Все как-то зрело во мне месяцами, а, может быть, и годами, только я не замечала, а потом вот вызрело в такой огромный кочан из претензий и недовольства. Раньше, очень многие объективные аспекты затирались субъективной и, зачастую, совершенно иррациональной симпатией, а сейчас, то ли я просто выросла, то ли переросла, то ли черт знает что еще, но то, что я так беззаветно любила почти десять лет, стало вызывать во мне раздражение и какое-то даже неприятие.
Речь, как вы догадались, пойдет о Тарье, моей богине, идеале и т.д. и т.п.
Нет, она по-прежнему мой любимый голос и в металле и где угодно, я по-прежнему жду ее альбомов, по-прежнему буду ездить на ее концерты, всячески следить за ее карьерой и поддерживать дальнейшее творчество хоть рублем, хоть лайком на фейсбуке. Но вот то восхищение, которое было раньше, куда-то ушло.
Я совершенно перестала улавливать смысл всех ее «творческих» потуг… У меня крутится-вертится в голове только один вопрос: ЗАЧЕМ? Какая конечная цель вот этих вот ее трепыханий? Если первый сольный выкидыш альбом еще можно было как-то понять и простить: дескать, Тарья только нащупывала свой стиль, то последующие два уже как-то оправдать не получается. Точнее, лично для меня What Lies Beneath — это бонба (с) в хорошем смысле этого слова, если бы Тарья выстрелила им, то цены бы ей не было, но вот глядя на общую тенденцию ее сольного творчества, прогресса никакого нет, хотя и регресса тоже. Это топтание на месте длиной в почти 10 лет. За 10 лет, даже начав с нуля, можно сделать карьеру суперзвезды, строго говоря.
Я вообще очень надеялась, что после выкинштейна, она затолкает Nightwish в задницу в первые же два года своей независимой деятельности. Данные для этого у нее все были — несмотря на некие огрехи в исполнении, тембр у нее — один на миллион. Анетт могла обладать сколь угодно красивым, теплым, душевным голосом, но при этом быть «типично шведской» исполнительницей (что она сама и признавала), Марселы Бовио, Лизы Мидельхауфе, Элизы Рюд и прочие вокалистки могут прекрасно петь, обладать сильными красивыми голосами, но не иметь и капли той уникальности, что есть у Тарьи. Ее голос мог узнать из тысячи даже абсолютно глухой. Ей нужно было найти годного композитора (или накрайняк Туомаса попросить), чтобы писал ей хорошие, запоминающиеся песни, с простым, но приятным мотивом, и все — дело в шляпе. Но Тарья почему-то решила, что она и сама не пальцем делана и может песни сочинять как нефиг делать. При этом, она, видно, не сильно жалует эстраду, но и до серьезной академической музыки, с наполнением, с глубиной, она не доросла и уже не дорастет. Не спорю, ее творчество с чисто технической точки зрения интересно, многослойно, его можно препарировать, находя то одну, то другую фишку, но в целом все эти элементы не складываются в красивый узор. Малер вон тоже интересен, но кто его будет слушать в здравом уме? Так и здесь — вроде и есть что-то, какая-то заявка на победу, но до конца не доведено.
Одно хорошо — на музыкантах она не экономит и живьем ее слушать — пир духа.
Дальше идет визуализация ее творчества.
И тут на лицо то ли пофигизм, то ли жадность, то ли лень. 9 лет сольных потуг, три альбома, три официальных двд, куча коллаборейшенов, 7 клипов и почти 400 концертов в активе, но зацепиться не за что. Ни взглядом, ни ухом. Меня давеча попросили порекомендовать пару песен г-жи Турунен для ознакомления, и я поняла, что рекомендовать-то и нечего. Ни одного качественного хита, который не стыдно по радио крутить, ни одного яркого интересного и, главное!, качественного клипа. У всего, к чему Тарья прикасается, остается какой-то привкус недоделанности, лубка, самопала. Те же клипы с крайнего альбома — вроде идея есть и вполне себе содержательная, но насколько ж убогое и дешевое исполнение! Я не верю, что тетка в 36 лет не понимает, что когда речь заходит о постановочной съемке, то это всегда выливается в копеечку? Чем сложнее сюжет, тем больше нужно актеров, декораций, локаций, костюмов и грима, техники, обслуживающего персонала? И ведь сняли ей красивый, хоть и простой I Feel Immortal! Что здесь мешает? Вместо двух дешевых клипов снять один, но приличный. Снять лайв-видео, как это сделали Ливс Айс не так давно, снять просто красивую картинку с Тарьей на фоне, как сделали Найтвиш в клипе Слипинг Сан давно, снять репетицию в студии, как сделали Винтерсан. Да идей, которых можно было бы реализовать при ограниченном бюджете и кратких временных рамках — тьма.
Сюда же отнесу ее фотосеты — втянутые щеки, пергаментная кожа, вечно удивленный взгляд и открытый рот. И одни и те же шмотки. Помню, в 2007 году Тарью очень много фотографировали для женских журналов. И какая она там была красотка — эти ее жиденькие пакли чуть завили и уложили, что выглядело уже густой копной, одели в яркие, интересные вещи, а не идиотские хламиды черного цвета, в которых тока уборщицам и ходить, заставили ее улыбаться. На выходе получился совсем другой человек. Не ледяная королева, а гламурная мадам, которая по Парижам ездит, а не в клубах перед рокерами волосами трясет.
Ну и напоследок, та самая соломинка, которая переломила спину моему обожанию и терпению — это интервью в Кольмаре, где Тарья хедлайнила. Господи боже! Какой же хреновый у нее английский. Насколько бедный. Элементарные слова, простейшие грамматические конструкции, но даже тут — постоянные запинки, заминки, вспоминания того или иного слова. Как можно работать с англоязычными продюсерами, музыкантами, техниками, давать интервью, ездить по миру, и знать английский на уровне пятого класса? Жестами она что ли объясняется? Сюда же добавлю ее некогда умильный, а ныне раздражающий акцент. Все эти форИверы, Иверы, дИлИвИры… Вот даже того же Варни — любо-дорого послушать-почитать — богатый, сложный, красивый язык, очень плавная, расслабленная речь, хотя для него инглиш тоже нифига не родной. Или Лив Кристин: не говорит — поет!
Понятно, что мы тут все не носители и не с идеальным оксфордским английским сидим, но опять же то самое имхо — если есть настолько ЯВНЫЙ косяк, то почему бы его не попытаться хоть как-то заретушировать? А лучше — выкорчевать нафиг. И ведь не скажешь, что это прямо титанический труд говорить эвэ вместо ИвИр, но, видно, Тарье просто пофиг. Она и не парится.
Завершу я эту грустную исповедь так: сижу я сейчас, слушаю группу Battle Beast, зырю интервью их, фотки, концерты, и понимаю, что в труде этого мальчика Кабанена из финской глубинки, в его музыке, стихах, обложках, клипах, подаче — во всем! — в тысячу раз больше профессионализма, души и труда, чем в почти десятилетнем творчестве мегазаслуженной Тарьи. Единственным исключением для меня стал двд Beauty and the Beat — это роскошь и шик. Но и то — разовая акция была.