Меню
О Нас
ПРАВО НАЛЕВО
О НЕКОТОРЫХ САЙД-ПРОЕКТАХ МУЗЫКАНТОВ-МЕТАЛИСТОВ
Образ жизни
30 января, 2016г.
Vera Donovan

Не секрет, что многие музыканты – участники метал-групп периодически, что называется, «ходят налево». В хорошем смысле, разумеется. В смысле создания так называемых «сайд-проектов» вне рамок их основной творческой деятельности.

Зачастую результаты их креатива получаются весьма занятными и достойными внимания. В нашем обзоре представлена подборка разных сайд-проектов: нашумевших и распиаренных, выходящих за рамки стиля метал, концептуальных, безысходных, а также никому особо не известных (а жаль!), но еще как заслуживающих прослушивания и оценки.

Итак, покатили!

Коммерческий и ожидаемый: Lindemann

 

 

То, что мастодонты метал-сцены Тилль Линдеманн (Rammstein) и Петер Тэгтгрен (Pain, Hypocrisy) – люди, не нуждающиеся в представлениях, — объединяются для выпуска альбома «Skills in Pills« в рамках совместного проекта, было известно задолго до, собственно, появления на свет божий плода их совместного творчества. Ибо все это дело пиарили нещадно, дразнили слушателей сэмплами и обещали, можно сказать, мегасуперфишку года. И все мы ждали, ждали, ждали. Жадно ловили первые просочившиеся в сеть песни. И вот оно свершилось!

И что?..

Наверное, слишком жестко будет сказать, что вышел совсем уж пук в лужу, но это практически как скверно выполненный стандарт в футболе: разбег на рубль, удар на копейку.

Безусловно, многие фанаты тут же зафонтанировали восторгом: ах, как же круто, как оригинально, как ярко – да просто убойно! Ну, что ж, признаем их право на подобные оценки.

Да, бесспорно, опус получился миленький. Именно что миленький, но отнюдь не бомба и не откровение. Разумеется, упор авторами был сделан на сатирические и даже местами угарные тексты. Тут вам и «Ladyboy« (тот же «Zwitter«, только в профиль), и эпический жир в одноименной песне «Fat«, и «Хвала аборту» (пролайферам пламенный привет!), и совсем уж непотребные развлечения а-ля «Golden Shower«, и много чего еще. Ну и, для контраста, немного мрачноватого балладного пафоса в «Home Sweet Home« и «Yukon« ( «Я на севере была, золото копала», как говорится). В целом, тематически все это довольно удачно.

Но вот композиторская и музыкальная составляющая выглядит отнюдь не так оптимистично. Это и слабоватые мелодии для такого, по идее, априори хитового материала, и какие-то «пластмассовые» по звучанию гитары, по ощущению, притянутые в проект проформы ради. И еще все это дело сдобрено ужасающим акцентом Тилля, вздумавшего поупражняться в языке Шекспира.

Неизвестно, получит ли проект Lindemann продолжение, или же все, сливайте бензин и финита ля комедия. Однако в любом случае интересно было услышать легендарного Тилля вне Rammstein не в качестве гостя у других музыкантов, а в рамках полноценного сайд-проекта. Ибо харизма Линдеманна решает все.

Неметальный: Voiciano

Основатели и многолетние лидеры австрийской группы Edenbridge Сабина Эдельсбахер и Арне «Ланваль» Штокхаммер – одна из самых прекрасных творческих пар на поприще симфонического металла. Пребывая в тени более успешных и коммерчески ориентированных товарищей по жанру, они живут себе тихонько в доме на природе близ Линца и творят по велению сердца, а не вовсе не прибылей ради. И это прибавляет бонусов самобытной, узнаваемой и просто красивой музыке Edenbridge.

Но не «Иденбриджем» же единым, верно? Вот и решили вокалистка и композитор замутить нечто легкое, воздушное и акустическое, чтоб прямо душа вот так развернулась и обратно не сворачивалась.

Так и родился на свет их сайд-проект Voiciano, в рамках которого вышел единственный на данный момент альбом «Everflow«.

Давая эксклюзивное интервью для нашего портала, Сабина достаточно подробно рассказала о Voiciano:

 «Идея появилась после акустического промоушен-шоу Edenbridge во Вьетнаме. В 2010 году мы с Ланвалем полетели во Вьетнам ради того, чтобы выступить на сцене буквально 10 минут и исполнить 3 наших песни на музыкальном фестивале в честь тысячелетия Ханоя. Простота всего подготовительного процесса и самого шоу нас поразила. Все, что понадобилось, — это микрофон и пианино. Вышли на сцену и сыграли. Когда вернулись домой, Ланваль поднял горы накопленных и лежащих в загашнике набросков и бесчисленных идей, которые к тому моменту не были задействованы. Он сам поразился тому, сколько отличных акустических песен он отыскал в своих закромах. Это дало ему толчок к написанию в дополнение ко всему еще и новых песен.

Мне всегда нравилась идея сольного проекта, включающего более «балладные» песни. Voiciano – именно то, что я всегда держала в уме. В рамках Voiciano мой голос звучит более камерно во всех его нюансах, и это то, что мне безусловно по душе. Более того – я привнесла себя и в лирику. Мистическая атмосфера наших песен, разумеется, осталась – думаю, мы не можем делать по-другому! – это часть нас».

И ведь правда – альбом «Everflow« получился весьма приятным: красивые мелодии, обилие прекрасно сочетающихся между собой инструментов в рамках акустического звучания, и как вишенка на торте – мягкий, мечтательный, словно парящий голос прекрасной Сабины.

О дальнейших перспективах проекта музыканты ничего конкретного не сообщают, но, надо думать, им еще есть, что сказать миру в рамках Voiciano. Поживем — увидим.

Безысходный: Shadowgarden

Если говорить о сайд-проектах гитариста шведской готик-легенды Draconian Йохана Эриксона, то, разумеется, прежде всего, на ум приходит Doom:VS, в рамках которого к моменту речи выпущен не один альбом. Однако сейчас хотелось бы поговорить о менее известном, но не менее любопытном сайд-проекте потомка викингов – Shadowgarden.

Напарником Йохана по данному проекту стал экс-гитарист все тех же Draconian Андреас Хинденас, и идея Shadowgarden родилась у парней еще в те лохматые годы, когда они оба играли в своей основной группе.

Итогом задумки стал единственный изданный в рамках Shadowgarden альбом «Ashen«, увидевший свет в 2010 году. В качестве гостя была приглашена вокалистка (ныне, увы, бывшая) Draconian Лиза Йоханссон, которой доверили исполнить аж целую одну песню «With Love and a Bullet«.

Всю музыку к «Ashen« написали Йохан и Андреас, все мужские партии вокала были записаны Йоханом Эриксоном, равно как им же была сочинена и вся лирика, кроме лирики «The Withering of Mine», которую написал их коллега по Draconian Андерс Якобссон.

В результате всех этих совместных трудов вышел эдакий каноничный и, пожалуй, несколько примитивный готик-метал, единственной радостью которого стали, разве что, только хитовые, внятные, красивые и на раз запоминающиеся мелодии.

Ну а в целом альбом получился весьма ровным и стандартным. Стандартные ритмы, стандартные мелодии, предсказуемо напоминающий поздний Draconian гитарный саунд, разве что, менее плотный и менее жирный. Все песни, за исключением одной (исполненной в русле doom и сдобренной недурственным гроулом), сыграны в довольно живом темпе (что-то быстрее, что-то более умеренно), мелодически и структурно очень похожи. И это, пожалуй, главный минус альбома – его однообразие. Определенная зацикленность на одной и той же мелодике, когда песни словно под копирку. Хотя с самими мелодиями, заметим еще раз, все в полном порядке, если брать каждую отдельно взятую песню.

Второй минус – это, вестимо, тексты, кажущиеся несколько примитивными, а местами и вовсе бесталанными. Они из серии хныканий на тему того, какой отстой этот долбаный мир, как здесь все уныло устроено и что пора уже отсюда сваливать к чертям собачьим. Сразу вспоминается забавная пухлая девочка-готка из «Южного парка» Генриетта, читающая в полночь в черной комнате свои «стихи о боли» о том, как «счастье подыхает в глубоком черном море». А в «Ashen» здоровый лоб под бодрый перестук барабанов и задорные аккорды ритм-гитары вещает миру, что «хей-хей, я сваливаю из этих пустых дней, вот уже и голову в петлю засунул, хей-хей!». Несчастная любовь, воспетая прекрасной Лизхен, и прочие страдания, боль и тотальный тлен и бзсхднсть дополняют сию печальную картину.

 

Концептуальный и монументальный: The 11thHour

Эд Варби – человечек шустрый. Он успел поработать на многих фронтах и во многих проектах, но большинство поклонников метала знает его в качестве барабанщика Ayreon. Однако в творческом арсенале голландца есть один действительно любопытный проект, в котором Эд предстал перед аудиторией как швец, жнец и на дуде игрец: и тексты сам написал, и музыку, и партии инструментов, и чистым вокалом спел! И называется сей проект The 11thHour.

Первая концептуальная работа Эда Варби в рамках проекта The 11thHour носит красноречивое название «Burden of Grief».

Главный ее герой — смертельно больной человек, страдающий заболеванием лёгких в терминальной стадии. В первой композиции «One Last Smoke» лирический герой нас вводит в курс дела, повествуя о том, что, собственно, диагноз понятен, это смертельно и жить осталось уже недолго. Далее, на протяжении последующих пяти песен, слушатель узнает о том, как умирающий персонаж страдает, боится смерти («In the Silent Grave«), боится уйти из этого мира непрощенным и гореть в аду в качестве расплаты за страшные ошибки, которые совершил в жизни («Atonement«). «Ты не найдешь покоя среди червей — в тишине могилы, нет спасения в этой грязи» — грозно гроулит голос совести (или какой-то иной суровой инстанции) в голове умирающего. Мы узнаем далее, что случилось в жизни лирического героя, какая трагедия сломала его вполне спокойную и благополучную семейную жизнь («Origins of Mourning«). Нелепая гибель по недосмотру единственного малолетнего ребенка разбила судьбы супругов, уничтожила семью. И вот теперь этот человек, не справившийся с чудовищностью случившегося, вынужден доживать свои дни, мучимый невыносимыми физическими болями и душевными страданиями, мечась между липким страхом смерти и желанием, чтобы эти мучения закончились.

Что касается музыкальной составляющей, то здесь мы слышим монолит добротного дэт-дума, мелодически варьирующего от создаваемой плотным гитарным звуком зацикленной мрачности, бессильной злобы, агрессии, смешанной с животным ужасом, до более светлых в своей печали клавишных пассажей. Музыка превосходно увязана с концепцией альбома, со всем трагизмом и кошмаром самой истории, создавая тем самым филигранную гармонию и законченность.

Лирика «Burden of Grief» потрясает меткостью, правильностью, четкостью передачи всей палитры эмоций и чувств лирического героя — боли, страха, гнева, болезненных, рваных снов и, наконец, — смирения и готовности принять неизбежное. «The blood red sun is rising now, on my final morning, I embrace what’s coming…» — и герой умолкает навеки, спеша навстречу неизведанному, в то время как атмосфера давящего мрака пропитанной духом умирания темной комнаты сменяется печально-торжественными аккордами: этот человек обрел облегчение и покой. Рассказ окончен, последняя страница книги перевернута. THE END.

«Burden of Grief» — это своего рода саундтрек. Саундтрек именно к умиранию. Образно говоря, к пути из пункта А в пункт Б, который приходится пройти тому, кто обречен на это страшным диагнозом. Безусловно, это работа, заслуживающая внимания и оценки. При такой нелегкой для прочувствования и подачи от первого лица тематике она получилась ужасающе искренней и, как стало понятно из интервью с Эдом Варби, очень личной. Это не банальный дум с налетом готики, с набившей оскомину «пичалькой» и пафосным нытьем о том, что «мы фсе умрем, и смерть прекрасна и даже романтична!». Здесь правда-матка: ни фига ты не упокоишься среди червей.

Отметим, что вышеописанным альбомом творчество Эда в рамках The 11thHour не ограничилось: два года спустя музыкант выпустил второй альбом «Lacrima Mortis», который, в общем-то, четко продолжил тему «Burden of Grief», но предсказуемо вышел более скучным и вторичным. Вероятнее всего, на этом The 11thHour себя исчерпал.

Неизвестный, но убойный: Sepia

 

Часто так бывает, что за плотной стеной уверенно бороздящих просторы Большого театра коммерчески успешных и раскрученных групп «высшего эшелона» топчется на стопицотом плане никому особенно не известная, но при этом – крутая музыка! Не растиражированная, не играющая из каждого утюга, не распиаренная, и, может, в силу отсутствия всей этой мьюзик-бизнес-направленности оказывающаяся реальной годнотой.

Вот и то, что уже много лет делает талантливый музыкант Мартин Шиндлер из Кёльна в рамках, возможно, тривиального в своей всеобъемлющей готичности, но при этом весьма плодовитого проекта Mantus – оно как раз из описанной выше категории. Впрочем, истинным ценителям так называемой «шварце сцены» отлично известен и Mantus, и вся щедрая россыпь его альбомов. Куда меньшую известность имеет сайд-проект Мартина под названием Sepia, который, правда, музыкант довольно быстро свернул, выпустив в его рамках всего один альбом, зато какой!

В благословенном 2007 году увидел свет этот единственный альбом Sepia, получивший название «Goodbye Tristesse». Всю музыку для релиза написал традиционно Мартин, а для вокала он привлек свою не то сестру, не то однофамилицу (информация на сей счет противоречива) и соратницу (ныне бывшую) по Mantus Тину «Талию» Шиндлер.

Если музыка Mantus всегда уводила слушателя в мир печальной и довольно апатичной мрачной романтики, то альбом Sepia взял курс на куда более напористую и агрессивную музыку, хотя мрачность и безнадега никуда не исчезли и перекочевали в новый проект Шиндлеров. Стилистически релиз Sepia вышел более интересным, вобравшим в себя не только элементы готик-метала, но и вкрапления индустриального звучания. По-новому раскрылась в этом музыкальном детище Мартина и Тина. Она никогда не отличалась выдающимися вокальными данными, представ перед слушателями в рамках Mantus достаточно унылой и даже посредственной вокалисткой. Другое дело – Sepia, где Талия запела в более агрессивной (и экспрессивной!) манере, и ее, казалось бы, невзрачный голос заиграл новыми красками, обнажив свои характерные, узнаваемые черты.

Депрессивную атмосферу музыки с давяще-грохочущим звучанием прекрасно дополняют небанальные и интересные тексты на немецком языке. Без соплей, без романтизации смерти, без меланхоличных слюней. Лирическая героиня песен Sepia – агрессивная, уставшая от жизни, психованная (если не психически нездоровая), депрессивная особа, рассказывающая о собственной боли, о несправедливости и враждебности внешней среды, о несбыточных мечтах вырваться из плена своего болезненно-подавленного состояния. Страх, злость, отчаяние, надежда, социальный протест, боль, которую не выкричать, — это все Тина Шиндлер в Sepia. Очень эмоциональная и отлично прочувствовавшая то, о чем она поет.

«Мне нужно небо в моих мечтах, мне нужно солнце в конце ночи. Подари мне особенный день…»

«Мы просыпаемся в холодных помещениях без окон и без дверей…»

 «Достаточно слов – смотри, как замерзает море, ружья молчат, а золото правит, в то время как душа умирает, душа умирает…»

«Там, на улицах, тошнота накрывает меня. Молох мечтаний и горечи – я не готова к этому, я не готова…»

«Но все – лишь иллюзия, какое это имеет значение? А завтра – революция, и этого уже достаточно. Завтра – революция!»

Проект Шиндлеров Sepia с единственным альбомом «Goodbye Tristesse» – один из примеров практически идеального сочетания всех составляющих хорошей музыки, когда и мелодии наличествуют, и с текстами все в порядке, и при этом три кита «вокал-тексты-музыка» идеально сочетаются и создают нужную атмосферу, являя собой законченное произведение. Увы, в последнее время – это большая редкость.

Vera Donovan
Автор публикации
все записи автора