Dir En Grey «Arche»
10/10
Dir En Grey всегда были своеобразным коллективом. За семнадцатилетнюю историю они, как никто экспериментировали со стилями музыки. Начав как типичная j-rock группа, постепенно утяжеляла звук, параллельно находясь в поисках себя. Была и некоторая неоднозначность (“鬼葬/Kisou”), и неконтролируемый хаос (“Vulgar”), и подражание западным коллегам (“The Marrow Of A Bone”). Все изменилось с выходом “Uroboros”. Даже не так, с выходом “Uroboros” все стало на свои места. Группа подвели годы к экспериментов к логической кульминации. Но это вовсе не означало, что на этом дальнейшее исследование заканчивалось. Просто DEG нашли тот стиль, тот фундамент, на котором можно было продолжать строить нечто уникальное и неповторимое. После вышел самый тяжелый во всех смыслах этого слова «Dum Spiro Spero». Атмосфера и название альбома обусловлены тем, что запись диска пришлась на весну 2011 года, когда на Японию обрушилось цунами, вызванное землетрясением. (Помимо разрушительных последствий стихии, страна столкнулась и с другой угрозой в виде аварии на АЭС Фукусима-1, которая рисковала повторить судьбу Чернобыля). Впоследствии группа не раз жаловалась на свое детище. То что звучало в студии, не могло в должной мере звучать на концертах. Постоянное использование плей-бэка постепенно стало откровенно раздражать музыкантов. К тому же ультра-сложные и местами невыносимые вокальные партии привели к тому, что у Кё начались серьезные проблемы со связками, тем самым выбив его и весь коллектив из колеи почти на весь 2012 год. Уладив все проблемы со здоровьем, группа возвращается к активной деятельности в декабре 2012-го. Но не с пустыми руками, а с новой песней под названием “Rinkaku”, которой и суждено было стать первым синглом с грядущего альбома “Arche”.
Информации касательно нового альбома было мало. Известно было, что выйдет он в конце осени и он будет несколько легче и в чем-то проще нежели “Dum Spiro Spero”. В январе 2014 года вышел второй сингл “Sustain the Untruth” и группа отправилась в очередное турне. О новом альбоме вновь заговорили в начале августа, раскрыв название и объявив новую дату релиза. Выход “Arche” перенесли с середины ноября на середину декабря. Лидер коллектива Каору честно признался, что причина смещение сроков в том, что он слишком увлекся Чемпионатом мира по футболу и слегка забыл про альбом. Но клятвенно пообещал, что по окончанию ретроспект-тура “Tour14 Pyschonnect: Mode of «Gauze»?” группа вернется в студию и закончит запись. И вот наступил день “X”. 10 декабря, Dir En Grey “Arche”.
Я не буду рассказывать про томительные дни ожидания и прослушивание полутораминутных семплов на малазийском iTunes. Перейдем сразу к самому релизу. Первое что бросается в глаза (или уши) – это отсутствие интро. За два альбома все уже несколько привыкли, что открывает их какая-нибудь тревожная (“Sa Bir”) или хаотично-нойзовая (“Kyoukotsu No Nami») инструментальная мелодия, которая как бы настраивает на общее настроение всей записи. На сей раз слушателя «бросали в омут» без всякой предварительной прелюдии. “Un Deux” чем-то напоминает по своей структуре “Sustain the Untruth”. Ню-металлическая структура, плотные бас и ударные и характерный кач. (И да, как обычно, я не буду описывать техническую сторону песен. Так что «разбор полетов» про реверберации, строй гитар и прочее – это не ко мне). А потом начинается нечто невообразимое… О том, что “Arche” будет не таким, как все остальное стало понятно еще с выходом “Rinkaku”. Поэтому комментарии Dir En Grey по поводу того, что альбом не будет таким, как “Dum Spiro Spero”, удивления не вызывали. Зато пробуждалось не абы какое любопытство. Будучи поклонником группы не один год, прекрасно понимаешь, что с каждым релизом тебя будет ждать нечто совершенно другое. Но после “Uroboros” и “DSS” возникал вполне логичный вопрос: «Неужели можно придумать что-то еще?». Как оказалось можно. На смену неподъемной тяжести пришло около-оперное звучание… при полном отсутствии какого-либо намека на симфонизм. Странном немного, правда? Nightwish, Therion и Haggard приучили к тому, что «оперность» и симфонизм – это одно и тоже. Композиции “Soshaku”, “Uroko” и “Kukoku No Kyouon” опровергли эту теорию. Музыкантам удалось достичь эффекта помпезности и торжественности без использования вагнеровского оркестра и академического хора в 200 человек. Помимо оперы, Dir En Grey еще больше «нырнули с головой» в авангард. Тому примером являются меланхоличная “Rinkaku” и “Cause Of Fickleness” с шизофреничным вокалом. (К теме вокала мы еще вернемся). Также интерес вызывает такая вещь, как “Phenomenon”. Во-первых, это самая необычная песня не только на альбоме, но и во всем творчестве DEG. А во-вторых, если хорошо прислушаться, то можно уловить некоторое сходство с Deftones. Не в музыкальном плане, а в атмосферном. В ней есть что-то от знаменитой “Change (In The House Of Flies)” и от “Passenger”. Густая, тяжелая, неимоверно сексуальная, но при этом пугающая. Я не удивлюсь, если и тематика окажется схожей. Но ребята не смогли до конца расстаться со своим мрачным прошлым. Дэткор, который сопровождал музыку Dir En Grey начиная с сингла «Hageshisa to, Kono Mune no Naka de Karamitsuita Shakunetsu no Yami», снова дал о себе знать. “Midwife”, “Uroko”, “The Inferno” и “Revelation Of Mankind” в той или иной степени содержать в себе элементы этого экстремального жанра.
Но все же главные изменения произошли с самой атмосферой. “Uroboros” был окутан дымкой мистицизма, “Dum Spiro Spero” — ничто иное, как сплошная злоба, а “Arche” насквозь пропитан болью. Увы, как и радость, боль также многогранна. И у каждого она своя. Каждая песня эта отдельная история. Боль от утраты (“Soshaku”), физическая (“Midwife”), от собственной беспомощности (“Kukoku No Kyouon”), даже место для садомазохизма нашлось (“Phenomenon”). Нотка агрессии также присутствует, но природа ее уже совсем иная, нежели была раньше. Больше нет той всепоглощающей атмосферы ненависти и кромешного ада. На смену ей пришла горькая меланхолия и сожаление, которые тонкой нитью тянутся через все музыкальное полотно.
Так мы плавно подошли к той вещи, которая делает Dir En Grey еще более уникальными. И это вокал. Когда я слышу понятие «разноплановость», то на ум мне всегда приходит имя Кё. Критики давно поставили его в один ряд с такими мастодонтами авангарда, как Майк Паттон (Faith No More) и Диаманда Галас. О его стиле пения можно сказать только одно – не пытайтесь повторит это в домашних условиях. Спектр его возможностей огромен. И “Arche” раскрывает его в полном объеме. К привычным истеричным воплям, утробному гроулу и летящему чистому вокалу добавилось еще и практически оперное пение. И что самое интересное, это выходит у него настолько естественно и легко, что невольно задаешься вопросом: «А чего этот маленький японец НЕ может?». Истерично-шизофреничное бормотание сменяющееся вокализами а-ля Роб Хэлфорд (“Cause Of Fickleness”). Томный полушепот перерастает в горловое пение с нотками некой нервозности, а после срывается на гроул (“Phenomenon”). Но что же делает его настолько разноплановым в вокально плане? Отнюдь не владение несколькими техниками. Дело в понимании что, как и зачем ты делаешь. Пресловутая «разноплановость» живет не в горле, а в голове. Можно быть сверхтехничным певцом, но при этом оставлять всех равнодушными, если делать ставку только на само пение. Но если каждая композиция проходит через тебя, становится частью твоей души, вот только тогда и появится та самая разноплановость, даже если владеть только одной техникой пения. Так что уникальность Кё, Майка Паттона и других подобных певцов в том, что они просто понимают о чем поют.
Резюмируя, я могу сказать одно – Dir En Grey опять доказали, что звание самого труднодогоняемого коллектива они носят вполне заслужено. “Arche” вышел легче, чем “Dum Spiro Spero”. Но ведь так таковой задачи не стояло. Им не нужна была тяжесть ради тяжести, как это делают другие коллективы, которые гордо именуют себя металл-бэндами. DEG просто делали то, как подсказывало им внутреннее чутье. Они хотели сделать альбом «по проще» и они его сделали. Правда, эта «простота» окажется еще более трудной для понимания, чем любая другая на вид замороченная и мудреная работа в экстремальном жанре.