Boris – Noise
10/10
А теперь давайте начистоту – что вы знаете о современной экспериментальной тяжелой музыке? Правильно, практически ничего. Все потому что она, экспериментальная музыка, находится в густой тени своих более доступных, мейнстримовых коллег. Оно в принципе и не удивительно. Авангард не считался бы авангардом, если был бы доступен всем и каждому.
Пару лет назад я начала свое знакомство с таким трудным и неудобоваримым жанром, как дроун-металл. Среди поклонников тяжелой музыки бытует мнение, что вышеупомянутый стиль считается своего рода Рубиконом, перейдя который твое восприятие и понимание, того что принято называть «металлом» изменится раз и навсегда. До этого «рубежа» дорастают далеко не все и для таких людей самой труъ-тяжелой музыкой будут максимум Slayer или Megadeth. Возможно позже я напишу более детальный обзор отдельно на дроун музыку, как таковую. А сегодня поговорим про «трудное и неудобоваримое».
Я не буду расписывать технические характеристики жанра. Упустим реверберации и аудиофидбэки. Обо всем этом, если интересно, почитаете на Википедии. Скажу вкратце только о происхождении стиля. Дроун-металл зарождался на, без преувеличения, двух разных концах света: в США и Японии в самом начале 90х. Основоположником жанра считается коллектив Earth из Сиэтла. «Минималистический пост-грандж» — так описывали критики стиль в котором играл Дилан Карлсон, который в свою очередь вдохновлялся сладж-металлом Melvins и минимализмом Ла Монте Янга. Последователь Карлсона, Стивен О’Мэлли развил жанр в рамках, уже культового, Sun O))), доводя и, без того странную музыку, местами до полного аудио-хаоса. В тоже самое время, в стране Восходящего солнца трудолюбивые и любопытные до всяких новинок японцы решили создать свой дроун с «блэкджеком и блудницами» (пардон за упоминания сей вульгарной фразы). И имя ему было Boris (“привет» ранее упомянутым Melvins). Про них, наконец-то, и пойдет речь.
Boris, как и любой другой японский музыкальный коллектив, кардинально отличаются от своих западных коллег по цеху. Если те же Earth и Sun O))) так или иначе крутятся вокруг одних и тех же стилей, которые «ходят под руку» с дроун-металлом, то Boris без преувеличения мешает все подряд. И весьма успешно. Доказательством служит новая пластинка под названием Noise. Первое, что бросается в глаза, а точнее в уши – это удивительный мелодизм. Что в контексте дроуна встречается крайне редко. Вторая заметная вещь – это поп элемент. Да, у Boris и такое тоже есть. Но японцы не были бы японцами, если бы не умудрились хитро вплести поганый жанр так, что бы это не вызывало негодования у фанатов стиля. Композиция Melody тому яркий пример. При всей своей «милости», она не кажется легкой и пустой. В песне Heavy Rain лихо сочетаются дроун/дум-металл с атмосферным шугейзингом и меланхолично-отрешенным вокалом Ваты. Более умиротворенная и немного психоделичная Ghost of Romance. Хлесткие краст-панковые Vanilla и Quicksilver. Увы, не обошлось и без слабого звена – Taiyo no Baka звучит уж слишком просто и выглядит безлико на фоне остального материала. И вот мы подошли к жемчужине альбома, композиции Angel. И вот тут мне на ум приходит лишь одна ассоциация: канадцы Nadja и их альбом Thaumogenesis. Но. Thaumogenesis получился очень не ровным, хаотичным и атональным. Angel же представляет собой «однотонное полотно». При этом она не выглядит однотипной и затянутой. Как правильно кто-то подметил, Angel является олицетворением всего творчества Boris. И это действительно так. Мне тяжело описывать словами эмоции, которые вызывают те или иные композиции. Это просто нужно слушать. Закрыть глаза и просто слушать. Я уверенна, каждый найдет что-то свое в этой композиции да и в альбоме в целом.
Отдельно стоит упомянуть о бонус-треках Another Noise. В принципе ничего особого они собой не представляют и могли бы с легкостью оказаться в основном трек-листе. Композиция Bit порадует поклонников каноничного дроун/дум-металла. Kimi no Yukue напоминает творчество Dir En Grey периода Withering To Death. ЗвучаниеYuushikai Revue и Discharge так же близко к традиционному j-року. Что в принципе не есть плохо.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что Boris является ярчайшим представителем направления artcore (да-да, именно Boris, а не тот пресный ню-металл от Отеп Шамайи). Этот термин, введенный Андреем Кугаевским, как нельзя лучше характеризует, как творчество японцев, так и других исполнителей, играющих подобную музыку. Ведь это не просто перебирание сухих риффов по струнам, это искусство. Понятное не многим, но именно это делает его настоящим. А значит искренним.