Каждый день в мире создаются новые коллективы. Кому-то уготована судьба стать известным и популярным, а кто-то так и останется на уровне самодеятельности. Но есть ли среди тех счастливчиков, кому суждено звездами, поистине нетривиальные и уникальные коллективы? Не пустышки, маскирующие вполне обычную музыку под нечто необычное и невиданное, а настоящие уникумы и самородки? Ответы на этот и многие вопросы даст только время. А пока будущие иконы стиля шлифуют свои умения, перед вами семь состоявшихся самобытных и своего рода уникальных коллективов.
7. Haggard
А ведь Азиз Нассери мог бы называться родоначальником самого популярного ныне направления под названием симфонический метал. Но он опоздал буквально на год, выпустив дебютный альбом Haggard в 1997-м, в то время как альбом Therion «Theli», ставший первым в жанре, вышел в 1996-м. Несмотря на общий знаменатель, творения Кристофера Йонссона и Азиза Нассери отличаются друг от друга. В то время как «симфоническая» часть Therion опирается на музыку эпохи романтизма, у Haggard ее корни тянутся из музыки эпохи ренессанса и средневековья. Также отличительной чертой немцев является наличие собственного небольшого оркестра, с которым группа гастролирует и тем самым сводит использование плейбэка на минимум (одно время полный состав Haggard насчитывал двадцать одного человека). Коллектив напоминает скорее оркестр, чем метал-группу, что до сих пор выгодно отличает их от коллег по жанру, которые вынуждены использовать фонограмму оркестровок. Но не только этим запоминается творчество Нассери. Композитор грамотно балансирует между тяжестью и симфонизмом, чтобы одно не забивало другое. С точки зрения самого стиля написания композиций, Азиз старается не перегружать музыку, и особенно это касается метал-составляющей. Она выглядит проще, но при этом она дополняет более сложную и продуманную симфоническую часть. Все это создает богатое «многослойное» звучание, а необычайная вариативность и разноплановость самой музыки выгодно выделяют Haggard на фоне остальных симфо-металистов.
6. Diablo Swing Orchestra
Если бы Флетчеру Хендерсону, одному из главных популяризаторов свинга, сказали, что этот подвид джаза будут мешать с тяжелой музыкой и оперным вокалом, он бы просто покрутил пальцем у виска. А вот шведам Diablo Swing Orchestra подобная затея не показалась настолько безумной, а очень даже наоборот. И они не прогадали: сумасшедшая смесь жанров и направлений сделала из DSO одних из самых узнаваемых представителей авангард-метала на европейской сцене. Но одними джазом и металом музыканты не ограничиваются, а в буквальном смысле мешают все подряд: классика, фламенко, рок-н-ролл и даже диско-поп. И это далеко не полный список стилей, с которыми продолжают экспериментировать Diablo Swing Orchestra. В 2014-м коллектив покинула солистка, сопрано Аннлуис Лёгдлунд, ради карьеры в опере, и на ее место пришла эстрадная вокалистка Кристин Эвергорд. Несмотря на то, что девушку вполне тепло приняли поклонники, некоторые все же считают, что с уходом Аннлуис DSO потеряли часть своей уникальности.
5. Boris
Наряду с Earth и Sunn O))), японский коллектив Boris стоял у истоков жанра дроун/дум-метал. Но, в отличие от американских коллег, Boris не стали загонять себя в рамки сугубо одного жанра. За двадцатишестилетнюю историю группа успела поработать во множестве жанров, включая нойз, психоделик-рок, олдскульный индастриал, стонер-рок, сладж-метал и даже j-поп. Все вышеперечисленные стили можно встретить в рамках одного альбома, что делает Boris крайне непредсказуемым коллективом, ведь каждый раз не знаешь, какой будет новая пластинка. Так, в 2011 году группа выпустила сразу три полноформатных альбома, каждый из которых кардинально отличался друг от друга в стилистическом плане. Несмотря на технический прогресс, Boris продолжают записываться, используя аналоговую аппаратуру, и практически не используют овердаббинг.
4. Chaostar
Проект Chaostar начался как коллаборация между идейным вдохновителем Septicflesh Кристосом Антониу и сопрано Натали Рассулис. Будучи по образованию классическим композитором, Крис в полной мере смог раскрыть свой талант в контексте нового коллектива. Антониу ловко сочетал элементы оперы с классическим авангардом, дарквейвом и эмбиентом. Достигнув пика в лице концептуального альбома «The Scarlet Queen», коллектив взял перерыв, чтобы вернутся через несколько лет в совершенно другом виде. Кристос сменил не только состав группы, но и музыкальную концепцию. Так, авангард окончательно вытеснил оперу и неоклассику, на смену дарквейву пришли греческие и ближневосточные мотивы (элементы последних уже присутствовал на «The Scarlet Queen»), а кристальное эфемерное сопрано уступило место тяжелому глухому меццо-сопрано. Несмотря на определенную критику со стороны поклонников, Chaostar уверенно чувствую себя в обновленном образе и не намерены сдавать назад.
3. Shining (NOR)
Покинув ряды Jaga Jazzist в 2002, саксофонист Йорген Мункеби полностью сконцентрировал свое внимание на новом детище в лице Shining. Поначалу музыкальный вектор не уходил далеко от того, что Йорген делал в Jaga Jazzist. Но уже после дебютного альбома стало понятно, что музыкантам не очень интересно играть просто акустический джаз, и начиная со второй пластинки группа стала сворачивать в сторону авангарда, постепенно утяжеляя музыку и делая ее все более эклектичной. Альбом «Grindstone» 2007 года, содержавший в себе уже не только элементы джаза, но также прогрессив-рока, поп-музыки и классического авангарда, был предвестником того направления, которое сделает Shining одним из самых самобытных коллективов. В 2010-м выходит «Blackjazz», и название альбома служит описанием жанра, который теперь представляет Shining. Безумная смесь авангардного метала, экстрим-метала, индастриала, прога, экспериментальной музыки и поверх этого — «истеричный» саксофон Мункеби. Несмотря на эклектичное звучание, blackjazz был по достоинству оценен и привлек не только новых поклонников, но и смог заинтересовать преданных фанов.
2. Dir En Grey
Dir En Grey появились на японской сцене в удобное время: так, в год формирования допевало свою «лебединую песню» первое пришествие X Japan, а на момент выхода дебютника DEG самый популярный на тот момент коллектив Malice Mizer находился на распутье после ухода вокалиста. Поначалу Dir En Grey не выделялись на фоне остальных подобных групп того времени, играя типичный j-рок. Но постепенно коллектив стал утяжелять музыку, уходя все больше в эксперименты. Впитывая как губка все новые веяния и музыкальные направления, Dir En Grey умудрялись подстраивать их под себя, придавая даже самому «заезженному» стилю новый блеск. Позже группа решила все-таки остановиться на одном жанре, и выбор пал на авангардный метал, который DEG начали «перекраивать» на свой лад, добавляя элементы таких направлений, как прогрессив, альтернативный метал, дэткор, дэт метал и экспериментальная музыка. И как украшение — вокал Тоору «Кё» Нишимуры, чей голос, кажется, не знает границ. Все это сделало Dir En Grey самой узнаваемой группой не только на японской, но и на мировой рок-сцене.
1. King Crimson
Несмотря на небольшое, на первый взгляд, стилистическое разнообразие, отцы-основатели прогрессив- и арт-рока культовые King Crimson по сей день считаются поистине уникальным коллективом. Не каждая группа может задать планку дебютным альбомом, и не только себе, но и другим коллективам, играющим в схожих направлениях, а также оставаться разноплановыми и интересными в контексте, по сути одного жанра. Доведя до абсолюта новое направление на альбоме «Red», лидер Роберт Фрипп расформировывает King Crimson, чтобы вернуться через семь лет не только с новым составом, но и с новой концепцией. Так, Фрипп вполне успешно пробует свои силы в сравнительно юном тогда направлении нью-вейв, умело комбинируя его с прогрессивом и арт-роком. После еще трех альбомов и очередного хиатуса, Фрипп продолжает свои эксперименты, и на этот раз на поприще метал-музыки. И именно эти разносторонность, любопытство и желание развиваться сделали King Crimson по-настоящему уникальным коллективом. И по сей день их музыка продолжает вдохновлять прог-артистов, как состоявшихся, так и новичков. Хотя многие признают, что все же музыкальный уровень детища Роберта Фриппа еще долго будет недосягаем.