Меню
О Нас
Топ-10 экспериментальных альбомов
По версии MetalGossip
Образ жизни
08 марта, 2023г.
Lily Scarlet

Даже выбрав определенное музыкальное направление, многие артисты так или иначе развиваются на протяжении своего творческого пути, привнося в свое творчество элементы тех или иных стилей, чтобы не стать заложником одного жанра. Но бывает так, что в своих поисках музыканты заходят далеко и выпускают крайне нетипичные для себя работы. Перед вами топ-10 экспериментальных альбомов по версии MetalGossip.

1. Within Temptation — Enter (1997)


Довольно редко получается так, что первый альбом становится самым экспериментальным и непохожим на дальнейшее творчество. А вот у голландцев Within Temptation так получилось. Так, дебютная пластинка “Enter” кардинально отличается от всего того, что коллектив являл миру позже. Это был сырой и “непричесанный” готик-дум-метал со всеми вытекающими. Музыкально альбом был близок к творчеству Theatre Of Tragedy и ранних The Gathering, а вокально — вовсю использовал новомодную тогда концепцию “красавица и чудовище” (хотя Шарон ден Адель и Роберт Вестрехольт и уступали Раймоду и Лив Кристин как вокалисты). К сожалению, Within Temptation уже тогда были заточены под конъюнктуру и через пару лет, когда выстрелил симфоник-метал, коллектив мигом “переобулся”. А что было дальше — всем хорошо известно. Новые модные  концепции и веяния окончательно вытеснили из памяти, прежде всего самих WT, прекрасный дебют, заставляя композиции с него покрываться пылью.


2. My Dying Bride — 34.788%…Complete (1998)


В конце 90-х годов “Peacville’вскую троицу” — My Dying Bride, Paradise Lost, Anathema — начало “штормить” в плане дальнейшего развития. Спустя два года после выхода практически культового “Like Gods Of The SunMy Dying Bride выпускают альбом со своеобразным названием — “34.788%…Complete”. Пластинка сильно отличалась от всего того, что группа выпускала раньше. Традиционный дум-метал был сведен к минимуму, а на его место пришли авангардный метал, щедро сдобренный элементами электронной музыки. И без того едкий, голос Аарона Стеинторпа пропустили через дисторшен, отчего он, голос, стал звучать еще более ядовито и зловеще. Лирика стала тоже несколько “приземленной” и гедонистической. Поклонники встретили  “34.788%…Complete” весьма прохладно, многим не пришлись по вкусу эксперименты любимого коллектива и, судя по всему, самим My Dying Bride тоже. Поэтому уже на следующем альбоме был старый добрый дэт/дум.


3. Paradise Lost — Host (1999)

Вслед за My Dying Bride в эксперименты ударились и Paradise Lost, только в куда более радикальные. Предпосылки к жанровым изменения были уже на “One Second”, но на “Host” новый Paradise Lost раскрылся полностью. Метала не было от слова совсем, вместо этого был синти-поп и электронный рок. Но при этом нельзя сказать, что Paradise Lost уж совсем ударились в танцевальную музыку, даже напротив. По сей день даже сами музыканты называют “Host” самым мрачным альбомом в своей карьере. Несмотря на то, что критики тепло приняли пластинку, мнения поклонников разделились и по сей день не могут прийти к единому мнению. Вокалист Ник Холмс впоследствии говорил: “В период между “Host” и “Believe In Nothing” мы понятия не имели, куда хотим двигаться дальше”. Как и My Dying Bride, Paradise Lost вскоре вернулись к привычному звучанию, а спустя почти двадцать пять лет Холмс и Макинтош решили продолжать идеи “Host” в одноименном сайд-проекте.


4. Satyricon — Rebel Extravaganza (1999)

Нельзя сказать, что “Rebel Extravaganza” сильно экспериментальный альбом Satyricon, но он весьма отличается на фоне остальных работ. После “Nemesis Divina” группа решила снизить градус эпичности и добавить индастриал-элементов. Но сделала она это весьма хитро, в итоге без каких-либо сэмплов и электронных вставок альбом “Rebel Extravaganza” звучит как индастриал-метал больше чем сам индастриал. Позже Сигурд Вонгравен слегка слукавил в интервью, говоря, что не слышит элементов этого стиля в своей музыке. “Rebel Extravaganza” примечателен еще и тем, что именно с него и началось преобразование музыки Satyricon, и коллектив направил свой вариант блэк-метала в более дружелюбное, читай, коммерческое русло.

5. Moonspell — The Butterfly Effect (1999)

Любили в ту пору экстрим-металисты разбавлять свою музыку индастриалом. Вот и португальцы Moonspell не побрезговали разнообразить творчество этим направлением. Группа посчитала, что именно через холодный электронный саунд можно как нельзя лучше поведать о теории хаоса. Но вот эксперимент зашел далеко не всем, особенно после успешного во всех смыслах “Sin/Pecado”. И критикам, и поклонникам “The Butterfly Effect” не понравился: альбом показался им сырым, однообразным и попросту непродуманным. А некоторые фанаты в открытую начали обвинять Moonspell в коммерции. В чем-то они оказались правы, ведь впоследствии группа несколько облегчит свой саунд и станет куда более мелодичной в плане музыки.


6. Theatre Of Tragedy — Musique (2000)

Если у других были определенные предпосылки к смене стиля, например у тех же Paradise Lost, то от Theatre of Tragedy этого не ждал никто и никогда. Вместо томного готик метала — хлесткий электропоп вперемешку с индастриалом, никакого шекспировского слога — только современный английский, больше нет места романтике — вот вам прелести современного мира с его технологиями, ночной жизнью и уличными разборками. Ничего не сказать — выход “Musique” потряс фанатов: кто-то негодовал,а кому-то новый виток в творчестве кумиров зашел на “ура”. К тому же, как и “Assembly”, это были не творческие мытарства, а вполне осознанный шаг. “Этот хэви-метал — просто имидж, — говорил потом клавишник Лоренц Аспен, — мы хотели создать песни, которые усваиваются быстро и кратчайшим путем”. Кто знает, возможно, группа и продолжила бы творить в новом для себя направлении, но увольнение Лив Кристин поставило коллектив на паузу и в плане дальнейшего видения своего творчества, и уже на “Storm” снова превалировал готик-метал.

7. Metallica — St. Anger (2003)

В начале нулевых жанр ню-метал был на вершине своей популярности, а Korn и Linkin Park стали новыми кумирами молодежи. Влиться в общий поток решили и легенды трэша — Metallica. На восьмом альбоме группа решила поэкспериментировать с новым направлением, чтобы привнести в свое творчество что-то новое, особенно после не самых удачных “Load/Reload”. Но в итоге получилось не так, как группа рассчитывала. “St. Anger” получил средние оценки, а фанаты так и вовсе были разочарованы. Никто не хотел видеть “молодящихся дедов”, попытки в модное-молодежное так и вовсе были названы жалкими (некоторые ехидно хихикали, говоря что начало “Frantic” Metallica слизала у “Chop Suey!System Of A Down). Сетовали и на нарочито сырой звук, который звучал грязно и небрежно. В итоге принято считать “St. Anger” самым неоднозначным, если не провальным, альбомом Metallica. Увы, небезосновательно.


8. King Crimson — The Power To Believe (2003)

Справедливости ради стоит сказать, что King Crimson экспериментировали всегда. Роберт Фрипп нарочно расформировывал коллектив каждый раз, когда менял стилистику группы. Спустя годы очередь дошла и до тяжелой музыки. Несправедливо сказать, что “The Power To Believe” — это первый опыт King Crimson в метал-музыке. Ее элементы были и на “Larks’ Tongues In Aspic” (“The Power To Believe” неофициально называют его продолжением), и на “The ConstraKtion of Light”, но в полной мере они раскрылись именно на “The Power To Believe”. Фрипп лихо смешивает прогрессив с тяжелыми риффами и опостылевшим индастриалом в духе Nine Inch Nails и KMFDM. Альбом вышел сложным, серьезным и разноплановым. По достоинству оценили пластинку и слушатели с критиками. Последние отметили, что альбом можно назвать своего рода откровением для более молодых поклонников. Увы, грандиозного продолжения не последовало — “The Power To Believe” стал последним альбомом в истории коллектива. Но все же Роберт Фрипп в очередной раз наглядно показал, что такое настоящий уникальный стиль, пусть и напоследок.


9. Samael — Era One (2006)

Изначально “Era One” задумывался как, скорее, сайд-проект братьев Лохер, но лейбл Century Media настоял, чтобы пластинка вышла под именем Samael. Несмотря на то, что многие критики относят “Era One” к индастриал-металу, тяжелой составляющей здесь по сути нет. Вместо этого — электро-индастриал и электроник-рок. Но был у этого альбома и внушительный довесок в виде второго диска “Lesson In Magic #1”, который чуть более чем полностью является сольным альбомом Александра Лохера. Это был чистокровный эмбиент в духе Брайана Ино и Вангелиса. “Era One” не снискал особого успеха у слушателей, да и сами Samael практически не вспоминают об этом альбоме, не внося его даже в официальную дискографию.


10. Dir En Grey — The Marrow Of A Bone (2007)

В 2006 году благодаря Джонатану Дэвису американская публика открыла для себя японский коллектив Dir En Grey. В свою очередь, группа также открывала для себя новый рынок и внимательно изучала музыкальные тенденции. Dir En Grey почерпнули достаточно идей, чтобы довести до ума шестой полноформатный альбом, который был в производстве еще с 2005-го года. Так на свет появился “The Marrow Of A Bone” — самый вестернизированный альбом в дискографии Dir En Grey. На нем коллектив уже окончательно ушел от своих J-rock-корней в сторону экстрим-метала. На западе от альбома были в восторге, а вот на родине к “The Marrow Of A Bone” отнеслись куда спокойней, распада группы как после “Kisou” никто не требовал, но и особого трепета тоже не наблюдалось. Ню-метал и металкор от Dir En Grey, пусть и со своей подачей, был не столь интересен соотечественникам. Да и коллективу очень быстро наскучило подстраиваться под те или иные рынки. Поэтому уже через год Dir En Grey закрыли главу под названием “The Marrow Of A Bone”, открыв новую в лице культового “Uroboros”.

    

Lily Scarlet
Автор публикации
все записи автора