Меню
О Нас
Nightwish — Human :||: Nature
Рецензия на новый альбом
Рецензии
08 апреля, 2020г.
Lily Scarlet

Nightwish – «Human :||: Nature»

 4/10

Так уж заведено, что от состоявшихся и утвердившихся личностей мы всегда ожидаем большего с каждым разом. Именитые артисты не исключение, особенно если это столпы целого музыкального направления, коими и являются финны Nightwish. Окрыленные условно легким преодолением очередного кризиса, связанного с внезапной сменой вокалистки, группа очень быстро засела за написание нового материала и выпустила весной 2015-го неоднозначный и слабый «Endless Forms Most Beautiful». Многие сетовали на обилие самоповторов, преобладание фолк-составляющей и общее упрощение самой музыки. Разочаровала и главная «находка» в лице Флор Янсен, продемонстрировавшей весьма посредственную вокальную работу. Но все это не помешало Nightwish остаться на плаву и после всех гастролей начать сочинять новый альбом, который в итоге получил название «Human :||: Nature».

Прежде всего, стоит сказать, что новый альбом является прямым продолжением «Endless Forms Most Beautiful», как музыкально, так и концептуально. Как и в случае с предшественником, на «Human :||: Nature» перекочевали самоповторы, с той поправкой, что в теперь их в два раза больше. В основном, они вертятся вокруг мотивов с прошлого альбома, но нашлось место и более раннему творчеству, так например, мотив «Noise» ненавязчиво вертится вокруг «Storytime». При этом нашлось место и «The Greatest Show on Earth», и «My Walden», а в куплетах «How’s the Heart?» отчетливо слышатся отголоски «Our Decades In The Sun». Но если бы все ограничилось цитированием собственного творчества: неприятным сюрпризом оказались заимствования у других. Так, начало «Music» чем-то напоминает творчество Вангелиса, в то время как «Noise» — местами один в один заглавная тема из «Игры Престолов» Рамина Джавади, «Pan» наводит на мысли о творчестве «Epica», а концовка «Shoemaker» так вообще явная отсылка к творчеству Эммы Шаплин (только с плохим вокалом). Да и в целом без этих нюансов музыка стала какой-то… предсказуемой, что ли? Складывается впечатление, что все это уже где-то слышали. Словно все было сделано по определенному шаблону, где шаг вправо, шаг влево – и уже все развалится. Еще больше проявилась «саундтречность» самой музыки. Да, Туомас Холопайнен всегда говорил, что его вдохновляет музыка из кинофильмов, но ее влияние на творчество финского мастермайнда стало неоправданно огромным.

Следующий негативный момент — все то же обилие фолка, которое, словно спрут, все больше и больше «обвивает» музыку Nightwish. Все хорошо, что хорошо в меру, но в данном случае это уже явный перебор. Понятно, что нужно как-то оправдывать наличие (лишнего) участника в лице Троя Донокли, но беда в том, что Nightwish и фолк совершенно не сочетаются. По крайней мере, если этот самый фолк представлен кельтскими мотивами. И несмотря на то, что на «Human :||: Nature» дудок, волынок и прочего несколько меньше, оные все еще достаточно заметны, чтобы продолжать раздражать. Но не опостылевшей джигой единой — на композиции «Tribal» Туомас решил позаигрывать с ближневосточными и африканскими мотивами. Интересную задумку подвела реализация. С подобного рода музыкой надо уметь работать, особенно если речь идет о трайбл-музыке. Недостаточно просто взять и имплементировать ее в свое творчество, это нужно сделать так, чтобы у слушателя это не вызывало справедливого недоумения. Увы, но в данном случае шалость не удалась.

А теперь о наболевшем – о вокале. Флор Янсен уже давно доказала, что является самой слабой вокалисткой Nightwish. «Human :||: Nature» это лишний раз подтвердил. Вокал голландской певицы выступает той самой деталью, которая делает неутешительную картину еще более удручающей: Флор звучит безлико и неуместно. Все попытки в разнообразие и разноплановость разбиваются об уже изрядно ограниченные вокальные возможности. Сам по себе голос стал еще более сиплым и просевшим, отчего складывается впечатление, что певица не попадает в ноты. Верхний регистр звучит слабо и натужно, а местами – пискляво («Music», «How’s The Heart»?). Так называемый «оперный вокал» также, мягко говоря, не идеален. Навыков в искусстве классического пения у Флор недостаточно, посему в концовке «Shoemaker» она звучит как аматорша. Не обошлось и без рыков и хрипа, таких привычных нынешней манере пения Янсен -своей неуместностью они «украсили» и без того не самую удачную «Tribal». Эмоциональная сторона также оставляет желать лучшего: в отличие от «Endless Forms Most Beautiful», Янсен уже даже не пытается изобразить хоть какое-то подобие чувств. Особенно это слышно в «Procession», где основная ставка и должна делаться именно на эмоции. Флор же звучит безжизненно и механически с первой по последнюю ноту, и подобная ситуация наблюдается на всех без исключения песнях. Сложив все вместе, можно сказать, что Флор Янсен не смотрится профессионалом, по крайней мере, в контексте Nightwish. Ведь в чем заключается профессионализм? Это не только сами навыки, но совокупность ряда моментов, одним из главных является непосредственно само отношение к выполняемой работе. А с этим у Флор проблемы: ей чужда эта музыка, смыслы, которые вложены в тексты песен. Nightwish для нее всего лишь инструмент, нечто, что тешит ее самолюбие и приносит стабильный доход. Как бы громко это ни звучало, но, наверное, альбом смотрелся бы процентов эдак на сорок привлекательней, спой бы на нем другая вокалистка с куда более подходящими голосом и техникой. Ведь как показывает практика, даже самую посредственную музыку могут вывезти хороший голос и мастерство. Ярким примером является Эммануэль Зольдан (Sirenia), которая смогла украсить и разнообразить своим голосом далеко не самую выдающуюся музыку. Именно ее вокальная работа заставляет забыть о всех многочисленных проблемах исполняемого ею материла. Вот такой подход с уверенностью можно назвать профессионализмом.

Неоднозначной можно назвать и саму атмосферу «Human :||: Nature». Опять же, в плане концепции: спеть о человечестве, его эволюции и жизни – это хорошая задумка, но подкачала реализация. Все смотрится каким-то поверхностным и несерьезным. Можно даже сказать, инфантильным в некотором роде. Несмотря на то, что «Human :||: Nature» выглядит как очередной саундтрек, эта «кинолента» напрочь лишена красок. Мелодии абсолютно не запоминаются, и даже те слабые отголоски, которые по счастливой случайности остались в голове после прослушивания, быстро выветриваются из памяти. В свое время Флор истерично доказывала, что, дескать, одного-двух раз мало, чтобы расслушать альбом. Да, действительно, есть работы, которые нужно послушать не один раз, чтобы полностью их понять. Но здесь и ста раз не хватит. Не потому, что в «Human :||: Nature» что-то спрятано, а потому что искать по большому счету тут нечего. Песни не заставляют сердце замирать, но и негодования они не вызывают. Альбом не вызывает ровным счетом ничего. Эта музыка оставляет равнодушной, сколько раз ее не слушай. А не это ли самое страшное для творца?

О втором диске сказать нечего, от слова совсем. Получасовая инструментальная композиция, которая разделена на восемь частей и на двух из них засветилась британская актриса Джералдин Джонс, и собственно все. Вторая часть «Human :||: Nature» не представляет особой ценности. Непонятно и ее назначение. Разве что, увеличить общий хронометраж.

А что же в итоге? А в итоге все очень грустно. От былого Nightwish практически не осталось и следа. Вялые проблески в лице «How’s The Heart?» и «Endlessness» положение не спасают. Да, вполне возможно, что этот альбом мог бы быть хорошим, если бы не многие «если». К сожалению, в этот раз минусы перевешивают, и существенно. «Золотое будущее», которое так пророчил немецкий Metal Hammer в свое время, обернулось серостью и безликостью. Если нынешний музыкальный вектор коллектива — это новый путь, то ведет он в никуда.

Lily Scarlet
Lily Scarlet
Автор публикации
все записи автора