Когда-то давно, когда деревья были высокими, а Лондонский оркестр и слыхом ни слыхивал ни о каких финских композиторах, кроме Яна Сибелиуса, считалось, что баба на корабле, простите, в металле — знак дурной и ничего хорошего из этого не выйдет. Время шло, вкусы менялись, феминизм захватывал планету, и вот десяток лет назад мы вошли в замечательную эру женского металла. Сладкоголосые сирены разных возрастов и конфигураций вливали в наши уши прекрасные звуки, музыка вдруг стала чуточку романтичнее, да и вообще, все было хорошо. Но, как известно, хорошее быстро кончается, и не далее как некоторое время назад ваш покорный слуга поймал себя на том, что женский металл начал ему поднадоедать. Вопреки ожиданиям, ответ на сакральный вопрос «почему» нашелся очень быстро.
Прежде, чем мы перейдем к сути, позвольте предложить вам небольшой эксперимент. Включите на случайное воспроизведение 20-30 не самых популярных песен от известных симфо-металл групп с женским вокалом и отойдите от компьютера подальше. Вслушайтесь. Внимательно. А теперь самое главное — попробуйте с первого раза отгадать по именам всех исполнительниц? Если вам удалось без проблем опознать 5-6 вокалисток, поздравляю, можете считать себя настоящим гуру жанра. Я даже смею предположить, что смогу, не зная вас, угадать, каких именно дам вы назвали. Хватит лить воду, скажете вы, ближе к сути. А суть моего сегодняшнего послания, к сожалению, проста, как дважды два: за исключением нескольких вокалисток (о, мы все знаем их имена!) все остальное в женском металле — это лишь одинаковая, нескончаемая песня абсолютно безликих голосов.
Они все одинаковые!
Я уже представляю, как в меня летят сотни помидоров от поклонников прекрасных дам, но, позвольте, разве вы этого не слышите? Среди всех жанров, где так или иначе поют женщины, нигде нет такой «типичности» и «похожести», как в женском металле. Да-да, даже в нашей любимой попсе, где петь не умеет, по общему мнению, почти никто, среди тех, кто умеет — голосов красивых и разных очень много. Увы и ах. И я говорю сейчас об относительно известных группах, не затрагивая сотни мелких и начинающих, их хотя бы можно оправдать «поисками своего звучания».
Женский металл переживал разные периоды: когда-то во главе угла стояла способность дамы петь «по мужскому образцу» (гроул, скриминг), потом почему-то все подались в оперу и набросились на академическую технику, не забыли и про эстрадное пение, в котором, вдруг, нашлось столько оттенков и полутонов. И, вместе с этими изменениями, менялись стандарты женских голосов. Менялись и сами вокалистки, иногда, с одной на другую, иногда, дамы просто разучивали новые техники пения. Но в итоге все это свелось к тому, что мы имеем сейчас — к торжеству универсальности. Если вы назовете мне хотя бы одну группу, которая начинала с необычным вокалом, и с ним же и осталась спустя столько времени, я буду аплодировать вам стоя и побегу покупать их диск. Нет, серьёзно, назовите.
Универсальны до тошноты
Сама по себе универсальность — вещь хорошая, она позволяет использовать голос по-разному, создавать разные картины и лучше передавать музыкальный замысел композитора. Гроул, скриминг, академ и эстрада — все эти техники имеют массу достоинств, и, при хорошей тренировке, на приемлемом уровне овладеть ими может каждая вокалистка. Да-да, вы не ослышались, академистку можно научить гроулить так, чтобы это не резало уши, и наоборот, соответственно. И это действительно не так сложно, как кажется, при условии, что у человека есть слух и хоть какой-нибудь голос. И, казалось бы, вот оно счастье — овладей техниками и пой по-разному, это же такая прекрасная возможность и столько новых путей группы и жанра в целом, но… но что будет, если вдруг все станут петь «универсально»? Представить не сложно, именно к этому жанр сейчас и идет. Все умеют все — формула одновременно успешная и утопичная, потому что в этой универсальности теряется главное — уникальность голоса.
Неважно, какую технику вы используете, каким бы вокальным гением вы ни были, у вас есть всего два пути: овладеть всеми техниками на высоком уровне или овладеть одной техникой на высочайшем. Разница не так заметна на первый взгляд, но именно эта тонкая разница и создает то, что мы называем «особенный голос». Вокал — это не только техника, вокал — это эмоции, тембр голоса, в конце концов, и раскрыть голос, сделать его узнаваемым, бриллиантом, поможет сосредоточенность на чем-то одном. Когда техника пения уже познана, когда голос поставлен, тогда начинается следующий уровень, добираются до которого, к сожалению, далеко не все. Универсальность может быть отличительной особенностью, но что, если универсальными станут все?
Хорошо, если у вокалистки от природы отличающийся от других тембр голоса, узнаваемый, но, если этого нет (поверьте, действительно необычных голосов очень и очень мало)? Вместо того, чтобы оттачивать свой голос, искать ту технику, которая подойдет ему лучше, вокалистки начинают уповать на пресловутую универсальность. И что мы получаем на выходе? Прекрасную какофонию абсолютно одинаковых женских голосов. Они хорошо звучат, они многое могут, но они абсолютно безличны, и самим дамам невдомек, что, возможно, распыляйся они чуть меньше на разные техники, они бы нашли «свое звучание».
Кто виноват и что делать?
Вопрос извечный и вряд ли можно найти ответ на него в рамках одной статьи, но, как говорится, попытка не пытка. Так кто же виноват в том, что нас стали окружать вокальные клоны?
На самом деле, догадаться несложно. Виноваты композиторы (они же – основатели групп/идейные вдохновители/Маэстры и так далее, выбирайте нужное). Писать музыку – дело трудное, не спорю, особенно, если ты сам не можешь сразу и спеть, и сыграть то, что сочинил. На помощь приходят вокалистки. И тут снова хочется вернуться к опере и великим классикам. У них была огромная привилегия в виде возможности писать разную музыку для разных исполнителей, у них в распоряжении был весь вокальный диапазон, доступный человеческой глотке.
Перед современными композиторами,особенно, работающими в рамках группы, выбор встает посложнее – либо писать под одну вокалистку, то есть, под один голос, либо постоянно менять вокалисток под свою музыку. Первое – довольно сложно, тут правда нужен талант, причем, и талант композитора, и талант вокалистки и отличное взаимопонимание между двумя этими элементами. А это, в свою очередь, значит (О, Боже!) постоянную работу над своими композиторскими и человеческими качествами, умение считаться с другим человеком и творить в тандеме. Многие на это способны? Но это даже не самое страшное. Самое страшное, что в итоге может ничего не получится, потому что вашу музыку поймут не все. То есть, путь не просто сложный, но еще нет никакой гарантии успеха. Увольте, это слишком сложно и не надежно!
Второе – проще, но сулит ряд определенных финансовых и других проблем, да и просто нервотрепку (хотя, конечно, есть любители пойти по этому пути). Да и, в конце концов, не менять же вокалистку для каждого нового альбома и не набирать целый хор, чтобы удовлетворить все потребности? Конечно, нет, это сложно. Что же делать? Правильно, найти подходящий «инструмент». Универсальная вокалистка. Она споет все, что композитор сочинит, и нет совсем никакой необходимости подстраивать музыку под голос, искать мелодии, которые покажут особенности и красоту конкретной дамы, можно до скончания века использовать уже знакомые «три аккорда». Быстро. Просто. Коммерчески успешно. И да, если вы еще не поняли, альтруизм в музыке если не погиб полностью, то уже находится в предсмертной агонии, тут даже примеры приводить не нужно, мы все сами прекрасно понимаем.
Универсальность и коммерческий успех идут рука об руку, и, если не присматриваться, почти незаметно, что под ногами этих бравых марширующих погибают уникальность, красота и индивидуальность.
Позвольте им звучать!
Уже почувствовали праведный гнев в сторону композиторов? Хорошо, но, позвольте, в заключение, добавить еще кое-что. Есть замечательная формула, которая объясняет почти все. Звучит она просто – «спрос рождает предложение», но позвольте я переформулирую ее более грубо – «пипл хавает». Увы, мы с вами, спокойно хаваем все то, что предлагает нам индустрия. Почему? А по той же самой причине, почему композиторы выбирают универсалок – это проще. Да-да, полюбить что-то необычное сложно, музыку нужно учиться слушать, нужно учить себя любить ее. А универсальные три аккорда можно слушать, не задумываясь.
Не буду говорить, что нужно совершить переворот. Музыка — вещь в себе, она себя сама отрегулирует и выбросит все ненужное. Я лишь хочу обратиться к слушателям. Пожалуйста, дайте нашими любимым дамам шанс быть собой. Не нужно ждать от них универсальности, не нужно превращать голос в инструмент, а вокалистку — в человека-оркестр. Не заставляйте талантливую академистку переходить на эстраду, а джазовую певицу изучать гроулинг. Давайте вместо этого лучше научимся внимательнее слушать и воспринимать музыку. Понимание вокального полотна и мелодии — это тоже умение, которое надо развивать, а универсальность — это фишка для радиостанций и больших продаж. Но мы ведь не хотим, чтобы любимые группы думали только о продажах?
Каждый раз, когда вам захочется посетовать на «скучный академ» или «грубый гроулинг» и сказать, что, вон другая дама умеет все это сразу, вспомните, что оркестр звучит хорошо, но за душу почему-то все еще берет одинокая скрипка.