поделитесь самыми яркими событиями, произошедшими за эти годы.
Dismael: Самыми яркими событиями в жизни группы я считаю выходы новых альбомов. Именно качественно записанная и добротно изданная музыка – это и есть наш продукт, ради которого все затевалось. Концерты – это приятная побочная деятельность. Из них больше всего запомнились презентации альбомов, наши небольшие гастроли и участие в крупнейшем в России фолк-фестивале FSF в 2014 и 2015 г.г.
MG: Первое время проект Emerald Night состоял из одного человека. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом периоде.
Dismael: Первый состав, собранный в 1996 году, просуществовал всего несколько месяцев. Вообще, формат one-man-project – это была вынужденная мера, а не прихоть и желание все делать единолично. Я всегда старался привлекать своих друзей к участию в создании первых демо. Нет смысла рассказывать о неудачных попытках собрать состав. Первая удачная была в 2009 году уже в Москве. С тех пор основательно состав менялся всего лишь дважды.
MG: Кто сегодня играет в Emerald Night?
Dismael: Мои компаньоны – вокалистка Runa и басист Vermand. Runa – настоящая лесная фея, ее образ и вокал завораживают. Vermand – самый подкованный музыкант в группе. Я всегда считал бас простым инструментом, но Vermand легко ломает этот стереотип, сплетая сложные мелодические узоры. Место за ударной установкой занимает часто бывает вакантным.
MG: Планируете ли вы особенные концерты в честь 20-летия группы? Могут ли поклонники рассчитывать на какие-либо сюрпризы?
Dismael: Конкретики пока нет. Все в наших руках. У нас уже есть небольшой опыт организации концертов в Москве – как мне кажется, довольно неплохих. В идеале хотелось бы сыграть юбилейные концерты во всех городах, где мы были и где нас хорошо принимали.
MG: Музыка – это хобби или источник дохода?
Dismael: Деньги – не самоцель, но показатель. Подтверждение того, что твое творчество нужно не только тебе. Особенно, если речь идет о концертах на выезде. Мы весьма непритязательны в этом плане и с нами всегда очень легко договориться.
MG: Можно ли прожить на доходы с продажи своего творчества в России?
Dismael: Конечно. Есть множество отличных творческих профессий, которые весьма неплохо оплачиваются – дизайн, журналистика и др. Метал, кстати, тоже может приносить доход, но это если группа сверхпопулярна. Подобные случаи единичны. Лично я не хотел бы заниматься только музыкой. Даже за рубежом многие популярные музыканты ежедневно ходят на основную работу, не имеющую ничего общего с металом. Я считаю, что это правильно. По-настоящему творческий человек не должен зацикливаться только на своем творчестве и все время «вариться в собственном соку».
MG: Последний альбом группы вышел в 2015-ом году. Когда планируется релиз нового материала? Есть ли уже черновики, наброски новых песен?
Dismael: Работа над новым материалом ведется. Есть некий запас наработок, которые, бывает, годами ждут своего часа, прежде чем «выстрелить». И для альбомов я всегда отбираю только самое лучшее.
MG: За двадцать лет Emerald Night выпустили всего три альбома. С чем это связано?
Dismael: Три альбома на CD были выпущены за пять лет. До этого я сделал четыре демо, которые распространялись на кассетах. Многие старые вещи появились и на дисках, после того как были переосмыслены и записаны в профессиональном качестве. В общей сложности я написал что-то около сорока песен. Согласен, не очень много. Еще у нас в активе есть ряд весьма удачных каверов, выполненных в нашем фирменном ключе.
MG: Кстати, о каверах. Как вы выбираете вещи, которые переигрываете?
Dismael: Я выбираю их интуитивно. Работа над каверами всегда была для меня чем-то большим, нежели просто подбор партий на слух. Учитывая, что речь идет о песнях таких групп, как Iron Maiden, Septic Flesh и Mercyful Fate, работа была проделана серьезная.
MG: Судя по тому, что на вашей официальной интернет-страничке выложены все альбомы группы для свободного прослушивания, вы не против интернет-пиратства. А вы сами скачиваете музыку/книги/фильмы или предпочитаете оплачивать труд автора?
Dismael: Я против пиратства. Однако не считаю таковым скачивание общедоступного контента из сети. Интернет — он как коммунизм, придуман специально для того, чтобы люди могли взять все, что им нужно. Вдобавок это мощнейший рекламный инструмент. Так что здесь сложно сказать, в убытке автор от того, что его произведения скачивают, или нет.
MG: Есть ли на отечественной сцене группы, которыми вы искренне восхищаетесь и наоборот?
Dismael: Я весьма тепло отношусь к творчеству Alkonost, Radigost, Woodscream и Forest Stream. Мне в принципе нравятся многие русские группы.
MG: Бывало ли, что после концерта к вам подходили поклонниками со словами «спасибо за творчество»?
Dismael: Да, и я до сих пор этому удивляюсь.
MG: Альбом «Король Эльфов» вдохновлен произведением Жуковского «Лесной Царь» (а на обложке использована иллюстрация Александра Кошкина из сборника «Баллады«). Какие еще авторские произведения вы бы хотели увековечить в музыке?
Dismael: О, да их непаханое поле! Любимых сюжетов так много, что я не знаю, где взять столько музыки! Сейчас в разработке песни на основе произведений Шекспира, Дюма, Сапковского, Лукьяненко и других авторов.
MG: Мрачные сказки Гофмана тоже могли бы стать отличной основой для нового альбома! Не планируете ли сочинить песню о, скажем, песочном человеке?
Dismael: Хм, как у Metallica? Тут вот ведь какая штука: сборник-то произведений Гофмана я купил, но к своему великому стыду еще не читал. Хотя сюжеты вкраце известны. В плане чтения у меня вообще много пробелов. Сейчас я пытаюсь это как-то наверстать. Кстати, многие произведения из школьной программы – когда-то не замеченные или забытые – сейчас воспринимаются гораздо ярче. Просто берешь и перечитываешь подряд всю классику.
MG: Должен ли музыкант еще и быть менеджером и бизнесменом?
Dismael: Возможно, для кого-то это будет услышать в новинку, но все, абсолютно все узнаваемые группы устроены по корпоративному принципу. Они как небольшие частные компании со своей иерархией, четко поставленными задачами и распределенными зонами ответственностями. Такой подход позволяет избежать хаоса и подразумевает планирование, ответственность каждого, разделение обязанностей, корпоративную этику, взаимоуважение и взаимопомощь.
MG: Как вы считаете, в настоящее время играет ли талант роль в продвижении музыки или же достаточно быть «ушлым дельцом», чтобы быстро стать популярным?
Dismael: Талант и деловая хватка – вещи абсолютно разные, но взаимосвязанные. Можно быть семи пядей во лбу, умницей и гением, и всю жизнь пролежать на диване, жалуясь, что никто тебя не понимает и не ценит. Поэтому важно не только создать произведение, но и сделать из него привлекательный продукт, донести его до аудитории. На верхушке всегда тот, кто в большей степени бизнесмен. Понятно, что мы всего лишь патлатые металхэды, лишь за немногими из нас стоят менеджеры и арт-агентства. Но если возникает такая потребность — управлять проектом – тут хочешь-не хочешь, станешь «ушлым дельцом».
MG: Для этого тоже, кстати, нужен огромный талант.
Dismael: Точно. Обычно действиями команды руководит один человек (редко больше), который может определить цели и задачи, составить обоснованный план, провести переговоры и так далее. Чем слаженнее работа команды, тем больше шансов достичь намеченной цели. Причем, это необязательно «быстро стать популярными». Быстрая популярность требует быстрых решений и действий, к ней можно оказаться неготовым.
MG: Лидер коллектива Imperial Age Александр Осипов не так давно провел семинар-тренинг, где рассказал о секретах шоу-бизнеса. Как вы считаете, не дискредитируют ли подобные семинары саму идею независимой музыки? Сами не думали организовать подобный мастер-класс?
Dismael: Нет, не думали. Я не владею секретами шоу-бизнеса. А если бы владел – не стал бы делиться.
MG: С кем из зарубежных музыкантов вы бы хотели поехать в тур/записать трек? Или, может, подобный опыт у вас уже был?
Dismael: Мы записывали совместные треки только с российскими музыкантами: например, с Абреем (Омела) и Ксенией (Калевала). В России у нас много дружественных групп, с которыми я хоть завтра охотно что-нибудь исполнил или даже ломанулся бы по городам и весям. Из зарубежных, пожалуй, только Forodwaith из Беларуси. Из «сильно зарубежных» — возможно, испанцы Mago De Oz в качестве такой мечты очень даже подошли бы, но только с их прежним вокалистом.
MG: Какое самое безумное и сложное решение вы принимали ради музыки? Приходилось ли вам чем-то жертвовать, чтобы продолжить заниматься любимым делом?
Dismael: Ага, однажды мне не хватало на запись, пришлось продать косуху. А если серьезно, я не знаю, что можно считать жертвой, а что нет. Если вдуматься, то даже то, как я пою, может иметь негативные последствия для связок. Творчество, как и бизнес – это постоянные вложения денег, времени, моральных и физических сил. Если то, что получаешь взамен, тебя по каким-то причинам не устраивает – значит, пора прекращать обманывать себя и других.
MG: Ваша семья всегда поддерживала вас в вашем увлечении группой или вам приходилось преодолевать сопротивление близких/друзей?
Dismael: Моя семья поддерживает меня во всем. Супруга, например, является концертным директором группы. Без ее поддержки я сам ничего не сделал бы.
MG: Вопрос нескромный. А вы сами слушаете свои песни. В машине, скажем? гордитесь собой?
Dismael: Я постоянно слушаю свою музыку. И дело вовсе не в самолюбовании. Причины две: во-первых, эта музыка действительно мне нравится. Она сделана по моим правилам и действует как-то успокаивающее. И вообще, если музон не нравится самому автору, то за каким чертом его слушать кому-то еще? Во-вторых, я постоянно анализирую и оцениваю созданные произведения.
MG: Ну и напоследок – скажите, пожалуйста, пару слов нашим читателям.
Dismael: Хочу сказать спасибо всем слушателям, за то, что наполняете творчество смыслом. Я хочу от этой музыки одного – чтобы она звучала. Просто возьмите любой наш диск и послушайте. Да, именно — прямо сейчас.
MG: Спасибо за интервью!