«Как вы думаете, а вот если я приеду в Россию со своей сольной программой – это будет людям интересно?» — такой вопрос задала мне Лив Кристин два года назад во время митнгрита перед концертом Leaves’ Eyes, на который мне посчастливилось попасть. Помню, в ответ я с жаром закивала головой и сказала: «Доооааааа!!!». «У меня есть такие планы. Не знаю, получится ли, но мне хотелось бы», — откровенничала тогда Лив.
И вот два года спустя – в декабре 2015 года – Лив за базар ответила. И привезла в Москву (и вообще, в Россию) не просто свою сольную программу вне Leaves’ Eyes, а кое-что несоизмеримо более ценное: совместное выступление с легендарным фронтменом и мастермайндом почившего в Бозе Theatre of Tragedy Реймондом Рохоньи. И исполнили они легендарные же вещи из репертуара «Театра». Хотя, разумеется, и некоторым сольным вещицам певицы Лив Кристин в сет-листе место нашлось, и, следует признать, концертную программу они отнюдь не испортили.
Но обо всем по порядку.
Прежде чем поделиться впечатлениями о минувшем концерте нашей «сладкой парочки» экс-театралов, считаю нужным рассказать о своем отношении к «Театру». Для меня это группа знаковая, и отношение к ней действительно особенное. Это и первая группа с женским вокалом, которую я услышала. И первая же готик-метал группа в моей жизни. И вообще, «Театр Трагедии» — группа, очень сильно повлиявшая на мое восприятие музыки в целом и метала в частности. Любовь к их творчеству я пронесла через долгие – это ж мои полжизни! – семнадцать лет с тех самых пор, когда я впервые услышала в колонках своего старого магнитофона первые звуки «Кассандры»…
В общем, для меня «Театр» — это классика, которую, может, и не слушаешь каждый день, но зато когда потянет к ней обратиться — чувствуешь себя, не побоюсь этого пафосного штампа, духовно богаче.
Признаться, о совместном концерте Лив и Реймонда (по прошествии стольких лет с момента выкинштейна дивы на мороз) я и не мечтала. И долго не могла поверить, что после всех этих ливкристиновских высказываний о несправедливом увольнении и о том, что без нее музыка ТоТ «sucks», снова возможен сей замечательный дуэт. Но вот поди ж ты… Иногда происходят даже самые невероятные вещи!
Теперь предметно о концерте. Предварял выступление Лив и Реймонда саппорт в лице некоей доселе неизвестной мне группы «Стерхх». Знаете, вот сегодня я вообще не хочу говорить о разогреве и об этом «перформансе». Не хочу марать нечистотами этот отчет и эмоции от выступления моих любимых исполнителей. Просто лаконично скажу, что это было ужасно. Каждый раз во время подобных саппортов я прихожу к убеждению, что хуже просто уже некуда, и каждый следующий раз понимаю: есть куда. Увы — есть. Так что ну их в баню – стерхов, вичкрафтов и прочую фигню, о которой, в частности, можно прочесть на нашем сайте в авторской статье «Оно не тонет». Поговорим таки о хедлайнерах.
В выступлении Лив Кристин и Реймонда прекрасно было всё: от сет-листа до звука. Последний порадовал неимоверно. Может, кто-то со мной не согласится, но вот на мой персональный вкус звук был отстроен просто на ура. Не перегруженный, но и не жидкий. Все инструменты были слышны преотлично. Вокал в инструментальной части не тонул, но и не забивал всё остальное своим существованием (как, например, это обычно бывает с воем Шарон на концертах Within Temptation). Гитарные партии были слышны очень хорошо, само их звучание оказалось весьма приятным и сбалансированным со всеми остальными инструментами.
Вторая радость вечера – это сет-лист. Из 16 песен 11 штук были из репертуара «Театра Трагедии», так что по сути это был полноценный концерт ТоТ с редкими (и слава всем богам, кстати!) вкраплениями сольного творчества Лив.
В этот вечер я услышала практически все свои самые любимые песни «Театра» — и волшебно-ажурные “Venus”, “Cassandra” и “Siren” с любимого альбома “Aegis”, и околодумовые “On Whom The Moon Doth Shine” и “Black as the Devil Painteth” с культового “Velvet Darkness They Fear”, и «электронные» “Machine” и “Image” из позднего периода творчества норвежской легенды готика.
Удачно были подобраны также и сольные песни Лив: очень хорошо и уместно звучали и воздушная “Paris Paris”, и мелодичная “My Wilderness”, и спокойная полубалладная “Panic”. А уж хит с последнего альбома норвежской дивы – песня “Love Decay” – вообще прозвучала живьем гораздо лучше и интереснее, чем на альбоме! Не говоря уж о том, что в атмосферу композиций «Театра» она влилась идеально.
Но песней вечера для меня, пожалуй, стала финальная композиция концерта – легендарнейшая и просто роскошная “Der Tanz Der Schatten”. Реально поверить не могла, что слышу эту вещь живьем и наяву.
Лив Кристин пела замечательно. Впрочем, как всегда. И вот применительно к ее вокалу я хочу выделить третье счастье вечера. И счастье это заключается в том, что я вновь услышала свою, родную Лив. Не такую пафосную и даже околоакадемичную, в которую Лив превратилась по ходу своей вокальной эволюции в Leaves’ Eyes. Это Лив Кристин курильщика. А вчера на сцене «Вольты» пела Лив здорового человека – та вокалистка «Театра», в голос которой я влюбилась 17 лет назад. Лив, поющая в ровной, мягкой, вкрадчиво-спокойной (и даже несколько слащавой, да!) манере, которая по красоте и выразительности звучания для меня и рядом не стояла с этими странными экспериментами в LE. И этой прекрасной, моей «богиньской» Лив вторил Реймонд, как в старые добрые времена. Es war unglaublich!
Приятно, что зал «Вольты» собрал немало народу, и публика реагировала на выступление артистов живо и активно – и хлопала, и дружно скакала под ритмичную “Machine”, и даже пела вместе с Лив нетленные строки “Use me, I’m cheap to rent”.
Вообще, минувший концерт был для меня не заурядным прослушиванием любимой музыки, исполняемой любимыми вокалистами. В большей степени он оказался вечером ностальгии, воспоминаний, каких-то даже личных глубоких эмоций и переживаний. Я сидела там, в полумраке вольтовских «випов», смотрела на Лив и Реймонда на сцене, невольно отмечая то, как сильно они изменились за эти 20 лет с момента зарождения «Театра». Постаревшие, многое пережившие, со следами жизненного опыта, шрамов, утрат, взаимных обид, взаимных прощений, осознаний, просветлений, возвращений… Совсем другие, но и 20 лет спустя поющие «Танец теней» все так же искренне, как тогда, когда деревья были большими, Реймонд длинноволосым, а Лив пухлой и практически БДСМной по аутфиту.
И вот, глядя на них и слушая их, по-прежнему живущих тем, что они исполняют, по-прежнему (по крайней мере, на публику) глядящих друг на друга с нежностью, я почти физически ощутила и осознала, сколько песчинок проскользнуло в узенькое горлышко песочных часов не только их жизни, но и моей собственной. И сколько всего было за эти годы, и сколько связано, в том числе, с этой музыкой и этими песнями. Под музыку Лив и Раймонда перед моими глазами всплывали зарисовки из прошлого.
Вот я морозным зимним вечером еду на троллейбусе из универа, мне безумного холодно, а окна троллейбуса покрыты толстым слоем инея. Я тру пальцами кристаллики льда на стекле, чтобы иметь возможность видеть в окошко хоть что-то и не пропустить свою остановку. И единственное, что согревает меня там, — это (внезапно!) звучащая из кабинки водителя песня «Театра» “Aoede” (вот какой вещицы мне вчера не хватило в сет-листе, да!).
А вот я на «Горбушке» трачу свою первую зарплату, покупая любимый альбом “Aegis” с шикарной красной розой на обложке, который до того момента у меня был только на старой кассете…
Да что тут сказать? Вчера для меня это был особенный концерт, как ни крути. И я очень благодарна и Лив, и Реймонду, и организаторам за то, что в этот вечер музыканты подарили мне настоящее богатство: песни-сокровища, песни-драгоценности из репертуара «Театра Трагедии». Впрочем, и сольные вещи Лив я приняла с благодарностью.
И вот что я еще усвоила вчера. Не в обиду замечательной Лив, но вся эта муть от Leaves’ Eyes с рагнарёками, драккарами, викингами и винладном не стоит и одной нотки практически любой из песен «Театра Трагедии». Для меня это явления несопоставимые. И я была бы очень рада, если бы подобный концертный тур с Лив и Реймондом оказался не чем-то из ряда вон выходящим, а предтечей реюниона поистине культовой группы. Потому что я, как говорится, «хочу, чтобы бабушка напоила меня теплым молочком и повела в садик, а не вот это вот всё…» (где «бабушка» = «Лив», «теплое молочко и садик» = «Театр Трагедии», а «вот это вот всё» = «Leaves Eyes и сольное творчество Лив»).
Ну а завершился вечер ещё одним маленьким счастьем: несмотря на внушительное количество желающих, мне удалость достояться до автографа Лив и получить, помимо него, возможность передать ей привет от широкой аудитории MetalGossip, пожать руку и сердечно поблагодарить её и Реймонда за подаренное всем нам счастье увидеть и услышать их вместе.
Сет-лист:
- Vervain
- Venus
- A Hamlet for a Slothful Vassal
- My Wilderness
- Paris Paris
- Cassandra
- On Whom the Moon Doth Shine
- Image
- Panic
- Let You Down
- Siren
- Machine
- Black as the Devil Painteth
- Commute
- Love Decay
- Der Tanz Der Schatten