Концептуальные альбомы давно перестали быть уделом исключительно таких жанров, как прогрессив-рок и авангард. С течением времени все больше и больше артистов различных направлений стали создавать альбомы, полностью посвященные определенной теме. Такие работы, как Pink Floyd “The Wall”, The Who “Tommy” и “Six Wives Of Henry VIII” Рика Уэйкмана стали синонимами понятия “концептуальный альбом”. А что же насчет современных артистов? Как и раньше, балом по прежнему правит прогрессив-рок/метал, но все чаще и чаще встречаются представители иных направлений тяжелой музыки. Перед вами топ-10 концептуальных альбомов по версии MetalGossip.
1. Nightwish — “Imaginaerum”
Легенда симфоник-метала, финны Nightwish после успеха “Dark Passion Play” решили закрепить успех и поднять планку еще выше. Группа держала интригу по поводу нового альбома почти год, и в начале февраля 2011 года стало известно, что пластинка будет называться “Imaginaerum” и помимо всего Nightwish готовят фильм как иллюстрацию для новой музыки. В основу сюжета легла история умирающего бывшего музыканта, который вот уже многие годы страдает от деменции, и в своих фантазиях он проживает полную странных приключений жизнь десятилетнего мальчика-сироты. И музыка “Imaginaerum” прекрасно передала атмосферу этого сюрреалистичного путешествия. Nightwish вышли за рамки симфонического метала, разбавив музыку элементами таких направлений, как фолк-метал, классика и даже джаз. На выходе получилось удивительное и разноплановое произведение, которое, к сожалению, стало на данный момент последней действительно удачной работой коллектива. После Nightwish выпустили еще три альбома, которые также были своего рода концептуальными, но эта уже была бледная тень невероятного “Imaginaerum”.
2. Ex Libris — “Ann (A Progressive Metal Trilogy)”
После громкого ухода из Xandria Диана ван Гирсберген не слегла на диван, как ее предшественница, а вернулась в свой коллектив Ex Libris и начала вовсю трудиться над новой музыкой. Через некоторое время Диана объявила, что группа работает над концептуальной работой, которая будет рассказывать о трех женщинах, чьи имена начинаются на “Ann”. Альбом было решено разделить на три части и выпускать через каждые полгода. Истории были посвящены королеве Анне Болейн, княжне Анастасии Романовой и Анне Франк. Несмотря на то, что все части имеют одну основу в виде прогрессив-метала, каждая из них получилась разноплановой и самобытной. Так, в “Chapter I — Anna Boleyn” чувствуется влияние средневековой музыки, в то время как “Chapter II — Anastasia Romanova” вдохновлена русской классической музыкой. А вот “Chapter III — Anna Frank” отличалась своего рода музыкальным аскетизмом и маршеобразной структурой песен. Трилогия имела успех у слушателей, многие отмечали, что Ex Libris сильно выросли с момента выпуска предыдущего, также концептуального, альбома “Medea” и что трилогия куда интересней, чем все, что делает Xandria.
3. Ayreon — “The Human Equation”
Стоит отметить, что все без исключения альбомы Ayreon являются концептуальными, но среди всех них выделяется именно “The Human Equation”. Пластинка рассказывает о мужчине, что находится в коме из-за странной автомобильной аварии. В своих снах он сталкивается с ожившими эмоциями, которые протагонист подавлял всю свою жизнь. Каждая песня — это день, который мужчина проводит в коме, и символизирует то или иное чувство. И это прекрасно было передано через музыку. Арьен Люкассен, оставаясь верным классическому прогрессиву, виртуозно вплетал в музыкальную канву элементы таких направлений, как спейс-рок, арт-рок и хэви-метал. Критики отмечали, что “The Human Equation” больше выглядит как рок-опера, чем просто как концептуальный альбом. В итоге в 2015 году состоялась долгожданная премьера “The Human Equation” на сцене в качестве полноценной театральной постановки.
4. W.A.S.P. — “The Crimson Idol”
Изначально “The Crimson Idol” задумывался как сольный альбом Блэки Лоулесса, но под давлением лейбла и фанатов он все же выпустил его под вывеской W.A.S.P. Для группы это был первый концептуальный альбом, и рассказывал он о молодом парне Джонатане, любимом сыне, что ради признания родителей становится рок-звездой, но в итоге терпит неудачу. И хотя “The Crimson Idol” выдержан в одном стиле, альбом получился разноплановым и мощным. А эмоциональный и надрывный голос Лоулесса только придавал драматичности композициям. Критики высоко оценили пластинку и назвали ее лучшей в дискографии коллектива. В 2017 году вышла перезапись пластинки, которая получила название “Reidolized (A Soundtrack to The Crimson Idol)”.
5. Within Temptation — “The Unforgiving»
Изначально Within Temptation хотели написать саундтрек для фильма, но очень быстро от идеи пришлось отказаться по ряду причин. В поисках новой концепции группа познакомилась со сценаристом Стивеном О’Коннеллом, который и помог музыкантами реализовать свой творческий замысел. Комикс “The Unforgiving” повествует о загадочном медиуме, называющей себя Дева Мать. Она собирает вокруг себя людей, чтобы они исполняли ее волю — бороться со злом во всех формах. Within Temptation, как и в прошлые разы, продолжили расширять свои музыкальные горизонты. В отличие от довольно мрачного и помпезного “The Heart Of Everything”, “The Unforgiving” звучал бодро во многом благодаря значительному влиянию поп-музыки. Так или иначе альбом снискал популярность, чего не сказать о комиксе, который остался нишевым продуктом. И хотя “The Unforgiving” был тепло принят, уже тогда стало понятно, что Within Temptation, как никто, готовы следовать за модой во чтобы то ни стало.
6. The 11th Hour — “Burden Of Grief”
Наверное, это самый тяжелый представитель в нашем топе. Во всех смыслах: что музыкально, что концептуально. “Burden Of Grief” — это дебютный альбом дэт-дум-проекта Эда Уорби (Ayreon) и повествует он об умирающем от эмфиземы легких мужчине, который на смертном одре все еще мучается от чувства вины за прошлое и не может простить себя. Эта история основывается на личных трагедиях и переживаниях самого Уорби, и это делает “Burden Of Grief” еще более мрачной и сложной для восприятия работой. Шесть композиций олицетворяют собой шесть последних часов главного героя, наполненных болью, как физической, так душевной. И The 11th Hour умело передали это через музыку. Мрачный, жесткий и бескомпромиссный дэт-дум, как никакой другой жанр, подходит, чтобы проиллюстрировать подобную историю. Даже фортепианные пассажи не скрашивают, а наоборот лишь еще больше усиливают атмосферу упадка и отчаяния. Во многом именно это и делает “Burden Of Grief” не только одной из самых значимых работ в своем стиле, но в и метале как таковом.
7. Bad Omens — “Concrete Jungle [OST]”
И снова саундтрек к комиксу, только не к чужому, а уже к своему. Лидер группы Ноа Себастьян вместе с еще двумя авторами написал историю, в которой он и его группа выступают в качестве преступного синдиката в вымышленном городе Конкрит Джангл. Стилистически “Concrete Jungle” сильно отличается от предыдущих работ коллектива. На этом релизе группа отошла от привычного металкор/альтернативного метала в сторону индастриал-метала, электро-индастриала, разбавив это элементами дарк-электро и диджитал-хардкора. Помимо новых композиций, Bad Omens представили ремиксы на песни с предыдущего альбома. Примечательно, что сам коллектив не считает “Concrete Jungle” полноценным альбомом и позиционирует его именно как саундтрек.
8. Grey November — “The Fall Of The House Of Usher”
Мрачному рассказу — мрачная музыкальная иллюстрация. Французы Grey November не первые, кто решили через свое творчество рассказать трагическую историю семьи Ашер, но именно их видение оказалось самым удачным. Холодный, отрешенный фюнерал-дум-метал и “потусторонний” вокал Марике Деланж идеально описывают весь упадок и отчаяние, которыми пронизан рассказ Эдгара Аллана По. Слушая “The Fall Of The House Of Usher”, легко можно представить мрачное поместье Родерика Ашера и его сестры посреди заброшенного сада, как и можно почувствовать ту самую загадочную силу, что гнездится в старом доме. К сожалению, творение Grey November является нишевым продуктом и практически не известно широкой публике, и это печально, так как работа достойна куда большего внимания.
9. Haggard — “Eppur Si Muove”
Как и в случае с Ayreon, практически все альбомы немецкого симфоник-метал-коллектива Haggard являются концептуальными. Но особняком все же стоит работа “Eppur Si Muove”, повествующая о жизни итальянского физика и астронома Галилео Галилея. Без преувеличения можно сказать, что “Eppur Si Muove” — это монументальное произведение, которое на самом деле ближе к классической музыке, чем к металу. Средневековые и барокко-мотивы прекрасно сочетаются с тяжелым звучанием, а вокальная работа Вероники Крамхеллер, Сюзанны Элерс и Габи Косс — выше всяких похвал. Недаром издание Metal Hammer поместил “Eppur Si Muove” в список лучших симфоник-метал-альбомов, пусть и всего лишь на 23-е место, хотя объективно это одна из самых сильных и выдающихся альбомов жанра.
10. Dream Theater — “Metropolis Pt.2: Scenes From A Memory”
Пятый по счету альбом легенды прогрессив-метала Dream Theater “Metropolis Pt.2: Scenes From A Memory” — это продолжение песни “Metropolis — Part I: The Miracle And The Sleeper”. История рассказывает о мужчине по имени Николас, который ходит на терапию к гипнотерапевту, чтобы разобраться со своим снами, где он постоянно видит девушку по имени Виктория, и чья жизнь кажется ему очень похожей на его собственную. Несмотря на продуманную историю, “Metropolis Pt.2: Scenes From A Memory” не выглядит как рок-опера, как, например, у тех же Ayreon. Наоборот, это очень “концентрированная” запись, если можно так сказать, здесь нет заимствований или элементов из других направлений и стилей: это прогрессив от начала и до конца, и в этом и есть ее ценность. Это сложная и разноплановая музыка, и именно этот альбом реабилитировал Dream Theater в глазах слушателей и критиков после не самого удачного “Falling Into Infinity”, а также обеспечил себе место в списках лучших прогрессив-рок альбомов всех времен.