После 24 февраля 2022 года ни о каких гастролях иностранных артистов в Украине речи быть не могло. Все запланированные концерты были отложены до лучших времен. Чего уж говорить, даже местные музыканты долгое время не выступали. И спустя два года после начала всем известных событий, крупнейший украинский фестиваль Atlas Weekend снова в строю и не просто так, а с целым иностранным хедлайнером в лице самой вокалисткой культовых Within Temptation — Шарон ден Адель.
Для голландской певицы это уже не первый визит в Украину после полномасштабного вторжения. Так, весной этого года она посещала Киев для того, чтобы снять клип на песню “A Fool’s Parade”. Примерно тогда же в интервью проскочил намек на то, что Шарон скоро снова приедет, но не просто так, а с чем-то очень особенным. Интригу держали не очень долго, и уже через пару недель ден Адель объявила, что выступит на фестивале Atlas Weekend, но не с Within Temptation, а с симфоническим оркестром. Для этого Шарон скооперировалась с пианисткой и аранжировщицей Марией Яремак, чтобы последняя адаптировала композиции под оркестр и хор. Хотя адаптировать ей довелось далеко не все, но об этом — позже.
Начался концерт с увертюры авторства Джулза Бакли, и вот тут у ортодоксального фаната Within Temptation могло екнуть сердечко, ибо именно с нее начиналось шоу “Black Symphony”. И, конечно, по старой памяти все уже готовы были услышать “Jillian (I’d Give My Heart)”, но нет. Вместо нее была полузабытая “The Last Dance”, что является весьма спорным выбором, так как для открытия концерта она не подходит от слова совсем, равно как и следующая за ней “All I Need”. А вот “Stand My Ground” приветствовали “на ура”, и если бы Шарон исполнила только ее, все все равно были бы счастливы. Также тепло приветствовали “Angels” и “Mother Earth”. Из нынешнего творчества были представлены “The Reckoning”, “Raise Your Banner” и “A Fool’s Parade”, в то время как песни с “Hydra” и “Bleed Out” остались за бортом. Хотя это с лихвой компенсировали “The Cross” и “Fire And Ice”.
Отдельно хочется выделить оркестр Lumos за их, без малого, подвиг. Дело в том, что концерт должен был пройти 14 числа, но по ряду весьма веских причин весь фестиваль был перенесен на неделю вперед. Поэтому ранее заявленный GosOrchestra не смог принять участие, и его место заняли Lumos, которые накануне играли концерт, а после отправили обратно в репетиционный зал учить новый материал. И музыканты справились со своей задачей, и все зазвучало сыграно и безупречно.
Этого, увы, нельзя сказать о вокале самой Шарон ден Адель. Начать нужно с того, что она вышла на сцену с ангиной. Поэтому о каком-то высоком, если это применимо к самой Шарон, исполнительском уровне говорить не приходится. Певица сипела и хрипела, а разговоры между композициями давались ей с большим трудом. Возможно, именно из-за этого и получился настолько странный сет-лист и взяли какие-то более или менее безопасные варианты, которые, о совпадение, перекочевали из “Black Symphony”.
А вот новое прочтение свежих хитов не впечатлило. Мария Яремак сделала все возможное, но трудно адаптировать то, что под симфоническое звучание не заточено. Не помогло даже ни вкрапление народных украинских мотивов, ни строчки из гимна в “Raise Your Banner”. Все звучало чужеродно и неестественно, чего нельзя сказать про старые композиции, которые показывали, насколько многогранным было прошлое творчество Within Temptation в сравнении с тем, что сейчас.
В минусы можно записать и live-премьеру “A Fool’s Parade”. Было впечатление, что Шарон и Алекс, если и репетировали, то минут за пять до начала концерта. Ярмак, несмотря на приятный тембр, оказался весьма посредственным вокалистом, к тому же очень неуверенно чувствовал себя на сцене. И вся слабая синергия артистов по итогу отдавала легким флером испанского стыда.
А теперь о самом грустном — об эмоциональной составляющей концерта. О том, что Шарон давно перегорела и выступает по инерции, говорили давно, но, как сказал Янукович, “когда увидишь своими руками, как говорят, глазами потрогаешь”, тогда все становится на свои места. Возможно, весомую роль сыграла болезнь ден Адель, но выглядела певица уставшей и потухшей. А еще сильно в глаза бросалась рассеянность Шарон: несмотря на прикрепленный планшет, она забывала слова песен и не всегда понимала где вступать. Видно было, насколько ей тяжело было выступать и каких усилий, прежде всего душевных, это ей стоит. Артистка очень быстро перестала изображать хоть какое-то подобие эмоций, и все песни звучали как одна. Что в итоге дарило угнетающее и опустошающее чувство.
Резюмируя, можно сказать, что концерт вызвал очень противоречивые чувства. С одной стороны — приятно, что в такой сложный и страшный период у кого-то есть смелость приехать и выступить, а с другой — видеть потухшую и уставшую, некогда любимую, артистку тяжело, и это невероятно удручает. Опять же, можно сказать, что Шарон была простужена и это наложило отпечаток, да и не будет она уже никогда петь как пятнадцать лет назад. И это так, но тут же на ум приходит концерт Тарьи Турунен пятилетней давности. Да, богиня метала пела отвратительно, а ее музыканты играли еще хуже, но там была такая энергетика, что многое моменты компенсировала сполна. Здесь, увы, подобного не было и близко. И вряд ли было бы, даже если вместо оркестра были бы музыканты Within Temptation. И это очень грустно.
Сет-лист:
1. Ouverture
2. The Last Dance
3. All I Need
4. Stand My Ground
5. Angels
6. The Reckoning
7. The Cross
8. A Fool’s Parade (with Alex Yarmak)
9. Fire and Ice
10. Raise Your Banner
11. Mother Earth