Музыка всегда была неотъемлемой частью кинематографа. Она являлась необходимым элементом, который усиливал те или иные моменты: будь то саспенс, драматический накал или катарсис. Во времена немого кино роль «саундтрека» исполняли таперы, играя несложные импровизации, которые подходили происходящему на экране. С появлением звукового кино музыка в фильмах все прочнее и прочнее укрепляла свои позиции и стала такой же важной частью, как и сценарий и режиссура. Позже музыкальное сопровождение стало играть не последнюю роль и в видео играх. Большинство современных саундтреков представляет собой помпезные оркестровые композиции, построенные на канонах классической музыки. Но не каждому фильму или компьютерной игре подойдет подобное музыкальное сопровождение. Перед вами пять самых необычных и уникальных в своем роде саундтреков по версии MetalGossip.
5. Coil – «The Unreleased Themes for Hellraiser»
В 1986 году писатель Клайв Баркер познакомился с музыкантом Стивеном Трауэром. Они быстро сдружились на фоне любви к фильмам ужасов. В одну из встреч Трауэр дал послушать Баркеру первый альбом коллектива Coil, с которым Стивен в то время начинал сотрудничать. Писатель был настолько впечатлен музыкой, что попросил немедленно познакомить его с остальными участниками группы. Именно знакомство с основателями Coil Джоном Бэлансом и Питером Кристоферсоном и их коллекция БДСМ и порножурналов вдохновили Баркера на создания повести «The Hellbound Heart», по мотивам которой уже через год вышел фильм «Восставший из ада». Когда только начиналась работа над фильмом, Клайв, выступивший и режиссером, дал задание Coil написать саундтрек к кинокартине. И когда половина музыки уже была готова, продюсеры из New Line Cinema забраковали наработки Coil, сославшись на «некоммерческий жанр». Баркер вынужден был согласиться, и на место композитора был приглашен Кристофер Янг. Coil же довели до ума все то, что написали и выпустили под названием «The Unreleased Themes For Hellraiser». Вкрадчивые, тревожные мелодии в стиле эмбиент вызывают страх даже в отрыве от произведения Баркера. Постепенно искажающиеся звуки музыкальной шкатулки вызывают неподдельную тревогу. Это тот редкий момент, когда музыка дает понять, о чем фильм, даже звуча в отрыве от видеоряда. Многие поклонники и сам Клайв Баркер называют музыку Coil настоящим саундтреком к истории о дьявольской шкатулке и посланниках пекла.
4. Akira Yamaoka – «Silent Hill 2»
Единственный представитель из мира видеоигр в данном топе. После успеха первой игры о загадочном городе Сайлент Хилл компания Konami решила еще выше поднять планку. И это касалось не только технических особенностей игры, но и музыкального сопровождения. Акира Ямаока пересмотрел свое виденье музыки и внес ряд изменений, отличающихся от того, что он представил в первой части «Silent Hill». Композиций стало меньше и они стали более вариативными. Уже не было тех раздражающих атональных звуков, что были присущи первой игре. Ямаока пошел дальше и подошел к написанию саундтрека с более кинематографической стороны. Музыка получилась невероятно разноплановой. В ней сочетались и элементы все того же нойза, и дарк эмбинта, и мажорного хард-рока, и лиричного трип-хопа. Композитору удалось передать все настроение игры через музыку. Есть и страх. и тревога, но вместе с тем присутствует и нежность, что редко встречается в музыкальном сопровождении к хоррор-играм. И недаром саундтрек к «Silent Hill 2» является не только лучшим в серии, но и одним из лучших в истории компьютерных игр.
3. Cliff Martinez – «The Neon Demon»
Экс-барабанщик Red Hot Chili Peppers уже давно работает на поприще музыки для кинофильмов и последние пару лет является «штатным» композитором у датского режиссера Николаса Виндинга Рефна. Так, Мартинез работал над всеми тремя «прорывными» картинами режиссера: «Драйв», «Только Бог простит» и «Неоновый демон». Критики отдельно выделяют саундтрек к «Драйву», хотя музыкальное сопровождение к «Неоновому демону» куда любопытней. Как и в случае с вышеупомянутым «Драйвом», музыка к данной киноленте являет собой электронику, но в данном случае куда более минималистичную и холодную. Мартинез вдохновлялся работами Джорджио Мородера, Вангелиса и Tangerine Dream. Композитору удалось создать причудливое «реторо-футуристичное» музыкальное полотно, холодное и безжизненное, как вся индустрия высокой моды. Его музыка действительно «неоновая», но ее яркость может быть губительной.
2. Peter Gabriel – «Passion»
Для экс-солиста Genesis и вечного экспериментатора Питера Гэбриэла работа над музыкой для картины Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа» не была первой. До этого он сотрудничал с режиссером Аланом Паркером и создал саундтрек к его фильму «Птаха». Но работа над музыкальным рядом для экранизации скандального романа Никоса Канзанзакиса требовала совершенно другого подхода. Для записи саундтрека Гэбриэл обратился к своей организации WOMAD (World Of Music, Art And Dance), чтобы собрать музыкантов из Африки, Ближнего Востока и Азии. Композитор ездил в эти регионы и записывал с музыкантами отдельные фрагменты. Благодаря этому альбому мир узнал о таких музыкантах, как Нусрат Фатех Али Хан и Йуссу Н’Дуре. Гэбриэл поставил задачу создать настолько «автентическое» звучание, насколько это возможно. Он поставил во главу угла восточные традиционные мотивы и атмосферу, лишь немного разбавляя современными элементами и инструментами. Критики отметили уникальность и новаторский подход к созданию саундтрека, который смотрится как полноценное произведение даже в отрыве от самого фильма. И именно «Passion» дал толчок для популяризации этнической музыки на Западе.
1. Vangelis – «Blade Runner»
Через год после триумфа саундтрека к «Колесницам огня», в 1982-м Вангелис принял предложение от режиссера Ридли Скотта, который в тот момент начал работать над киноадаптацией романа Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», получившей название «Бегущий по лезвию». Композитор с большим энтузиазмом согласился, так как мог в полной мере реализовать задуманное. Используя всего несколько синтезаторов, Вангелису удалось создать уникальное произведение. Холодный, мрачный эмбиент идеально вписывался в общее настроение картины. Не обошлось и без гостевого участия некоторых артистов. Композитор пригласил давнего друга и коллегу Демиса Руссоса, протеже Пола Макартни Мери Хопкин и саксофониста Дика Моррисси. Также по просьбе Скотта Вангелис включил в саундтрек и композицию «Memories Of Green», которая выходила на альбоме «See You Later» двумя годами ранее. С выходом самого фильма критики высоко оценили саундтрек, но по ряду причин выпуск пластинки постоянно откладывался. Сначала свет увидели оркестровые варианты композиций, которые не имели особого успеха. Позже стали появляться бутлеги низкого качества, поскольку музыкальные дорожки были списаны с видеоносителей. И лишь в 1994 году вышел оригинальный саундтрек, и почти сразу он получил статус культовой записи и самой важной музыкальной работы в жанре электроники. А в 2007 к 25-летию фильма вышло лимитированное издание на трех дисках: первый содержал оригинальный саундтрек, второй – не вошедшие ремастированные композиции, а третий – музыку, написанную уже по впечатлениям от самого фильма.