Этой осенью мы будем наблюдать появление абсолютно нового имени на рок и метал – сцене. Финский музыкант, вокалист и продюсер Jay Ray выпускает свой дебютный альбом «Self-Resonance». Релиз обещает вписать имя артиста в историю музыки, а нам выпал шанс поговорить с Джеем о мечтах, жертвах во имя музыки и работе с легендарным Марко Сааресто (Poets of the Fall).
Photo by Juuso Raeniemi
MG: Привет, Джей! Прежде всего хотела бы поздравить тебя с окончанием работы над твоим дебютным альбомом “Self-Resonance”, который увидит свет уже совсем скоро! Пожалуйста, расскажи нам о нём (об истории создания, написании музыки, лирики и так далее)?
Джей: Привет! Спасибо! Да, это был по-настоящему долгий путь. Вообще-то, я начал писать альбом ещё в 2012 году (как раз в том же году я начал свою сольную карьеру), но в жизни события не всегда развиваются так, как ты планируешь. Создание альбома в одиночку – это тяжелый процесс. Можно подумать, что это удобно, но это не так. Весь процесс сочинения музыки и текстов, записи инструментов и вокала, микширования, сведения очень долгий и изнуряющий. Это всё заняло очень много времени, но я счастлив, что у меня получилось наконец закончить альбом!
MG: А что насчёт названия полноформатника? Что оно для тебя значит?
Джей: Лично для меня оно о том моменте, когда ты выходишь из «крысиных бегов» и настраиваешь себя на создание музыки без каких-либо отвлекающих моментов. Оно об абстрагировании от шума вокруг, который сдерживает тебя от того, чтобы ты был самим собой. Жизнь – это дар, и следование своим мечтам – это отличный способ выразить свою благодарность. Это тот момент, когда пробуждается твоя душа.
MG: Насколько я могу судить по уже вышедшим синглам (“137”, “Striven”) и превью, твоя музыка – это смесь нескольких жанров и подходов. Так как бы ты сам описал стиль “Self-Resonance”?
Джей: Я думаю, это смесь жанров и стилей, которые я сам люблю – оркестровый / электронный рок и метал, которые объединяются с элементами из разных жанров, таких как хип-хоп. Я всегда стремлюсь к тому, чтобы создать нечто свежее и креативное в своей музыке.
MG: Ты используешь разные техники вокала, и это довольно сложно, особенно комбинируя чистый вокал с гроулом и/или скримом. Как тебе это удаётся? Ты когда-нибудь где-нибудь учился или освоил пение самостоятельно?
Джей: Для партий скрима я использую технику, которую я открыл для себя по ошибке. Однажды я записывал партию скрима, и вдруг обнаружил, как можно работать с гортанным звуком. На самом деле, у скрима звук ниже, чем у чистого вокала. Это, по сути, шипящий звук, исходящий из горла. Сложно это объяснить, вообще-то. Я брал классические вокальные уроки несколько лет назад, но большей части того, что я умею, я научился практикуясь самостоятельно. Попытка и ошибка – это определённо мой путь. А ещё я многому научился у Марко (Марко Сааресто, вокалист группы Poets of the Fall — прим. интервьюера) в течение записи вокала! Он – потрясающий певец (улыбается).
MG: Мы так ждали сингла “Striven” – твоей совместной работы с Марко. Мы жаждем подробностей вашего сотрудничества: как всё случилось, почему ты выбрал именно эту песню для дуэта?
Джей: Poets of the Fall всегда была моей самой любимой финской группой. В течение пары лет я отправлял свои видео и демо-записи Олли (Олли Тукиайнен, гитарист группы Poets of the Fall — прим. интервьюера), чтобы узнать его мнение и получить оценку своего творчества. Он всегда был в курсе того, над чем я работаю, и в прошлом году я решил спросить, было бы Марко интересно записать со мной одну из моих песен. Я ждал ответа как маленький ребёнок, я даже спать не мог! Когда я наконец получил ответ, я был и шокирован, и счастлив одновременно.
Потом, прошлой весной, мы начали работать над песней. Когда я отправил Олли и Марко песню, я был очень рад, услышав, что Марко настолько понравилась “Striven”, что она играла у него в голове на протяжении многих недель.
Саму песню я специально написал так, чтобы она идеально подходила голосу Марко.
Photo by Pia Vainio
MG: Переходя к материальному аспекту музыки, как инди-артист, скажи, что ты думаешь о краудфандинге? Ты когда-нибудь задумывался о том, чтобы использовать этот метод для выпуска альбома или съёмок видео?
Джей: Краудфандинг – это здорово. У меня, кстати, была страница на Patreon (краудфандинговая платформа – прим. интервьюера), и она до сих пор есть, однако поначалу это не работало для меня. Я считаю, что мне нужно просто привлечь больше слушателей своей музыкой, и тогда, на мой взгляд, этот механизм будет работать лучше.
Но у меня много планов на будущее.
MG: Что касается лично тебя, откуда ты обычно черпаешь вдохновение?
Джей: Жизнь в целом – источник вдохновения. Большинство моих песен – это истории из моей жизни. Я использую музыку, чтобы направить всё отчаяние и негативную энергию в нужное русло и превратить эти эмоции в песни, которые, в свою очередь, несут позитивную энергию.
MG: Джей, каких музыкантов ты бы мог назвать “примером” для себя? И какую музыку в целом ты сам слушаешь?
Джей: Существует не так много альбомов, которые я мог бы назвать “шедеврами”. Я имею в виду альбомы, где каждая песня – хит, но несомненно мой самый любимый альбом всех времён – это Linkin Park «Hybrid Theory». Именно этот альбом я считаю шедевром, который никогда не потеряет актуальности. Linkin Park также является моей любимой группой, а Честер (Честер Беннингтон, вокалист группы Linkin Park – прим. интервьюера) – это мой любимый певец.
Я ни коем образом не собираюсь копировать Linkin Park, но, естественно, их музыка оказала адекватное влияние на мою.
Смешно, но существует не так много исполнителей, которые мне по-настоящему нравятся.
MG: Насколько я знаю, ты ещё и продюсер. Как эта твоя профессия взаимодействует с профессией музыканта? Ты чувствуешь разницу между продюсированием чьей-то музыки и своей?
Джей: Несколько лет назад я работал и с другими музыкантами. Я продюсировал, работал над записью вокала и композиций, микшированием материала других групп. Я очень быстро понял, что, на самом деле, это не делает меня счастливым. Единственное, что радует меня — это работа над собственным материалом. А ещё работа с другими артистами отнимала много времени и сил, которые я хотел тратить на собственную карьеру.
Photo by Juuso Raeniemi
MG: У профессии музыканта много как преимуществ, так и недостатков. Помнишь ли ты, как сделал этот выбор? Поддержали ли тебя твои друзья и семья в этом решении, или ты столкнулся с какими-то трудностями?
Джей: Тогда, в 2012-ом году, я решился на перемены. Я ушёл с работы, продал дом, новую машину и переехал в очень маленькое складское помещение на окраине города, чтобы свести свои расходы к минимуму. Моей семье идея не понравилась, но я могу понять их опасения. У меня не было другого пути, можно сказать, для меня это было решением “добейся или умри”.
MG: Мог бы ты рассказать нам, как ты обычно отдыхаешь? Ты чем-то ещё занимаешься, помимо музыки?
Джей: Было практически невозможно расслабиться, пока я не завершил альбом, просто потому что мысли о нём не покидали меня ни на секунду. Если у меня есть свободное время, я обязательно отправляюсь на рыбалку. Я так люблю это занятие, что я даже дважды принимал участие в Национальном Чемпионате Финляндии и оба раза выиграл.
MG: Говоря о планах на будущее, чего нам можно ожидать от тебя в ближайшее время, после выхода “Self-Resonance”?
Джей: Сейчас очень волнующее время для меня. Всё будет зависеть от реакции слушателей. Поклонники обладают силой, которая может поднять всё это на новый уровень. Я бы очень хотел поблагодарить каждого, кто всё это время поддерживал меня!
MG: Джей, огромное спасибо за интервью! Спасибо тебе за твою музыку и продолжай в том же духе!
Корреспондент MetalGossip: Жанна Садовская