Ex Libris – ANN – Chapter 2: Anastasia Romanova
10/10
Коллектив Ex Libris слов на ветер не бросает. Как и было обещано, спустя чуть более полугода после релиза первой части «Chapter 1: Anne Boleyn», готовится увидеть свет вторая часть трилогии «Chapter 2: Anastasia Romanova», посвященный княжне Анастасии, младшей дочери последнего российского императора Николая II. Удалось ли голландцам достойно рассказать о жизни и трагедии монаршей семьи?
Как и в случае с первой частью, «Chapter 2» состоит из трех композиций, которые символизируют собой вехи в жизни княжны, хотя в этот раз они выбраны более условно: детство Анастасии и ее переживания за больного брата, появление при дворе загадочного целителя Григория Распутина и, наконец, события февральской революции, ссылка и последующая казнь в доме Ипатьева. И как в случае с историей Анны Болейн, Ex Libris смогли поведать миру и эту историю.
Музыкально новая часть претерпела некие изменения. Прежде всего «Chapter 2: Anastasia Romanova» вышла более величественной и помпезной во многом благодаря большему влиянию классической музыки, в частности русской. Ярким примером служит мощная и гимнообразная «The Motherland». Традиционные музыкальные ходы Ex Libris остались, но звучат они по иному в данном контексте.
За ней идет тревожная «The Healer», которая музыкально передает одновременно и безоговорочную веру Распутину, но и в тоже время страх перед ним. Маршевую, хлесткую мелодию оттеняет нежный голос Дианы, в чьем голосе слышится надежды и мольбы о выздоровлении юного Алексея. И завершает альбом хаотичная, но при этом разноплановая «The Exile». С музыкальной точки зрения, данная композиция может быть поделена на четыре часть: основная, тяжелая и насыщенная, повествующая о событиях после февраля 1917-го, после идет мягкая интерлюдия, своего рода воспоминания Анастасии, после она, интерлюдия, переходит в эмоциональную и надрывную молитву перед расстрелом и завершается все хоровым пением, сродни церковному, в котором повторяются строки из припева «The Motherland», что может символизировать последующую канонизацию царской семьи.
Несмотря на то что альбом выходит весной, это очень зимняя запись. Ex Libris удалось передать холодную, но величественную атмосферу дореволюционной России. И помимо пресловутой балалайки, нашлось место и русскому хору. Своими голосами «The Chapter 2: Anastasia Romanova» украсил Уральский казачий хор. В купе с музыкальными ходами, присущим классической музыке, это предало той самой «русскости» альбому
Это очень тревожная запись. Как дурное предчувствие, она, тревога, красной нитью идет через весь альбом. Она слышится даже в мажорной и величественной «The Motherland», а после «удобно располагается» в «The Healer», чтобы достигнуть своего апогея в «The Exile».
И если говорить об атмосфере, то стоит сказать о работе Дианы ван Гирсберген. Оперного вокала стало несколько больше по сравнению с предыдущей записью и он идеально вписан в музыку не перегружая ее. Но главное это небывалая эмоциальность. Трудно описать словами тот спектр эмоций, который певица представила на данном альбоме. Она в каких-то моментах буквально вживалась в образ княжны Анастасии. Чего стоит молитва в конце «The Exile», которая если и не вызовет слезы, то мурашки по коже обеспечены точно.
В заключении хочется сказать, что Ex Libris удалось превзойти самих себя. «Chapter 2: Anastasia Romanova» вышел очень многослойным и сложным альбомом. Эта запись требует не одного прослушивания, чтобы услышать в ней все. Такие альбомы редкость, но тем ценнее они. Хочется верить, что третья и заключительная часть «ANN» будет на таком же высоком уровне.