Меню
О Нас
Nightwish — «Endless Forms Most Beautiful»
От Диснея к Дарвину
Рецензии
09 апреля, 2015г.
MetalBonobo

27 марта вышел восьмой студийный альбом Nightwish под названием «Endless Forms Most Beautiful». И вот, по мере прослушивания у меня сформировалось моё скромное субъективное мнение, которым мне не терпится поделиться со всеми, кому оно интересно, и даже с теми, кому на него плевать, — на то оно и скромное мнение.

 Фото: Вилле Йууриккала

Выход альбома Nightwish «Endless Forms Most Beautiful» поднял вокруг себя много шума: новая вокалистка в лице известной среди любителей жанра Флор Янсен, болезнь Юкки Невалайнена, которая не позволила ему принимать участие в записи нового альбома и последующем туре, участие в записи Ричарда Докинза, вызвавшее негативную реакцию со стороны верующих поклонников группы, реакция группы и менеджмента Nightwish на утечку сингла Élan в сеть, утечка всего альбома за десять дней до релиза. Ну, и про трейлеры к альбому, чьё количество превышает число песен на альбоме (на данный момент их пятнадцать; может, будет больше), тоже забывать не будем.

Нельзя не упомянуть и тизер в виде мерча с надписью «Find the Origin» и изображением аммонита. Ожидали и строки в песне, и название самой песни, и сингл, и даже – сам альбом. Однако фраза оказалась скорее тизером к игре «Угадай мелодию», нежели к эволюционной тематике альбома, поскольку многие поклонники отметили самоплагиат Туомаса в новых песнях. Хотя опять же, тут всё зависит от того, как посмотреть на ситуацию: можно это назвать «самоплагиатом», а можно подойти к ситуации с более позитивной стороны и назвать схожие с предшественниками песни «pure Nightwish», как это и сделал Туомас в потрековом разборе альбома.

Лично я больше придерживаюсь второго варианта, поскольку, не смотря на периодически возникающее ощущение дежавю в отдельных песнях, я получила удовольствие от прослушивания альбома.

А аммониты… Ну, в буклете они появляются часто, а в самих песнях упоминаний о них нет. Кстати, буклет сам по себе очень красивый. Ирбук – вообще выглядит очень «вкусно». Хотя, конечно, такой «буклетик» в виду его размера и веса в кило триста с собой на концерт ради автографов не потащишь. Но всем коллекционерам советую. Арты для альбома делал старый знакомый группы Toxic Angel. Фотосет группы (автор: Вилле Аксели Йууриккала) для этого альбома далеко не самый удачный, но общего впечатления от оформления альбома он совершенно не портит.

В общем, представляю вам свой потрековый разбор нового альбома Nightwish.

Shudder Before the Beautiful

Драйвовая песня, ставшая смесью альбомов Once процентов на 90 и Oceanborn где-то на 7. Гитарное соло отчётливо делает отсылку к старому Nightwish. В оставшиеся три процента я включю Флор, Докинза и текст. Кстати о тексте: он сумбурен как незнамо что. Туомас, конечно, не Шекспир, но эти «Awake, Oceanborn…», «Cathedral of green», «Imagination! Evolution!»… Это что вообще, научная тематика? %)

Однако должна признать, что в песне есть космическое настроение. И меня оно очень сильно зацепило… Но в данном случае в текст я предпочитаю не вслушиваться. 😀 Песня цепляет и потом не выходит из головы. Впервые её услышав я не переставала поражаться, как синглом сделали скромную Élan, вызвавшую столь смешанные отзывы, когда есть такая бомба. Да, вызывающая флэшбэки, но бомба.

Предполагаю, что именно эта песня будет открывать концерт.

Weak Fantasy

Песня о том, до какого маразма может довести религия. Как я понимаю, одна из тех песен, которые Туомас включает в категорию «Food for thought». Вот так: сначала песни про Гефсиманские сады и Ангелов, а теперь — получайте. После всех этих около-религиозных тем «Weak Fantasy» очень сильно выбивается из того, что группа выдавала раньше. Да и даже на самом «Endless Forms…» позже можно услышать и про ковчег, и про Еву. Как я понимаю, Докинз своё дело с мозгами Туомаса сделал.

А сама музыка ещё и приправлена восточным колоритом. Настрой у песни очень агрессивный, но завораживающий. У меня она, в итоге, вошла в список любимых.

Élan

Первый сингл с альбома. Песня, слитая в сеть раньше назначенного времени и вызвавшая массу негативных реакций: как у поклонников на скучное звучание, так и у группы – на преждевременную утечку. Песня, на которую сделали пафосный клип с известными финскими актёрами и жутким фоном звёздного неба.

Сколько шума было, когда эта песня оказалась в свободном доступе раньше времени! Что перлы от менеджмента группы в фейсбуке, которые сначала выложили скрин с именем девушки, опубликовавшей у себя на странице ссылку на скачивание Élan’а, что последовавшее заявление БОЛЬШИМИ БУКВАМИ, что никакой кибер-буллинг они провоцировать не хотели, но лишь «оповестить людей, чтобы они не скачивали сингл». Флор тоже отожгла (и после продолжала отжигать в различных интервью) о том, какое преступление совершили те, кто слил сингл в сеть, какие неистинные фанаты и как злоумышленники «уничтожили магию», которую создала их «грандиозная пиар-кампания».

Кстати, спасибо группе за то, что уведомили всех об утечке сингла. Без их наводки мы бы раньше времени и не послушали.

Песня сама по себе, на мой скромный вкус, пресная. Из всего альбома я считаю её одной из самых слабых. Не знаю, почему Трой так настаивал на том, чтобы сделать её синглом. Если это из-за большого количества дудок, (которые эту песню, кстати, нифига не красят), то и в этом случае на альбоме имеется вариант получше.

В контексте альбома после двух тяжёлых песен она выглядит куда выигрышнее, чем сама по себе. Даёт некоторую возможность выдохнуть; она лёгонькая про то, что жить никогда не поздно. (И почему-то, об этом мы узнаём от «нарцисса» — который цветок, из «записей в садовой книжке» и от «прилежных мышек». Холопус, что ты куришь?!)

Yours Is an Empty Hope

Такое ощущение, что Холопайнен взял «Dark Chest of Wonders» и «Master Passion Greed», сделал копипасту, смешал вместе проигрыши из «Scaretale» и «Song of Myself», записал хрипящую Флор — и вуа ля — песня готова! На мой взгляд, самая неудачная песня на альбоме. Более того, мне непонятна причина её наличия на альбоме. Ни к эволюции, ни к какой-либо «красоте мира» или науке она, судя по тексту, отношения не имеет. В потрековом обзоре песен Туомас тоже ничего про эту песню не сказал, так что остаётся только гадать. К тому же, из-за лимита на продолжительность альбома на него не попала песня “Sagan”, которая, как я считаю, куда более гармонично вписывается во всю тематику «Endless Forms…».

Ходят, конечно, по интернету слухи, что это новая «Bye Bye Beautiful» для Анетт, а то и вообще — заранее приготовленный подарок Тарье на десятилетнюю годовщину. Однако если верить утверждению Туомаса о своём «непрофессиональном поведении» в адрес Тарьи десять лет назад, то было бы очень странным с его стороны написать ещё одну песню в подобном ключе.

На оффоруме я натыкалась на другую версию: что это песня о кибер-буллинге и посвящается всем троллям, которые не могут найти интернету более достойное применение. Интересная версия; однако откуда она взялась, я выяснить не смогла.

В итоге, эта песня мне непонятна и удовольствия не приносит. Она неплохо звучит при прослушивании всего альбома целиком, но специально включить её у меня нет никакого желания. А такое откровенное сдирание собственного материала выглядит совсем тоскливо.

Я надеюсь, что Nightwish не будут включать эту песню в сет-лист, или если будут, то хотя бы тогда не будут исполнять «Dark Chest of Wonders», иначе будет полный фейл.

Our Decades in the Sun

Единственная баллада на альбоме, посвящённая любви к родителям. Начинается с детского хора, а заканчивается — распевками Марко и Флор на, опять же, восточный манер, которого не было в начале песни, но проявившийся в конце в полной мере. Должна признаться, что Флор смогла выдавить из меня скупую херковую слезу. Мне неясно, откуда у Туомаса такая грустная тема про родителей, поскольку текст выглядит ка некоторое… прощание. Но тут уж никто не поймёт, что у него в голове, пока он сам не скажет.

Сама песня очень красива. Тут даже и сказать нечего.

My Walden

Песня в духе «Last of the Wilds» и «I Want My Tears Back». Видимо, Туомас вошёл во вкус делать по кельтской песенке за альбом; и ему это пока ещё не надоело.

Начинается с того, что Трой поёт на валлийском языке. Лично я очень опасалась того, что Трою дадут слишком много петь, поскольку в песне «The Crow, the Owl and the Dove» с предыдущего альбома «Imaginaerum» его голос меня раздражает на столько, что в плеере у меня демка, где его нет, а не альбомная версия. Но в этой песне он вписался лучше некуда; и голос звучит очень гармонично и бархатно.

Концовка песни… Да, она танцевальная и заводная, но только такое ощущение, что писал её не Туомас Холопайнен, а Кригель Гланцманн. Облегчённый вариант Eluveitie — не иначе!

Endless Forms Most Beautiful

Заглавный трек альбома и одна из самых тяжёлых песен. В первое прослушивание была мной отмечена как приятная песня, но сильно на альбоме не выделяющаяся. Однако сейчас она для меня одна из самых удачных. Заводная, запоминающаяся и хорошо раскрывающая суть этого альбома: «Взгляните на это Бесконечное число самых прекрасных и самых изумительных форм (с) и поймёте, как прекрасен этот мир». Да, чего-то сильно научного, кроме вырванной из контекста цитаты Дарвина, тут нет. Но с другой стороны, было наивным ожидать что-то более конкретное и революционное после девятнадцати лет с песнями о сказках.

Тем не менее, у меня эта песня одна из любимых на альбоме. И должна заметить, что этот трек, в отличие от остальных, не вызывает у меня никаких ассоциаций или флэшбэков при прослушивании.

Страницы буклета

Edema Ruh

Как бы Туомас не хотел записать «научный альбом», без хотя бы одной фентезийной песни Nightwish был бы не Nightwish. Эдема Ру — это выдуманный народ из серии книг «Хроника Убийства Короля» американского писателя Патрика Рофусса. Известны тем, что являются странствующими музыкантами.

Сам Патрик полагал, что «работа симфо-метал группы, участники которой читают фентези и выбрали названием альбома цитату из Дарвина, будет несколько сумасшедшей.» Однако если сумасшедшими можно назвать остальные песни с претензией на научность, то эта песня – ни что иное, как гармоничный Старый Добрый Nightwish.

Изначально Холопайнен хотел именно её выпустить первым синглом, но Трой его отговорил. Так вот, что я хочу сказать: «Туомас, в следующий раз будь тираном и деспотом и выбирай песню для сингла сам!»

В этой песне Туомас ассоциирует свою группу с Эдемой Ру. И на мой взгляд, это — прекрасный гимн для Nightwish. «Мы — Эдема Ру».

Также это вторая песня, на которой мы слышим голос Троя.

Музыка с самого начала напоминает «Come Cover Me», а с началом пения Троя начинается «Last of the Wilds». Последние моменты песни — вообще точь в точь.

Alpenglow

Про эту песню я слышала разные версии: одни слышат в ней Ever Dream, другие — Ghost Love Score. Я не слышу ни одну из них… Но зато отчётливо замечаю основной мотив Bye Bye Beautiful вначале! 😀

Тем не менее, песня стала моим фаворитом. И да, со всеми сходствами эта песня, на мой взгляд, — самый настоящий «pure Nightwish» (с) Туомас.

Eyes of Sharbat Gula

Очередная инструменталка группы. Неуверена, насколько музыка передаёт тему «Дети во время войны», которую хотел затронуть Туомас. Мелодия приятная, несколько медитативная, если можно так назвать музыку, — деликатная. Опять же, с восточным мотивом, что в данной композиции логично, учитывая, что она про глаза афганской девочки.

Основной ритм мне напоминает композицию «I Have to Let You Go» из «Imaginaerum Score», которую Петри Аланко сделал из песни «Last Ride of the Day».

The Greatest Show on Earth

Эпик этого альбома; и самая долгая песня Nightwish за их историю — 24 минуты. И ведь это не предел: по первоначальному замыслу Туомас планировал трек длиной в 35 минут. Ясное дело, что история естественного отбора, начиная с самого появления Земли, — процесс, длившийся примерно четыре с половиной миллиарда лет; и уместить его весь в одну песню — задача не из лёгких. Но люди столько не живут. %)

Вдохновлена песня одноимённой книгой Ричарда Докинза «Самое грандиозное шоу на Земле: Доказательства эволюции». Из неё же мы и слышим цитаты, зачитываемые Докинзом. А также цитату из книги «Происхождение видов путём естественного отбора» Чарльза Дарвина, из которой как раз взято название альбома.

При первом прослушивании без текста эти двадцать четыре минуты показались очень монотонными и ощущались скорее раздробленными кусками, нежели целой песней. Оценить трек мне удалось только вместе с текстом перед глазами.

Начинается всё со вступления на пианино, которое задаёт ритм всем следующим двадцати четырём минутам. И вот наступает единственный и недолгий момент, когда мы слышим академ Флор, звучащий очень ненавязчиво и красиво. Должна сказать, что в этой песне у меня к голосу Флор не было вообще никаких претензий в отличие от большинства песен на альбоме. Не было ощущения ни слишком слабого, ни слишком сипящего, ни слишком рычащего голоса. На мой вкус, тут везде всё было в тему.

Очень приятен тембр голоса и у Докинза. Он прекрасный рассказчик; читает очень выразительно.

В песне четыре части, и только в двух из них группа принимает активное участие: «Life» и «Toolmaker». Думаю, их мы и услышим на концертах. Мне любопытно, как их обыграют. В части «Life» всё хорошо, но это «The tapestry of chemistry»… Гениальная рифма, да? 😀

Между этими частями есть интерлюдия со звуками животных, которая меня, честно говоря, выбивает из колеи. Это затишье между «Life» и «Toolmaker», на мой взгляд, можно было оставить и без этих собак, обезьян, слонов и свиней — музыка сама по себе там вполне самодостаточна.

Затем начинается часть «Toolmaker», в которой мы снова слышим Марко, чему я была очень рада. В этой части тоже есть пауза, которую можно назвать «эволюцией музыки». Вот эта интерлюдия, по мне, так очень удачная; и она с разгону продолжает песню «Man, he took his time in the sun / Had a dream to understand / A single grain of sand». Это круто; очень круто. Меня пробрало до мурашек.

Затем мы снова слышим Докинза, а после него — море, чайки и киты, что слушать приятно, но никак не в плеере на ходу с кучей посторонних шумов.

Итак, мне эпик понравился, но как я считаю, он требует определённого настроя, обстановки и времени. Просто так его не включишь. А учитывая, что по замыслу Туомаса это — самый главный трек на альбоме, а остальные песни — «лишь введение», это несколько печально.

Не знаю, на какое место среди всех найтовских эпиков я бы поставила этот, но мою любимую “Beauty of the Beast” он не переплюнул.

У меня есть желание, чтобы помимо этой версии существовала ещё и версия «band only», завершающаяся словами «We were here». Это бы было для меня идеально.

 Фото: Вилле Йууриккала

В итоге, что я отметила на альбоме:

— Самоплагиат или «Возвращение к истокам» — тут уже каждый сам волен выбирать, как относиться к столь очевидному музыкальному сходству песен EFMB с более ранними песнями группы.

— Не будь столько шумихи вокруг альбома с заявлениями, что этот альбом – новое слово в мире музыки, его бы приняли куда радушнее и ко всем «возвращениям к истокам» были бы на много снисходительнее.

— На протяжении всего альбома тут и там мне слышались восточные мотивы. Это не плохо, но немного непонятно, зачем; что именно Туомас хотел этим показать.

— Марко мне до неприличия мало. Его вокальные партии есть только на “Weak Fantasy” и “The Greatest Show on Earth”. В остальных песнях его можно услышать исключительно на бэк-вокале. Мне, как любителю его голоса, хотелось бы слышать Марко почаще.

— Когда Туомас утверждал, что на альбоме будет меньше оркестра, чем на Imaginaerum, он сильно слукавил. Оркестра на альбоме много. В то время как группы на альбоме не прибавилось; они просто звучат тяжелее, на манер “Once”.

— Создалось впечатление, что слово «beautiful», да и даже целиком сочетание «endless forms most beautiful» повторяется из песни в песню немного слишком часто. Я понимаю, что это — цитата, умные слова Дарвина и все дела, но мне оно как-то слух режет; особенно учитывая, что эта фраза в припевах, которые повторяются по несколько раз за песню.

— Вся научность и эволюция на альбоме уместились в цитаты Докинза и Дарвина, в голос Докинза и в несколько специфических слов, но стоит заменить тиктааликов, Девонское море, LUCA и туманности на Питера Пэна, Средиземье, «Вторую Звезду справа» и Вишмастера, — и сильного отличия новых текстов от старых вы не найдёте.

— Тема альбома, скорее, «Красота жизни», нежели «Эволюция». И если раньше у Nightwish основной посыл был «Как прекрасен воображаемый мир — всем Толкина, Диснея и мифов!», то теперь же она сменилась на «Посмотрите вокруг: этот мир прекрасен; и более того, то, что мы видим — это всего лишь ничтожная часть. Ведь этот мир безумно стар и безумно огромен с бесконечным числом самых прекрасных и самых изумительных форм». А Толкин, Дисней, мифы и религиозные темы сменились на Докинза, Дарвина и утверждения о том, что религия — это жалкая фантазия, которая до добра не доведёт. То есть фантазии сменили на реальность; однако пот тем же соусом под названием “Nightwish”. Хотя Патрик Рофусс во всё это «эволюционное» безумие, всё же, каким-то образом попал.

— Голос Флор: либо надо Туомасу по голове настучать за то, что выбрал самые неинтересные и безжизненные варианты вокала, либо Флор за то, что халтурит, либо Юссиле за то, что свёл чёрт знает как и задвинул голос Флор чёрт знает куда. В половине песен в голове вертелись мысли «Ну, мощи / чувств / эмоций побольше. Хоть чуть-чуть!» Не хватало и умения «рассказывать», которое есть у Анетт. В живую Флор даст жару — я не сомневаюсь; видела, что она может. Но хотелось бы это и в студийке слышать. В том же Ревампе, который я музыкально на дух не переношу, у неё голос обалденный. И я не ожидала, что его можно так запороть. В трейлере она утверждала, что пение на альбоме было для неё настоящим вызовом, с которым ей было интересно справляться. Так вот, на мой взгляд, она не справилась. Где надо было петь нежно, тихо, спокойно, Флор начинает чуть ли не сипеть, а в других моментах – мощи не додаёт.

В первое прослушивание так и подмечаешь, где бы хотелось слышать Флор по-другому, но потом как-то привыкаешь. Насколько я понимаю, песни на этом альбоме для мощного голоса толком и не рассчитаны. И манера пения Флор доказывает давние утверждения Туомаса о том, что мощный голос, тем более — академ, он в Nightwish не видит и не хочет видеть. Ему нужен нежный чувственный голос, что, на мой взгляд, судя по этому альбому, далеко не самая сильная сторона Флор. И в то же время её можно было куда больше раскрыть на альбоме — взять бы тот же эпизод с хором «The Unknown, the Great Show…» в песне «Shudder Before the Beautiful» она могла бы преспокойно спеть, как она спела первую часть эпика. Что мешает? Понятно, хор, лондонский симфонический оркестр — это всё круто. Но сами музыканты в группе тогда зачем? Я более чем уверена, что на концертах Флор будет петь эту часть вместе с хором, как она поёт «Neverland, innocence» в «Storytime». Так почему нельзя было и в студийке дать ей волю?

И таким образом возникает вопрос: зачем же Флор в Nightwish? На мой взгляд, лишь потому, что она для группы удобна. Первое: Флор и парни давно знакомы, у Nightwish и After Forever был совместный тур, по которому товарищи могли судить, что им вместе в турне будет комфортно. Второе: не надо тратить время и силы на прослушивание всех желающих вокалисток — вторая часть Imaginaerum-тура показала, что Флор вполне годно справляется с материалом. Третье: Флор известна и зарекомендовала себя как одну из Истинных метал-Див. Соответственно по уровню её можно преспокойно поставить рядом с Тарьей; и поклонники не будут устраивать столь ярые холиворы, которые были в 2007 году с разговорами, что опять «взяли какую-то левую деваху, которая никогда не сравнится с нашей Богиней». Безусловно, есть недовольные, но их очень мало по сравнению со «старыми добрыми» временами. То есть, Флор для группы действительно удобна: её все знают, она давно знакома с группой, она — Дива и она умеет петь. А вот как она поёт и насколько её манера пения подходит группе — уже не столь важно. Цели раскрыть её голос Туомас перед собой не ставил, но зато поставил перед ней цель подстроиться под то, что хочет он. Думаю, это вокал Флор на альбоме и сгубило.

Даже не знаю, насколько всё сказанное мною выше является положительной или отрицательной рецензией для нового творения Nightwish, но хочу сказать, что не смотря на все сделанные мною выше замечания и на все объективные или субъективные замеченные мною копипасты старых песен, я альбом затёрла до дыр. И возможно всему виной сидящий во мне четырнадцатилетний фанат данного коллектива, но мне альбом понравился. Просто хотелось бы, чтобы дальше таких косяков после таких громких пиар-кампаний не было.

Время покажет. А пока могу только пожелать всем, кому понравился новый альбом, скорейшего объявления дат концертов поближе к их дому, а тем, кого альбом разочаровал, — keep calm and carry on. Непонравившаяся музыка — это ещё не конец Света. 😉

Автор: Екатерина Дис

MetalBonobo
MetalBonobo
Автор публикации
все записи автора