МГ: Большую часть музыки Leaves’ Eyes ты посвятила теме викингов и скандинавских легенд, но альбом ‘Symphonies of the Night’ рассказывает нам совсем другие истории. У тебя уже созрела концепция для следующего альбома Leaves’ Eyes? Она будет отличаться от того, что было раньше в вашем творчестве?
Лив: В этом году Leaves’ Eyes выпускают уже шестой студийный альбом. И в музыкальном плане он определенно будет в русле ‘Symphonies of the Night’, хотя мы планируем больше сфокусироваться на придании ему «саундтрековости». При этом концепция будет базироваться на одном историческом событии, имеющем немалое значение для истории западного побережья Норвегии. Все композиции очень индивидуальны и интересны помпезным, тяжёлым звучанием, и тематика альбома проходит через все песни красной нитью. Кроме боевичков, на альбоме будет захватывающая дух баллада с налётом фолка. Не могу дождаться, когда настанет время играть альбом на живых концертах!
МГ: Не так давно вы вместе с Кари и Аннеке создали проект ‘Sirens’. Расскажи, пожалуйста, о том, как родилась такая идея.
Лив: Мне посчастливилось встретить Аннеке на фестивале ‘Masters of Rock’ в Чехии прошлым летом. Мы поговорили буквально несколько минут между выступлениями, однако успели решить, что надо бы собраться и устроить в скором времени совместный тур. Тогда мы обе с улыбкой говорили, что мы (и еще Кари вместе с нами) – «оригиналы» среди представителей нашей сцены. Кроме того, мы трое – матери, и по полной программе заняты в музыке и искусстве. Аннеке тогда сказала, что недавно общалась с Кари… И именно в тот день мы зажгли зелёный свет для «Сирен»! Словами не передать, как я счастлива оттого, что скоро снова поднимусь на сцену с моими дамами! Наши выступления – это какое-то волшебство. Поклонники ждали этого долгие годы. Каждая из нас троих прекрасно знает: опыт приходит только с тяжёлой работой и позволяет развиваться и прогрессировать. Я очень горжусь тем, что делю сцену с Кари и Аннеке.
МГ: Ты не только певица, но также и художница. Не планируешь ли ты организовать выставку своих картин или использовать какие-то из них в качестве обложек для будущих альбомов?
Лив: Я любила рисовать ещё в раннем детстве. Тем не менее, заново открыла я эту свою давнюю страсть к изобразительному искусству всего несколько лет назад. Идея создать мэйл-аккаунт для запросов фанатов, желающих получить мои рисунки, принадлежит мужу, Алексу. Я добавила несколько картин к коллекции мерча для своего тура и скоро стала получать многочисленные отклики. Я люблю работать с цветами, и некоторые мои рисунки можно увидеть в буклете к сольному альбому ‘Libertine’. У поклонников моего творчества часто возникают особые запросы, когда речь заходит о тематике, образе, атмосфере. Кроме того, часто я рисую на тему чьей-либо любимой песни из собственного репертуара. Каждая картина индивидуализирована, и для меня это прекрасная задача.
МГ: Пару лет назад я читала в одном из твоих интервью, что вы брали сына вместе с группой в туры. Но тогда он пропускал школу, а нынче Леон уже практически подросток. Как вы решаете эту проблему?
Лив: Да, ему в этом году исполнится 12, и он уже выше меня ростом! Было здорово брать его с собой на гастроли, когда была такая возможность. Он всегда был умницей и легко переносил дорогу. Эти путешествия сделали его очень открытым человеком; кроме того, парень говорит на трёх языках. Если мы поедем в тур во время его школьных каникул, то, конечно, Леон составит нам компанию. В прошлый раз он ездил с нами в Metal Cruise по Карибскому морю – представляете, как было замечательно?!
МГ: Вопрос, конечно, крайне банален, но всё же… Каким языком ты пользуешься в повседневной жизни?
Лив: С сыном я говорю по-норвежски, когда мы втроём – Алекс, Леон и я – общаемся по-немецки. А во время тура мы все говорим по-английски.
МГ: Всем известно, что ты знаток истории и культуры викингов. А что ты знаешь о России? Есть какая-то историческая личность (из числа русских), которая произвела на тебя впечатление?
Лив: Русская «душа» очень музыкальна! У вас потрясающе богатая, экспрессивная и сильная история в плане музыки и искусства в целом. Викинги же тоже путешествовали в Россию. В начале IX века группа викингов, также известных как «русы», держала путь в те земли, на которых расположена сегодняшняя Россия. Русско-скандинавские отношения берут свое начала в IX веке, и это нашло отражение в написанной православными монахами «Повести временных лет». В то время различные славянские племена проживали на северо-западе России вдоль рек Нева и Волхов, также как и близ озёр Лагода и Ильмень.
Также я хотела бы отметить Михаила Горбачёва, ставшего лауреатом Нобелевской премии мира. День, когда пала Берлинская стена, — незабываемый момент в истории.
МГ: В конце 2013 года в Москве ты сказала, что была бы не прочь представить в России и свою сольную программу. Скажи, есть ли у нас шанс услышать что-либо из «старенького», например, с твоего первого альбома (я очень его люблю!)?
Лив: О, спасибо! Возможно, скоро у меня будут для вас хорошие новости. Мы пытаемся организовать сольные концерты (в первый раз) в России в декабре этого года! И там я также буду играть песни из репертуара ‘Theatre of Tragedy’!
МГ: Насколько мне известно, Нелл (Нелл Сигланд – экс-вокалистка Theatre of Tragedy – прим. пер.) является поклонницей Leaves’ Eyes и даже была на ваших концертах. Ты поддерживаешь связь с ней?
Лив: В первый раз, когда Leaves’ Eyes играли в Норвегии, я пригласила её навестить меня. Мы очень хорошо и долго поговорили, и я пожелала ей успеха в качестве вокалистки Theatre of Tragedy. Она очень милая. Но с тех пор мы не виделись. Впрочем, никто из остальных ребят также не удосужился прийти ни на один из моих концертов.
МГ: Твой голос часто называют «ангельским». Задумывалась ли ты о том, чтобы однажды дать концерт церковной музыки или – сейчас это очень популярно – устроить Рождественский тур?
Лив: Несколько лет назад я видела кое-что из Рождественского тура Тарьи – она была восхитительна! Честно говоря, я всерьёз не задумывалась о таком варианте для себя. Впрочем, каждый год я выступаю с моей «сольной» группой в декабре, и в пятый раз подряд я буду петь в немецком городе Нагольд в последнюю пятницу перед Рождеством. Я обычно исполняю ‘Pie Jesu’ и ‘Ave Maria’ в завершении концерта, чтобы пожелать фанатам и друзьям счастливого Рождества. Нагольд волшебен – обожаю там выступать!
МГ: Следующий вопрос – про Nightwish. Если бы тебе предложили выбрать одну песню Nightwish для кавера, какую бы ты предпочла?
Лив: ‘Amaranth’ или ‘Sleeping Sun’.
МГ: Многие музыканты жалуются, что доходы от продаж дисков существенно снижаются, а нелегальное скачивание музыки процветает и растёт изо дня в день. Что ты думаешь о таком пиратстве? Как ты считаешь, бесплатно делиться музыкой – хорошая возможность для молодых музыкантов донести себя до слушателя, или же все это – глубоко порочная практика? Есть ли у музыкантов иные методы воздействия на публику?
Лив: Какой каверзный вопрос! То, что лейблы, представляющие их группы и вся музыкальная индустрия сильно страдают от интернет-пиратства, — это факт. Однако правда также и в том, что развитие данного процесса в техническом отношении остановить невозможно. И это необходимо пытаться разрулить так, чтобы, в конечном счёте, артист получил финансовую поддержку. У артиста есть право на вознаграждение за свой труд и идеи! Это проблема, над которой нужно работать. Система вознаграждений не обеспечивает полной справедливости, не развита должным образом и не прозрачна.
МГ: Лив, ты участвовала в многочисленных музыкальных проектах. У тебя есть идеи по будущему сотрудничеству с какими-либо известными музыкантами? С кем бы ты хотела поработать?
Лив: На самом деле, у меня только один критерий, когда дело касается сотрудничества: если мне нравится песня, группа (знаменитая или нет – не имеет значения) и если у меня достаточно времени, чтобы сделать всё в срок, — я с радостью соглашусь. Мне до сих пор нравится ‘Nymphetamine’, моя совместная работа с Cradle of Filth. Было бы круто, если бы появилась возможность однажды исполнить эту песню на сцене. Для меня предложения о сотрудничестве – всегда большая честь! И ещё это приносит мне новое вдохновение. Я хочу участвовать в продвижении групп и артистов по мере сил и возможностей. Кроме того… Оззи, Тори Эймос, Лиза Джерард, Нора Джонс и Кейт Буш всегда будут в виш-листе моих «потенциальных партнёров». Две моих мечты уже осуществились: я записала дуэты с Michelle Darkness и Доро Пеш.
МГ: Ты приняла также участие в записи нового альбома группы TYR. Можешь немного рассказать об этом сотрудничестве?
Лив: Я давно знакома с этими ребятами. Очень люблю их музыку! Хери (Хери Йонсен – лидер и вокалист группы Tyr – прим. пер.) присоединился к Leaves’ Eyes на Wacken Open Air несколько лет назад, и это было блестяще. А меня пригласили выступить с Tyr на Фарерских островах на фестивале ‘G!’. Это был незабываемый опыт. Красивейшее место, отличный фестиваль и изумительная публика!
МГ: Недавно увидел свет твой новый альбом ‘Vervain’. Полагаю, я буду не одинока во мнении, что этот прекрасный релиз, перефразируя Nirvana, пахнет духом Theatre of Tragedy. Скажи, это нечто вроде трибьюта твоему «театротрагедиевскому» прошлому? Или же это воплощение старых идей, которые раньше ты по тем или иным причинам откладывала на потом?
Лив: Да, ‘Vervain’ – мой пятый сольный альбом. Я вижу его как логическое продолжение ‘Libertine’, в то время как ‘Enter My Religion’ и ‘Skintight’ были более ориентированы на newage / pop. ‘Vervain’ темнее, тяжелее, он более «думовый» по сравнению с более легким, но очень эмоциональным ‘Libertine’. ‘Deux ex Machina’ имеет некий налёт мечтательности. Думаю, это был неплохой дебютный альбом, мягкий путь в начало моей сольной карьеры.
В музыке ‘Vervain’ я определенно возвращаюсь к корням, которые содержат также и отпечаток моих времён в составе Theatre of Tragedy. Кроме того, не забывайте, что Black Sabbath и Оззи были той музыкой, на которой я выросла, также как и мои родители (кстати, у меня лучшие родители на планете).
Мне нравится воплощать весь опыт и хорошие моменты жизни в ретроспективном, но одновременно с тем – созидательном свете. Выход ‘Vervain’ именно в этой точке моей карьеры дарит мне потрясающее чувство! Я ощущала, что момент для появления альбома был идеальный, потому что всегда прислушиваюсь к голосу своего творческого сердца и разума. И я очень, очень счастлива, что этот релиз состоялся, и думаю, что многие фанаты и поклонники Theatre of Tragedy тоже будут счастливы. В моей личной эволюции это просто чудесный момент, идеальный момент для меня.
МГ: На твоем сольном альбоме ‘Vervain’ есть песня с Доро в качестве гостьи. Расскажи, пожалуйста, о своем опыте работы с легендой немецкого хэви.
Лив: Доро Пеш – первоклассная артистка и действительно очень добросердечный человек! Принимать ее у нас в Mastersound Studio было огромной честью и настоящим удовольствием. Доро – и как певица, и как личность – определенно мой образец для подражания! Она чудесная, просто фантастическая. Нам всем многому нужно поучиться у неё. Она самый скромный и честный человек и артист, которого я знаю. Кроме того, наши голоса явили собой идеальное сочетание для ‘Stronghold of Angels’!
МГ: Лив, из каких источников ты черпаешь вдохновение для создания твоей прекрасной музыки?
Лив: От моего «внутреннего я», от природы, от своих поклонников. На самом деле, я воплощаю в жизнь мечту. У меня получается сочетать музыку и семью – две самые важные вещи в жизни. У меня много планов, и при этом я счастлива и полностью удовлетворена тем, чего успела достичь. Я много работала, много всего повидала и получила огромный опыт во всех своих турах. Я повстречала много прекрасных поклонников и друзей. Вы – причина того, что я стала творческим человеком, артистом, и кроме того – вы даете мне вдохновение и ощущение внутреннего равновесия. Мои фанаты – открытые люди, действительно от всего сердца поддерживающие меня. Как сказала Доро, когда мы с ней в один из дней пили кофе в Mastersound Studio, «Мы в долгу перед нашими фанатами!».
МГ: Ты оказала поддержку сестре Кармен в её готик метал проекте ‘Savn’. Расскажи об этом проекте. Предполагается «продолжение банкета»?
Лив: Очень была рада видеть Кармен у нас в студии. По-моему, Savn – отличный проект. Очень люблю его звучание! Моя сестра только-только родила второго ребенка, однако ходят слухи, что скоро она снова будет в строю!
МГ: Всегда интересно задавать вопросы о «театротрагедиевском» периоде твоей музыкальной карьеры. Лив, музыка Theatre of Tragedy менялась на протяжении существования самой группы. Все начиналось с так называемого Stavanger gothic metal и плавно перетекло в электронику с индустриальными веяниями. Скажи, а какой период и какое направление в музыке Theatre of Tragedy тебе ближе всего? Какой у тебя любимый альбом или любимая песня?
Лив: Забавно думать обо всём этом… 20 лет назад я была со-основателем первой в мире готик метал группы с женским вокалом и концепцией «красавица и чудовище» в метале – Theatre of Tragedy в начале 90-х. Мы и понятия тогда не имели, что являлись вроде как революционерами там, в норвежской тьме! Мы были хорошими друзьями, любили метал, собирались вместе поиграть, креативили, соединяли контрастирующие элементы вроде женского «ангельского» сопрано и дум метал с гроулом. Мы считали отличной идеей сочетать контрастные элементы. Поначалу людям, с которыми мы тусовались, а также нашим семьям вроде как нравилось это (что нас немало удивляло). Мы записали дешёвенькое демо за небольшую плату недалеко от Ставангера и послали (самостоятельно сделав оформление и копии кассет) в десять лейблов. Парой недель позже мы подписали контракт с немецким лейблом Massacre Records, записали первый альбом в Швеции с Даном Сванё и отправились в качестве саппорта в тур с друзьями из Atrocity. На наше первое выступление был солдаут на 800 человек. Это был мой первый настоящий гиг… невероятно! Отрадно видеть, что немало групп успешно продолжают наше дело, поддерживая стиль и концепцию «красавица и чудовище» в метале, да еще и в хорошем свете! А что касается моих любимых вещей из наследия TheatreofTragedy, то хотела бы упомянуть ‘Aegis’. Я до сих пор считаю этот альбом очень хорошим и особенным. Атмосфера и гармонии просто захватывающие, такие эмоциональные. Спасибо огромное Томми Олсону, который, по большей части, и сочинил весь материал для альбома. Должна признаться, по-моему, одни из лучших текстов, что я читала и исполняла, — как раз на альбоме Theatre of Tragedy ‘Aegis’. Раймонд проделал великолепную работу над этим релизом. Я многому научилась благодаря тем временам, научилась быть сильной женщиной – и в студии, и особенно в туре, которые далеко не всегда были безоблачными с моей бывшей группой.
МГ: Как ты поддерживаешь свой голос в хорошем состоянии? Много ли времени уделяешь практике?
Лив: Я всю свою жизнь пою. Бог наградил меня очень сильными голосовыми связками, идеальным слухом, любовью к музыке и искусству… и нет, у меня нет никакого музыкального образования. Опыт в студии и на сцене – это ВСЁ, и это все, что мне необходимо.
МГ: Лив, ты любительница скандинавской мифологии. Что думаешь о героях Marvel Comics Торе и Локи? Кто из них в кино тебе импонирует больше – брутальный блондин Тор или милашка-плохиш Локи?
Лив: Оу, люблю их обоих!!!
МГ: Как ты проводишь свободное время? У тебя есть хобби?
Лив: Теперь, по прошествии многих лет, я ощутила, как необходим внутренний баланс, особенно в силу того, что грань между личной жизнью и музыкальным бизнесом иногда стирается. Но, признаться, мне действительно повезло: я полностью здорова и полна энергии! Есть лишь один способ справляться со всеми этими переездами и турами: будучи в дороге, я всегда забочусь о здоровье. Я нужна своей семье, нужна и группе. Первое правило: спортивная обувь всегда в чемодане! Кроме того, я полностью отказалась от наркотиков, не употребляю сама и не приемлю этого со стороны других. Мне нужна команда профессионалов, и я лучше уж выпью бокал вина или пива вместе со всеми, когда работа сделана. Я занимаюсь йогой перед концертами и сессиями записи в студии. Я люблю бег на дальние дистанции, плавание… спорт в целом, природу (я выросла рядом с фьордом в Норвегии…), вегетарианскую/веганскую кухню. Но больше всего я получаю сил, когда провожу время с семьей, в нашем прекрасном доме, на лоне природы или, например, в сауне. Во время тура я также стараюсь выкроить «тайм-аут», чтобы восстановить силы для сцены.
МГ: Будучи гастролирующим музыкантом, ты много путешествуешь. Какие места в мире тебя впечатлили больше всего? Какие, возможно, города?
Лив: Лондон всегда очаровывает меня, а также Сантьяго-де-Чили. А место, которое впечатлило меня больше всего, находится в горах Италии, и называется оно Триора. Там мы выступали на Хэллоуин Пати в месте, где у них в деревне расположен рынок. Какое там было гостеприимство, какие природные красоты, архитектура, а какая местная еда – просто вау! Пожалуйста, кто-нибудь, отвезите меня назад в Триору!
МГ: Какой ты видишь Лив Кристин лет через 10-15? Будешь продолжать заниматься музыкой или полностью сконцентрируешься на семье?
Лив: Я бы сказала, граница между личной жизнью и бизнесом/музыкой иногда тает, однако не всегда это так. Я чемпион мира в планировании нашей повседневной жизни. Не могу отрицать того факта, что музыкальный бизнес зачастую действительно уродлив и нечестен. Конечно же, случались в жизни такие моменты, когда я думала: хватит! Как я уже говорила ранее, я счастлива, что удалось найти баланс между семейной жизнью и музыкой/работой. Я буду артистом до конца своих дней! Я всегда пела, еще даже до того, как научилась говорить, у меня всегда была глубокая, ненасытная страсть к оттенкам, цветам и формам. Я родилась с прекрасным слухом, но вместе с тем, так же сильно, как люблю слушать музыку, я люблю и тишину. И иногда – больше, чем звуки. Песня ‘Silence’ – самое важное музыкальное произведение из всего того, что я сочинила. Она вошла в мой альбом ‘Libertine’.
МГ: Лив, твоему сыну Леону почти 12 лет. Расскажи немного о своем ребенке. Что он за мальчик? Есть ли у него музыкальные таланты? Каковы его интересы и увлечения?
Лив: О, я так им горжусь! Путешествия по миру и страсть к искусству, характерная для моей семьи, сделали его открытым и творческим молодым человеком! На самом деле, он отлично поёт. Некоторое время он учился играть на барабанах, поскольку, как мы считали, это его любимый музыкальный инструмент, но через какое-то время он стал ходить на занятия «через силу», так что к успеху это не привело. Хотя чувство ритма у него в крови.
МГ: Опиши свой идеальный день.
Лив: Я встаю в 6 часов утра, в течение часа занимаюсь йогой (это также включает разминку мышц лица, рта, голосовых связок, дыхательные упражнения и т.д.). Далее – остаток дня! Я готова! Ко всему! У меня плотный график: работа в студии/сочинение музыки/пение/интервью/бухгалтерия, затем работа по дому: готовка, покупка продуктов и всего того, что нужно в доме, и самое главное – забота о потребностях и досуге моей семьи!
Мой день заканчивается бокалом красного вина или бутылочкой стаута.
Спать ложусь я примерно в 22.30. Смертельно уставшая.
МГ: И последний вопрос… скажи несколько слов твоим поклонникам в России?
Лив: Очень скоро я вернусь! Увидимся на моих сольных концертах в декабре, если все получится, как я желаю! Настраивайтесь на хорошие новости! Люблю вас всем сердцем!