Долгое время считалось, что классический вокал и тяжелая музыка несовместимы, как масло и вода. Родоначальники жанров никогда бы не могли себе представить, что это сочетаемо. Да и поклонники оперы и метала до поры до времени не подозревали, что такой симбиоз возможен. Но все изменилось во второй половине 90-х с развитием жанра симфоник-метал. Первопроходцами были финны Nightwish, которые первыми стали использовать классический женский лид-вокал в своей музыке. Именно они дали толчок для популяризации оперного вокала в тяжелой музыке. Перед вами четырнадцать вокалисток, для которых классическая манера является основной. Кто-то сияет только на метал-сцене, а кто-то умудряется одинаково хорошо «играть на два поля».
14. Тарья Турунен
И начать стоит с экс-вокалистки все тех же Nightwish. Тарья Турунен имеет классическое музыкальное образование, но она не училась на оперную певицу, как многие считают. Турунен училась на солистку церковного хора в филиале музыкальной академии им. Я. Сибелиуса в Савонлинне (факультет сольного оперного пения находится в Хельсинки). Позже Тарья отправилась шлифовать свой вокал в консерваторию в немецком Карлсруэ. Ее преподаватель меццо-сопрано Митсуко Ширай отметила, что голос финки слишком сильный для хористки, и стала учить ее на сольную исполнительницу. Но опять же, Турунен не сделала выбор в пользу оперы как таковой, а решила стать «lied» певицей (что в принципе эквивалентно понятию камерный исполнитель). Параллельно с учебой Тарья продолжала петь в Nightwish, а после скандального увольнения в 2005-м продолжила выступать сольно, а заодно и стала заигрывать с так называемым «contemporary vocals». К сожалению, эти заигрывания привели к тому, что за последующие годы голос певицы значительно ухудшился и потерял часть своего очарования. А попытки в эстрадный вокал делают и без того не самый красивый, хоть и узнаваемый, тембр неприятным. Но несмотря на все видимые проблемы, Тарья продолжает активную музыкальную деятельность на радость поклонникам, как на поприще метала, так и в классической музыке.
13. Эва Морелль
Вокалистка Aeverium и временная певица Xandria, колоратурное сопрано Эва Морелль (в миру Сара Боуверс) серьезно подошла к своему образованию. Сначала она училась в консерватории в Нидерландах, а после продолжила совершенствовать свой вокал в Бирмингеме, Англия. Параллельно Эва решила попробовать свои силы и в отличных от классики жанрах. Так, в 2013 году она присоединилась к альтернатив-метал-коллективу Aeverium, с которым уже выпустила два альбома. А осенью 2017-го Морелль была объявлена как замена Диане ван Гирсберген в Xandria. Но и о классике девушка не забывает. Так, она принимает участие в разного рода камерных концертах и является действующей солисткой в музыкальном театре для детей и юношества в городе Хюрт, Германия. Также Эва работает преподавателем классического вокала в консерватории Дюссельдорфа. И хотя некоторым пришелся по вкусу вокал Морелль в контексте Xandria, все же многие считают, что певица слишком крута для такого композитора, как Марко Хойбаум.
12. Илиана Цакираки
Гречанка Илиана Цакираки учится музыке с детства. Сначала она стала брать уроки фортепиано, а позже ее заинтересовал вокал. В детстве она пела в составе хора при консерватории, в которую позже поступила сразу на две специальности: классический вокал и фортепиано. В 20 лет Илиана присоединилась к коллективу Meden Agan, с которым выпустила один альбом. Примерно в тоже время Цакираки заметила группа Septicflesh и пригласила принять участие в записи альбома «The Great Mass». В 2013-м Илиана покинула Meden Agan и создала новый коллектив Enemy Of Reality. Помимо этого, певица активно принимала участие в творческом объединении «Eve’s Apple», с которым выступала в рамках фестиваля Metal Female Voices Fest. Певица выделялась на фоне своих коллег не только благодаря выучке, но и во многом из-за своеобразного тембра голоса (у большинства греческих певцов ярко выраженный природный тремор). Судя по всему, для Цакираки в приоритете сейчас метал-музыка и пока о ее свершениях на поприще классической музыки ничего не слышно.
11. Вибеке Стене
Сопрано Вибеке Стене наиболее известна по участию в норвежской готик-метал-группе Tristania. Девушка начала брать частные уроки классического пения в возрасте тринадцати лет и продолжала заниматься на протяжении десяти лет. Достоверно неизвестно, есть ли у Стене полноценное музыкальное образование. Хотя в одном из интервью клавишник Tristania Эйнар Мун утверждал, что оное у Вибеке имеется («Что-то вроде оперной школы или консерваторской степени»). В 2007-м через пару месяцев после релиза «Illumination» певица покинула коллектив, сославшись на желание закончить образование и несогласие с дальнейшим музыкальным развитием коллектива. Тогда поползли слухи о том, что именно Вибеке стала новой вокалисткой Nightwish, которые девушка опровергла. Именно c уходом Стене, по мнению многих фанатов, закончилась эпоха классической Tristania. Около шести лет певица не давала о себе знать, сосредоточившись на преподавании в школе. Но в 2013-м было объявлено о том, что Вибеке возвращается в составе проекта God Of Atheists. И пока поклонники битый год ждут альбом супергруппы, который явно должен быть шедевром, Стене решила не терять времени даром и начала работать над собственным проектом. Несмотря на черепашьи темпы, дебютная пластинка скоро должна появиться на свет. А пока этого не произошло, можно почти с уверенностью сказать, что красоты и силы голос Вибеке не потерял: мизерный отрывок записи это подтвердил.
10. Лаура Макри
Итальянка Лаура Макри дебютировала в оперном театре совсем юной для этого вида искусства – в 20 лет. Ее первой ролью стала Мюзетта из оперы Дж. Пуччини «Богема». А добывала нужные знания Лаура в консерватории им. В. Беллини в городе Кальтаниссетта, которую закончила с отличием. Также Макри является лауреатом многих вокальных конкурсов. В 2011-м ее заметил Марк Янсен и пригласил в свой новый проект MaYan. Лирико-колоратурное сопрано Лауры хорошо контрастировало с тяжелой и помпезной музыкой. С 2013-го Макри является полноценной участницей коллектива. Но все же взор итальянки направлен в сторону классической музыки. Лаура является солисткой оперного театра города Бари. На ее счету роли в таких операх, как «Лючия ди Ламмермур» Доницетти, «Риголетто» Верди, «Волшебная флейта» Моцарта и другие. А в 2017 году Макри выпустила свой первый альбом в жанре классикал-кроссовер, музыку для которого написал ее брат Роберто Макри.
9. Мелисса Ферлаак
Американская певица Мелисса Ферлаак сделала себе имя в американском метал-коллективе Aesma Daeva, который покинула ради участия в австрийской группе Visions Of Atlantis. Поклонникам пришлось по вкусу звонкое сопрано американки, хотя некоторые отмечали, что голос ныне покойной Николь Богнер был несколько более подходящим для музыки коллектива. Так или иначе, Ферлаак записала один альбом с Visions Of Atlantis и…покинула коллектив вскоре после окончания тура. Параллельно с деятельностью в метал-коллективах выпускница бостонской консерватории участвовала во множестве постановок в театрах штата Миннесота. Среди исполненных ролей — Мими в «Богеме» Дж. Пуччини и Маргарита в «Фаусте» Ш. Гуно. Но в последние годы Мелисса уделяет больше внимания своему новому метал-проекту Plague Of Stars и преподаванию вокала и практически не дает классических концертов.
8. Аннлуис Лёгдлунд
Не каждый может дебютировать в театре с ролью в опере Вагнера, а шведка Аннлуис Лёгдлунд смогла. Выпускница Королевской музыкальной академии поет в театре с 2000 года, а в 2003-м дебютировала в метал-коллективе Diablo Swing Orchestra. Ее мощное драматическое (вагнеровское) сопрано украшало музыку группы на протяжении одиннадцати лет. Потом певица приняла сложное решение и покинула DSO ради полноценной карьеры в театре. Несмотря на то, что большинство поклонников приняло новую вокалистку, бытует мнение, что с уходом Аннлуис группа потеряла часть своей уникальности.
7. Кристель Линдстат
Еще одна обладательница вагнеровского типа голоса в данном топе, лирическое контральто Кристель Линдстат пришла в метал уже после завершение активной деятельности на поприще классической оперы. Французский коллектив Opus Doria стал первым для Кристель. Певица пришла на смену меццо-сопрано Маэле Верни, которая, напротив, решила сосредоточится на карьере в театре. Для многих поклонников симфонического метала Линдстат стала открытием – в тяжелой музыке практически не встречается оперное контральто. Кристель училась в консерватории Марселя, и на ее счету около пятидесяти ролей в разных операх, включая постановки Вагнера, Верди, Штраусса и многих других. Сейчас певица сосредоточена на преподавании оперного вокала. Также Линдстат руководит академическим хором и занимается музыкотерапией. Кстати, из всех исполненных ролей Кристель выделяет Кармен как самую знаковую и любимую.
6. Сандра Пламенац
Еще учась в московской консерватории им. П. Чайковского, драматическое сопрано Сандра Пламенац собрала свой метал-коллектив Kein Zurük, чей единственный альбом вышел в 2011 году. Параллельно она принимала участие и в других группах, но не в качестве вокалистки, а как бас-гитаристка. В 2014 году Сандру пригласили в Therion в качестве концертной певицы. Пробыв всего год на этом посту, Пламенац покинула концертный состав шведских симфо-металистов ради Загребской национальной оперы. Приняв предложение, певица полностью сконцентрировала свое внимание на карьере в классической музыке, выступая в постановках по всему миру. И хоть номинально Kein Zurük не распались, вряд ли стоит ждать от них нового материала, по крайней мере, в ближайшее время.
5. Лори Льюис
Свою карьеру сопрано Лори Льюис начала в группе Aesma Daeva, куда она пришла смену Мелиссе Ферлаак. И почти сразу коллектив отправился на гастроли с группой Therion, где ее заприметил Кристофер Йонссон. И уже в 2007-м Льюис выступала с Therion, а в 2011-м Йонссон сделал певицу постоянной участницей группы. Но уже через три года Лори объявила, что больше не будет выступать с коллективом из-за изменений в личной жизни, но останется на посту студийной вокалистки. В настоящее время певица сосредоточена на семейной жизни и пока не планирует возвращаться к активной концертной деятельности.
4. Кьяра Мальвестити
Миловидная итальянка стала брать уроки эстрадного вокала в 18 лет, но позже поняла, что ей ближе классическое оперное пение. Так, в 24 года Кьяра поступила в консерваторию, попутно продолжая исполнять тяжелую музыку в своем коллективе Crysalys. На последнем курсе музыкальной академии Мальвестити дебютировала в театре в роли Эвридики в опере К. В. Глюка «Орфей и Эвридика». С этой партии началась карьера Кьяры как оперной певицы. В 2015 году, после поочередного ухода Сандры Пламенац и Исы Гарсии Навас, итальянка присоединилась к концертному составу Therion, с которыми выступает по сей день. Кроме того, певица продолжает строить карьеру в театре, а также преподает оперный вокал в музыкальной студии.
3. Диана ван Гирсберген
Голландская певица, спинто-сопрано Диана ван Гирсберген поет с раннего детства. Она брала частные уроки и пела в хорах, а позже поступила в консерваторию ArtEZ (которую закончила и нынешняя тур-вокалистка Xandria Эва Морелль), где изучала классический вокал и искусство. Получив диплом бакалавра с отличием, Диана продолжила образование, поступив в магистратуру. Еще до поступления в консерваторию певица создала свой коллектив Ex Libris, с которым достигла определенных успехов. В 2013 году ван Гирсберген присоединилась к немецкой группе Xandria, заменив ушедшую Мануэлу Краллер. С новым коллективом Диана выпустила два альбома. Во время тура в поддержку «Theater Of Dimensions» певица приняла решение покинуть коллектив, сославшись на проблемы со здоровьем и конфликты с участниками Xandria. В настоящее время Диана работает над третьим полноформатным альбомом с Ex Libris и дает уроки вокала, а также делает украшения из гитарных струн под вывеской Precious Metal.
2. Андроники Скула
Гречанка Андроники Скула поступила в консерваторию довольно поздно — в 26 лет, но ни на миг об этом не пожалела. Ее мощное драматическое меццо-сопрано стало не только украшением «второго пришествия» Chaostar, но также оставило свой след на записях Septicflesh, Rotting Christ, Lloth и др. Андроники является действующей концертной певицей, регулярно выступая с классической программой, принимает участие в новомодных постановках и мечтает принять участие в полноценном оперном спектакле. Певица считает, что классическая техника пения открывает больше возможностей, чем иные виды вокала.
1. Эммануэль Зольдан
Эммануэль не мечтала становиться оперной певицей. Она была заинтересована в рок-музыке и хотела стать эстрадной вокалисткой. Но в год поступления в консерваторию мест на эстрадное отделение не было и, чтобы не терять год, девушке предложили пойти на факультет классического пения. Эмме настолько понравилось, что она решила остаться и продолжить строить карьеру на этом поприще. Впервые в контексте метал-музыки о Зольдан услышали в 2004 году, когда она спела на одной из песен Sirenia (кавер на Леонарда Коэна «First We Take Manhattan»), с которыми певица к тому моменту сотрудничала в качестве хористки. А уже в 2007-м она пела на альбоме Trail Of Tears «Existentia» в качестве гостевой вокалистки. Но настоящий прорыв для Эммануэль как метал-певицы произошел в 2016 году, когда Мортен Веланд пригласил ее стать вокалисткой Sirenia. С приходом Зольдан группа переживает второе рождение в плане активной гастрольной деятельности. Сейчас Sirenia заканчивают работу над очередной пластинкой и уже планируют тур. Сама Эмма признается, что теперь чувствует себя счастливой в плане творческой реализации, так как и в опере она исполнила все роли своей мечты, среди которых Кармен в одноименной опере Ж. Бизе, Далила «Самсон и Далила» К. Сен-Санса, Шарлотта «Вертер» Ж. Массне и многие другие.