Скажу сразу: никогда не принадлежала к числу тех, кому близок консерватизм как явление в целом и в искусстве/творчестве в частности. Однако иногда бывают и исключения. И вот My Dying Bride – гении печали с «Туманного Альбиона» — как раз к таким исключениям и относятся. Ведь посмотрите, в какую отнюдь не шоколадную коричневую жижу скатились к моменту речи те, кто начинал примерно тогда же, когда и брайды, и примерно с того же, с чего и они. Paradise Lost, Anathema, Katatonia – все эти ребята благополучно свернули с пути тру-дума и превратились …так сказать, в элегантные шорты. А My Dying Bride остались верными себе и (впрочем, не чураясь экспериментов, все мы помним замечательные «Процентики» 98-года выпуска!) на протяжении всего творческого пути – а это уже четверть века! – творили олдскульный дум-дэтовый депрессняк. Правда, в разные годы варьируя степень нудности и плаксивости (в хорошем смысле) и живости (опять же, в хорошем!).
И вот нате вам – пожалуйста! – три года спустя после выхода “A Map of All Our Failures” депрессивные англичане выпустили очередной полноформатник с вполне канонiчным таким для данной группы названием “Feel the Misery”. И мы почувствовали. О да!..
Новый альбом понравился мне больше предыдущего (хотя тогда, в 2012-м, я «Карту всех наших неудач» заслушала до дыр и восторги мои границ не ведали). Понравился атмосферой, живостью, разнообразием композиций и хорошими мелодиями (для дума, разумеется). И вроде бы, ребята все те же избитые приемы в своей музыке используют, все те же седеющие от времени яйца, только в профиль, а вот поди ж ты – каким-то чудесным образом выходит что-то свежее, со своей, уникальной атмосферой, настроением, миром. В этом и есть все брайды – у них каждый альбом получается прекрасным в своей законченности произведением, c собственным лицом, обладающим неповторимыми чертами.
“Feel the Misery” в этом смысле исключением не стал и занял свое персональное (и весьма достойное) место в дискографии My Dying Bride. Это первый релиз, записанный совместно с гитаристом Келвином Робертшоу после его возвращения в группу. Однако Келвин не особенно повлиял на творческий процесс при создании нового альбома. Насколько мне известно, альбом процентов на 90 сочинен вторым (и бессменным) гитаристом Эндрю Крэйганом.
Обычно я никогда так не делаю, но вот сегодня и сейчас – хочется. Хочется поговорить о каждой песне отдельно. Ибо я уже не знаю сколько раз успела послушать альбом с момента его выхода, но так до сих пор и не определилась с песнями-фаворитами.
Примечательно то, что альбом посвящен отцу вокалиста Аарона Стейнторпа – Алвину Стейнторпу, ушедшему в мир иной, как раз когда группа во главе с его сыном работала над своим новым опусом.
Поэтому вполне логично, что открывает лонгплей почти десятиминутная композиция “And My Father Left Forever”. Как и практически все песни с нового альбома, стартует она, что называется, «с места в карьер». Никаких долгих вступлений, никакой эмбиентовой подготовки к шквалу музыки, в который слушатель погружается сразу с головой. Композиция в музыкальном плане вышла энергичная, разноплановая, со сменами темпа. В ней живое и быстрое начало сменяется тягучими, медленными риффами, звучание которых переплетается с уже окончательно и бесповоротно вернувшейся в музыку брайдов скрипкой. Особенно хорошо вписана в музыкальное полотно быстрая вставка с четкими, ритмичными, качающими риффами, а также радует поистине вкуснейшая концовка – опять же, с плотным мрачным риффингом и отличными барабанными сбивками Дэна Маллинза.
Отдельный респект Аарону за вокал. Это относится не только к песне об отце, но и ко всему альбому в целом. Вокальная работа мастермайнда в этот раз получилась более разноплановой, зрелой и эмоциональной.
Ну а лирика… Лирика Аарона традиционно философски сложная и образная. И ее герои – все те же замечательные и узнаваемые персонажи: «несуществующий» (“Some blame the missing God”) боженька и вполне себе существующий, судя по всему, дьявол. “Devil – he is very old indeed, we sit with a few stories to tell”. И что тут можно возразить?
Настроившись на нужную волну во время первого трека, слушатель сразу же получает новый заряд мрачной энергетики — “To Shiver in Empty Halls”. Эта композиция также построена на смене темпов и сплетении воедино разных по эмоциональному накалу частей. Начинается все с быстрой и довольно агрессивной для музыки брайдов части, в которой Аарон радует долгожданным гроулингом (которого, увы, в позднем творчестве группы немного). Далее песня разбавляется медленными кусками, с гипотизирующее-зацикленными гитарными переборами и мрачными речитативами Аарона. По настроению, наверное, это самая «темная» песня на альбоме. Она мрачная и, пожалуй, злая. И холодная (как певица Тарья Турунен, хехе!). И она – вот так неожиданность! – вновь о дьяволе. Вернее, дьявол, как я поняла, — ее лирический герой. И обращается он, вероятно, к своему извечному оппоненту. «Все, что ты предлагаешь, — пустая вера!» — заявляет Князь Тьмы. И я согласно киваю головой.
Особенную пикантность тексту песни придает упоминание в ней нашей «северной столицы» и Зимнего дворца:
St. Petersburg revealed to me,
It’s Winter Palace by the sea
Saw my crippled birth…
Видимо, красоты города на Неве в свое время действительно очаровали Аарона. Так сильно, что он счел Питер достойным местом для рождения дьявола (а, черт возьми, символично же, иф ю ноу вот ай мин).
И завершается композиция практически вводящим в транс шепотом-заклинанием, повторяемым Аароном трижды:
For those of you, who exist,
I lay for you three numbers six,
Over the hill and under the ground,
Sing as you like, there is no sound.
Следующий трек альбома – начинающаяся скорбной и весьма цепляющей мелодией песня ‘A Cold New Curse’. Это тоже длинная, почти десятиминутная по хронометражу работа, слепленная очень органично из разнотемповых частей. В ней просто отлично уживаются атмосферно-тягучие гитарные проигрыши и качающие риффы, пронзительное чистое пение Аарона и олдскульный гроулинг. Наверное, это самая «брайдовская» песня из всех на альбоме. Она выполнена филигранно в стиле группы и при этом, являясь абсолютно типичной для позднего периода творчества MDB вещью, рождает ассоциации с более ранними работами группы. Главной фишкой, по-моему, здесь является концовка – пафосно-мрачная, с красиво вписанными оркестровками, придающими богатства звучанию.
Ну вот мы и добрались до титульной композиции ‘Feel the Misery’. По-моему, это реальный хит. Самая «сингловая», «коммерчески-ориентированная», «хитовая» — да можно как угодно назвать! – песня с альбома. Не затянутая по хронометражу, не обремененная многоминутными вступлениями, развивающаяся быстро и двигающаяся вперед уверенно. Это среднетемповая композиция с четко выраженным «милитаристским» маршевым темпом, лаконичной, но красивой мелодией и, можно сказать, даже затейливым риффом. Пронзительная скрипка в середине песни придает дополнительной экспрессии, а переход с марширующего риффинга на традиционную для дума протяжность звучания в сочетании с красивейшими клавишами делает концовку поистине эпичной.
Далее слушателя ожидает в некотором роде сюрприз. Брайды время от времени любят привносить толику эксперимента в свои альбомы и включать в них нестандартные и выбивающиеся из общего музыкального полотна композиции. Вспомним ‘Blue Lotus’ или, простихоспаде, ‘Bring Me Victory’. Ну вот и на альбоме ‘Feel the Misery’ цветет и пахнет любопытная вещица ‘A Thorn of Wisdom’. Спокойная, однородная по темпу, сыгранная с минимумом гитар, с выведенной на первый план басовой линией (оказывается, Лена Абе умеет дергать струны не хуже других, вон оно чо!), мелодически песня вышла какой-то даже немного глючной. Но сочетание фирменного аароновского нытья с почти хрустальным по звучанию фортепьяно делает песню своеобразной и запоминающейся.
А вот следующая композиция ‘I Celebrate Your Skin’ стала для меня действительно приятной неожиданностью. Что текст, повествующий достаточно образно и оригинально о физической любви, что звучание – все это буквально сразу навеяло мне ассоциации с гениальнейшей ранней работой брайдов — ‘The Thrash of Naked Limbs’. Я уж и не чаяла услышать те старые и, казалось бы, давно канувшие в забвение гармонии первой половины 90-х, где в тягучее гитарное полотно потрясающе тонко вписана скрипка и Аарон круто гроулит глючные тексты про секас. Ан нет! Дождалась. ‘I Celebrate Your Skin’ вся выдержана в одном (медленном, сука!) темпе, она словно танк, вставший в свою колею, – катится тяжело, размеренно и неумолимо. Как смерть и уплата налогов.
Не успела я нарыдаться слезами умиления от такого явственного дуновения «золотых лет», как брайды просто забетонировали эту радость очередным приятным сюрпризом. Композицию ‘I Almost Loved You’, наверное, по праву можно назвать жемчужиной нового альбома. Это акустическая вещь, свободная от мрака тяжелых гитарных риффов и давящей депрессии. Это музыка, наполненная светлой грустью скрипки и умиротворением фортепьянных нот. И, как говорится, above all that – проникновенное полупение-полуречитатив Аарона на тему любви. ‘I Almost Loved You’ продолжает традиции прекрасных ‘Sear Me MCMXCIII’ и ‘For My Fallen Angel’ (хотя, конечно, последнюю из названных не превзойдет уже НИШТО!).
И вот, наконец, финиш близок. Успели ли вы почувствовать страдание? Если нет – вот вам завершающая композиция ‘Within a Sleeping Forest’. Слушателя ждут очередные десять минут олдскула от MDB. Длинная, разноплановая, но в целом достаточно ровная по темпу и тягучая композиция является, не побоюсь этого слова, эталоном в своем стиле. Эталоном самих брайдов, пожалуй. Протяжные думовские гитары, гроулинг, экспрессивный чистый вокал и, конечно же, потрясающе вписанная во всю эту музыкальную красоту скрипка. Ну и снова эти темные гармонии и мелодии, заставляющие ощутить веяние ветра «Лебедей» и «Богов солнца».
Вообще, по поводу скрипки именно на альбоме ‘Feel the Misery’ хочу вот что сказать. Когда этот столь важный для группы инструмент вернулся после длительного отсутствия на альбоме ‘For Lies I Sire’, я пришла в ужас от такого камбэка. Меня просто укокошило новое звучание скрипки – пронзительное, визгливое, доминирующее, лезущее изо всех щелей. А ведь как ненавязчиво скрипичные партии были вплетены в песни, например, с ‘Like Gods of the Sun’ – грамотно, органично, так, что скрипка не лезла на первый план, а оттеняла музыку, придавая ей выразительности. И вот теперь, на ‘Feel the Misery’ я вновь услышала такую же модель участия скрипки в общем ансамбле. Услышала и возрадовалась, потому что вот для моего уха – это ИДЕАЛЬНО. Не надо корректировок ни в плюс, ни в минус. И за это музыкантам огромный респект.
Подводя итог, могу сказать, что новый альбом брайдов вобрал в себя все то, за что я так люблю этих британских гениев. Они в который раз подарили мне еще одно законченное произведение – такое характерное для творчества группы, но по-своему уникальное, со своей неповторимой атмосферой. В ожидании очередного нового альбома своих британских любимчиков я, как правило, позитивна: знаю, что не подведут. Что не разочаруют бабушку Донован и преподнесут ей новую порцию фирменного музыкального кушанья. Но в этот раз я получила гораздо больше, чем ждала: ну могла ли я предположить, что когда-нибудь снова MDB выдадут красивую акустическую вещь а-ля «Моему падшему ангелу»? Могла ли чаять, что от музыки вновь явственно повеет 90-ми?.. Едва ли.
А они взяли и сделали это.
МА-ЛАД-ЦЫ.