Топ-12 симфоник-метал-альбомов
Из всех направлений в тяжелой музыке, наверное, симфонический метал является самым популярным и коммерчески успешным жанром. Множество молодых артистов, вдохновленные мастодонтами стиля, пытаются повторить успех отцов-основателей. И далеко не всегда у них это получается, да и сами мэтры порой отнюдь не радуют слушателей. Но так или иначе каждый артист, стоявший у истоков направления, внес неоценимый вклад в развитие стиля. Перед вами топ-12 альбомов по версии MetalGossip, которые олицетворяют собой симфонический метал.
1. Nightwish — Once (2004)
Пока иностранные критики наперебой спорят, какой же из альбомов финской легенды является лучшим: “Oceanborn” или все-таки “Imaginaerum”, — с уверенностью можно заявить, что для всего жанра в целом ценность представляет именно “Once”. Отойдя от пауэр-метал-основы на “Century Child”, как раз на альбоме 2004 года Nightwish продемонстрировали тот саунд, на который многие впоследствии будут равняться: мелодичный, но не слащавый, мощный, но не перегруженный. “Once” сильный, помпезный и в меру мрачный. И поверх этого — интеллигентный и аккуратный вокал Тарьи Турунен, которая еще не познала прелестей некоммерческого арт-рока и прога. Именно “Once” окончательно закрепил за Nightwish статус культового коллектива, а уж никак не последующие альбомы.
2. Within Temptation — The Heart Of Everything (2007)
Голландцев Within Temptation “штормило” всю дорогу в плане выбора музыкального направления: начав чуть ли не с дэт/дума, позже они заигрывали с готик-металом, чтобы в итоге явить на свет одну из жемчужин благословенного 2007-го — “The Heart Of Everything”. Оставив определенную основу от готик-метала, Within Temptation выстроили поверх нее ни на что не похожее звучание, во много благодаря очень грамотным симфоническим аранжировкам и самому подходу к сочинению композиций. В финале вышел очень самобытный и комплексный альбом. К сожалению, самих Within Temptation это, по всей видимости, не устраивало, и они продолжили путь к куда более коммерческому звучанию.
3. After Forever — Invisible Circles (2004)
Несмотря на растущую популярность, внутри After Forever дела шли плохо. После выхода “Decipher” напряжение достигло апогея, и лидеру-основателю группы Марку Янсену пришлось покинуть After Forever (впоследствии Янсен громко заявлял, что его на самом деле уволили, сравнивая себя с Мортеном Веландом). В итоге Сандеру Гоммансу был выдан карт-бланш на собственное видение музыкального развития After Forever. Так, на “Invisible Circles” ушла излишняя перегруженность, которой грешил “Decipher”, а Флор Янсен перестала мучать себя попытками в оперный вокал. И хотя градус пафосности и снизился, альбом все еще изобиловал симфоническими вставками, при этом не заглушая метал-составляющую. Несмотря на смешанные отзывы критиков, “Invisible Circles” определил дальнейшее звучание After Forever без оглядки на Марка Янсена.
4. Sirenia — Dim Days Of Dolor (2016)
Доказав, что творческий кризис вещь не вечная, Мортен Веланд продолжил ковать железо не отходя от кассы и сразу же после выхода “The Seventh Life Path” засел сочинять новый материал. Кардинальных изменений, за исключением вокала, не было, но, в отличие от предыдущих двух альбомов, “Dim Days Of Dolor” звучал лаконичней и более целостно. За симфонизм все так же отвечали программинг и мини-хор, который Мортен в этот раз довел до абсолюта. Пластинка не пестрела километровыми композициями, но и откровенных радио-френдли хитов здесь не было, если не считать “Dim Days Of Dolor”. Еще один плюс в копилку альбома — вокал Эммануэль Зольдан, которой удалось более чем достойно “подогнать” под себя вокальные линии Айлин и доказать, что не обязательно обладать запредельно высоким голосом, чтобы оттенять тяжелый саунд.
5. Therion — Secret Of Runes (2001)
Теоретически нужно было бы указать альбом “Theli” как главную работу жанра, ибо с нее все началось. Но что-то новое на то и новое, чтобы быть несовершенным. Пять лет и пять альбомов понадобилось Кристоферу Йонссону чтобы отточить свой собственный стиль в новом жанре. Именно на концептуальном “Secret Of The Runes” потенциал Кристофера раскрылся по полной. Сложный, по-вагнеровски помпезный, он, альбом, является монолитом. Еще не было симфонизма ради симфонизма и искусственного усложнения музыки. Все звучало органично и уместно. Справедливо будет назвать “Secret Of The Runes” вершиной творчества Therion, ибо после него планка, поставленная самим Кристофером Йонссоном, к сожалению, оказалась недосягаемой.
6. Tristania — Beyond The Veil (1999)
Решив не концентрироваться только на дум-метале, Мортен Веланд начал развивать музыку Tristania во многом благодаря добавлению элементов из тогда еще совсем юного симфоник-метала. Так, снова был приглашен скрипач Пит Йохансен, а также появился более или менее полноценный хор, пусть и на настолько профессиональный, как на записях Sirenia. Сопрано Вибеке Стене, хоть и была все еще на вторых ролях, заметно выросла со времен записи дебютного альбома, явив полноценное оперное пение, о котором так мечтал Веланд. Критики наперебой хвалили “Beyond The Veil”, называя его впоследствии одной из самых знаковых работ в жанре. Увы, после выхода альбома напряжение в группе стало расти, и в итоге Мортен Веланд был вынужден покинуть коллектив, а все наработки для третьей полноформатной пластинки превратились в дебютник Sirenia.
7. Haggard — Eppur Si Muove (2004)
В свое время мы упоминали, что Азиз Нассери мог бы считаться родоначальником жанра симфоник-метал, выпусти он дебютный альбом на год раньше. Но пусть лавры первооткрывателя и ушли Therion, менее самобытными Haggard не перестали быть. В отличие от Йонссона, Азизу понадобилось чуть меньше времени, чтобы найти себя. Так, апогеем поисков стал третий полноформатный альбом “Eppur Si Muove”. Концептуальная работа смотрится скорее как классическое произведение по своей структуре. Вот только если “Secret Of The Runes” — это реверанс в сторону романтизма и Вагнера, то “Eppur Si Muove” — новое прочтение европейской средневековой музыки и музыки эпохи барокко. Она невероятно органично смотрится в связке с тяжелыми риффами и глухим гроулом, не вызывая диссонанса. Недаром именно этот альбом — неотъемлемая часть любых тематических топов.
8. Imperia — Queen Of Light (2007)
Первый альбом Imperia остался практически незамеченным и, по-хорошему, мало кому интересным с музыкальной точки зрения, чего нельзя сказать про второй полноформатный альбом “Queen Of Light”. Фронтвуман коллектива Хелена Ирэн Михаэльсен в интервью говорила, что беременность и рождение дочери стали основным источником вдохновением. Так это или нет — неважно, ведь так или иначе альбом звучит невероятно мощно и насыщенно. Одун Грённестадт создал великолепные оркестровки, которые не перегружали музыку, а наоборот, выгодно дополняли оную. Также ему удалось вписать пусть и узнаваемый, но все же грубый голос Хелены, которая наконец-то смогла полностью раскрыть свой вокальный потенциал. К сожалению, лейбл Massacre Records не создал хорошей промо-кампании для альбома, из-за чего он незаслуженно быстро оказался в тени более громких релизов того года.
9. Epica — The Divine Conspiracy (2007)
Разругавшись в хлам на многие годы с коллегами из After Forever, Марк Янсен начал все с чистого листа. Благо наработки и связи были, и это помогло быстро вернуться в строй. Первые два альбома Epica были достаточно успешными для того, чтобы на группу обратил внимание гигант Nuclear Blast. На этом лейбле увидела свет действительно прорывная работа — “The Divine Conspiracy”. Как раз на третьем полноформатном альбоме Марк Янсен научился работать с оркестровками и хором, не превращая музыку в месиво, чем грешили первые два альбома After Forever. Альбом вышел разноплановым, насыщенным и целостным. Дэт-метал-элементы встали на свои места и больше не выбивались из общего полотна. А Симона Симонс пусть и не может называться полноценной оперной певицей, но нет-нет, да и затмевает Флор Янсен по части классического вокала.
10. Leaves’ Eyes — “Lovelorn” (2004)
Дебютный альбом Leaves’ Eyes “Lovelorn” является самым лаконичным по звучанию, как в этом топе, так и в дискографии самого коллектива. До бесконечных викинг-саг было еще далеко, а Atrocity (которые и составляли Leaves’ Eyes) знать не знали, как играть что-то мелодичнее дэт-метала. В итоге за счет только синтезатора, программинга да скрипки Leaves Eyes’ удалось создать гармоничную и очень аккуратную запись, несмотря на все шероховатости и неуверенность. “Lovelorn” не нужны ни оркестр, ни хоры. Это как раз тот случай, когда меньше — лучше. И как украшение — хрустальный вокал Лив Кристин. В 2013 году группа решила повторить формулу дебютного альбома, но это уже было совсем не то.
11. Xandria — “Neverworld’s End” (2012)
Это было в те времена, когда Марко Хойбаум крал мелодии у других не так оголтело. Конечно, все понимали, откуда ноги растут, но закрывали глаза, ибо, чего греха таить, “Neverworld’s End” вышел очень даже хорошим. Смена стилистики с томного готик-метала на зубодробительный симфоник-метал с элементами пауэра явно пошла на пользу. Отдельной благодарности заслуживают Йост ван ден Брук за его грамотные симфонические аранжировки и бесподобная вокальная работа Мануэлы Краллер. Вкупе с запоминающимися, пусть и заимствованными, мелодиями на выходе получился прекрасный образчик симфо-метала здорового человека.
12. Edenbridge — “The Bonding” (2013)
Австрийцы Edenbridge никогда не изменяли себе: они как играли симфонический пауэр-метал, так играют его до сих пор. Конечно, такой консерватизм и верность направлению не всегда шел группе на пользу. После “The Grand Design” у слушателей сложилось впечатление, что больше группе сказать нечего и дальше пойдет лишь повторение самих себя. И “MyEarthDream” и “Solitaire” отчасти это подтвердили. Но вот “The Bonding” смог приятно удивить. Да, на нем нет никаких нововведений, но это не мешает альбому звучать по-своему интересно. Лавалль снова доказал, что является хорошим мелодистом, а Робби Валейнтайн — что для хора достаточно и одного человека. И, к сожалению, “The Bonding” стал последним альбомом, на котором голос Сабины Эдельсбахер звучал на полную мощь. Хотя еле уловимые нотки грядущего регресса уже начали проскальзывать.