Dir En Grey – Vestige Of Scratches
8/10
В прошлом году легендарный японский коллектив Dir En Grey отпраздновал свой двадцатилетний юбилей. Весь год у группы был негласно посвящен этому событию. Так, вышли на носителях концерты серии «From Depression to» (ряд туров, в которых DEG играли каждый альбом), которые начались еще в 2016-м; группа продолжала давать концерты-ретроспективы, попутно работая над новым материалом. Также целый год Dir En Grey работали над компиляцией лучших песен, скрупулезно отбирая каждую композицию. Кроме того, фанатов ждал сюрприз в виде трех перезаписанных песен. Насколько удачным вышел «трехплитник» — далее.
Стоит начать с того, что это не первый сборник «The Best Of» в истории Dir En Grey. В 2007-м вышло два релиза: двухдисковый «Decade: 1998-2002» и «Decade: 2003-2007». Но вот «Vestige Of Scratches» задумывался как еще более масштабный релиз: ведь после предыдущего сборника вышло три альбома и один ЕР. Материал подобран крайне тщательно, дабы показать этот переход от андрогинных visual-kei-няшек до брутальных мужиков с тяжелым взглядом. Так, открывает альбом неальбомная «I’ll», выпущенная еще в далеком 1998-м, а дальше понеслись яркие номера с каждого альбома: тут и «Yurameki», и «Taiyou No Ao», и «Jessica», и «Obscure» и др. Особое внимание группа уделила альбому «Withering To Death», с него в сборник вошли аж семь песен. Оно в принципе и понятно, ведь для DEG эта пластинка стала переломной в творчестве. После коллектив окончательно отошел от старого саунда и повернул сначала в сторону металкора и ню-метала, а после – в сторону авангарда и прогрессива. А вот «Uroboros» несколько обделили вниманием: на пластинку попали только три песни. И вот если так посмотреть, то видно неравномерное распределение: с каждого альбома было выбрано неодинаковое количество песен. Особенно это касается последних четырех альбомов.
Таким образом, мы и подошли к теме самого трек-листа и проблем оного.
Кто знаком с предыдущим сборником «Decade», тот заметит, что почти половина песен перекочевала в «Vestige Of Scratches». С одной стороны, понятно, что повторов не избежать, а с другой — их уж слишком много. «За бортом» остается достаточное количество достойных композиций. К примеру, про первый миньон «Missa» и вовсе забыли, если не считать перезаписанную «Kiri To Mayo» (в которой от оригинала не осталось, по сути, ничего). Нет «Mask» и «Mazohyst Of Decadence», да и «[KR] Cube» с «Macabre» (неважно — оригинал или ре-рекорд) не видать. Но с ранними альбомами все более или менее ясно, на сборнике присутствует достаточное количество песен, а вот вопросы возникают, когда дело доходит последних альбомов. Тут уж можно просто утонуть в догадках, глядя на очень странный выбор. Предположим, что «Marrow Of The Bone» уделили достаточно внимания на второй части «Decade» и можно ограничиться тремя песнями, то вот за тот же «Uroboros» несколько обидно. Непонятно, что забыла тут «Ware, Yame Tote…» и где «Glass Skin» с «Red Soil». С «Dum Spiro Spero» вообще решили не заморачиваться и взяли только синглы и еще ре-рекорд «Rasetsukoku» («Macabre»). Оно и понятно — этот альбом выжал из них все соки. «The Unraveling» и «Karma» проигнорированы напрочь. С «Arche» тоже все довольно неоднозначно: кроме синглов, там еще затесалась «Un Deux», хотя раз уж решили пройтись только по промо-композициям, то могли бы включить и «Uroko» или, на худой конец, «Kuukoku No Kyouon». Складывается впечатление, что поздние альбомы для Dir En Grey имеют меньшую ценность. И уж совсем не ясно, зачем тут «Utafumi», если учесть тот факт, что она теоретически предназначена для нового альбома. Хотя Каору не раз говорил, что промежуточные синглы не обязательно войдут в альбом. Посмотрим, как будет в этот раз.
Теперь стоит пару слов сказать о трех перезаписанных песнях, которые и были направлены на промо сборника. Это «Fukai» (выходила на сингле «Kasumi»), «The IIID Empire» («Vulgar») и «Beautiful Dirt» («Withering To Death»). Каких-то кардинальных изменений эти песни не претерпели. Аранжировки, по сути, остались прежними. Изменилось само качество звучания: ре-рекорд пошел на пользу в плане сведения. Песни звучат чище и несколько современней, если можно так сказать. По крайней мере, шока у поклонников это не вызовет.
Если отбросить все придирки по поводу трек-листа, то сборник вышел более чем достойным. Dir En Grey показали все те изменения, которые произошли с их музыкой на протяжении этих двадцати лет. Данная компиляция как нельзя лучше подойдет тем, кто решил познакомиться с творчеством японцев, ведь здесь представлены все основные вехи. Мы же будем ждать новый альбом, который должен выйти осенью, если, конечно, Каору не отвлечется от записи на время чемпионата мира по футболу.