Меню
О Нас
Юбилейный концерт The Gathering
Чувства, эмоции и никаких холиворов
Афиша
23 января, 2015г.
MetalBonobo

Даже даже не хочется вспоминать, сколько нервов было потрачено и сколько волос, вероятно, выпало с моей головы в процессе получения визы, но, хвала Вселенной, я таки получила её на руки, отправилась по ней в Нидерланды и… Все желающие могут, что из этого получилось, ниже (;

«Торжественно клянёмся, что замышляем только шалость» — вероятно, приговаривали участники, бывшие и нынешние, нидерландской группы The Gathering, когда колдовали над планом проведения своих юбилейных шоу.

Группа, образовавшаяся в маленьком городке Осс (немного созвучно с названием всем известной сказочной страны с Изумрудным городом в качестве главной достопримечательности), пережившая несколько, серьёзных и не очень, смен состава, выпустившая альбомы в нескольких музыкальных направлениях, минимум три из которых можно назвать классическими в своём стиле, решила отпраздновать свой немаленький юбилей — 25 лет на сцене. Отпраздновать одновременно и с размахом — пригласив старых участников коллектива, — и не очень — в ещё одном по мировым меркам небольшом нидерландском городке Неймеген, где ныне проживают некоторые участники группы. Билеты на анонсированное шоу были полностью распроданы менее чем через сутки после начала старта продаж (и это почти за полгода до мероприятия!), так что довольно скоро было объявлено ещё одно шоу, которое назначили на тот же день, 9 ноября, только на дневное время.

Итак, кто же из самих The Gathering принял участие в праздновании юбилея?

Рене Руттен – гитарист и основной композитор с основания группы по нынешнее время.
Ханс Руттен — барабанщик с основания группы по нынешнее время.
Франк Буйен — клавишник и второй композитор с основания группы по нынешнее время.
Силье Вергеланд — вокалистка группы начиная с 2008 года и по нынешнее время. 
Барт Смит — вокалист с основания группы по 1993 год.
Марике Грут — вокалистка на альбоме Always… (1992 год).
Аннеке ван Гиерсберген — вокалистка группы с 1994 по 2007 гг.
Хюго Принсен Герлигс — басист с основания группы по 2004 год.
Марьолейн Койман — басистка с 2004 по 2014 гг.
Йелмер Вирсма — гитарист с основания группы по 1997 год.

Мне посчастливилось посетить оба шоу — и дневное, и вечернее. Причем на обоих я заняла весьма выгодные с точки зрения обзора позиции: 3-4 ряд чуть левее от центра сцены на дневном шоу и первый ряд почти чётенько по центру на вечернем. По части задумки, сценария, так сказать, оба концерта были совершенно идентичны, разве что женская часть The Gathering к вечернему шоу приоделась понаряднее. Так что и сказать, какой из этих двух концертов понравился мне больше, я затрудняюсь. Первый безусловно принёс больше эмоций именно за счет новизны и этакого эффекта неожиданности, когда ты ещё не знаешь сет-листа, какие песни, в каком порядке и даже кто конкретно будет исполнять, и в итоге получаешь сюрприз за сюрпризом. Да и сил, безусловно, у тебя ещё больше. Так что тут такие, чисто индивидуальные, субъективные мотивы. Зато второй концерт получился более отлаженным в техническом плане (на первом концерте пару раз вылезли небольшие неполадки со звуком и заставкой на бэкграунде), да и сами музыканты уже чувствовали себя явно увереннее. Особенно это было заметно по Силье и Марике. Первая так и вовсе на первом шоу заметно нервничала, мне даже показалось, что она болеет, т.к. я была и на других концертах The Gathering с ней, и обычно она смотрится на сцене значительно увереннее. Впрочем, впоследствии прекрасная норвежка (по совместительству ещё и именинница — как раз 9 ноября Силье исполнилось ровно 40 лет) таки разошлась. 

Несмотря на крупную цифру в годовщине и солд ауты обоих концертов, атмосфера стояла очень дружеская, свойская и чуть ли не камерная, а теплота взаимоотношений самих музыкантов на сцене и вовсе не вызывала никаких сомнений. 

Барт, который в принципе держался на сцене очень уверенно, как подобает заправскому фронтмену, постоянно всех похлопывал, подбадривал и приобнимал, а уж ширину улыбок, которыми они с Марике обменивались, и вовсе нельзя было ни измерить, ни описать. Франк и Аннеке оба концерта перед песней Paper Waves вызывали Силье на сцену поздравлением с днём рождения, и «Happy birthday, dear Silje» с их подачи пел весь зал. На вечернем концерте Рене ещё очень забавно мешал выйти имениннице на сцену, и она его отпихивала — уйди, мол =D Рене, Франк и Ханс в какой-то момент заслужили отдельного упоминания от согруппников как люди, которые «продержались» в группе все 25 лет, с самого основания и до нынешнего момента. Объятия же (со стороны — очень естественные и нисколько не наигранные) Аннеке и Силье после каждого дуэта, как по мне, достойны отдельного запечатления и использования в качестве иллюстрации к лозунгу «Прекратить холиворы!».

Сет-лист юбилея так или иначе затронул практически все релизы The Gathering (за некоторым исключением), причем музыканты не стали делить программу на сектора в соответствии с отдельными эрами, как многие предполагали, а, словно чтобы в лишний раз подчеркнуть своё единство, перемешали песни разных периодов. 

Выглядил сет-лист следующим образом (с моими комментариями):

1. Saturnine

До сего момента никогда бы не подумала, что этой песней можно концерт _открыть_, однако же сей весьма смелый ход увенчался безоговорочной победой. Один из самых больших хитов группы, уже слышимый нами в нескольких интерпретациях, аранжировках и исполнениях, который здесь и сейчас поют аж четыре вокалиста (строчки в куплетах по очереди, припев вместе) — это не только эффектно, но и по-своему довольно символично.
Силье традиционно (в том смысле, что за ней сей малый грешок именно в этой песне водился и ранее) не то немного попутала, не то специально пропела другие слова в своей партии, что, впрочем, малины не испортило.

2. Strange Machines

Ещё один из самых больших хитов группы, на этот раз уже метал-периода. От самой Аннеке слышать эту песню было довольно привычно, благо, она периодически исполняет её на сольных концертах, а с октября месяца — ещё и на шоу с The Sirens. А вот ребята из The Gathering не трогали эту вещь с самого ухода ван Гиерсберген, так что вдарили на максимуме, и, безусловно, зазвучала песня значительно мощнее, чем в исполнении «посторонних» людей. Изюминки добавило и то, что, помимо самой Аннеке, на сцену в этой песне вышел и Йелмер* — бывший второй гитарист The Gathering, который покинул коллектив после тура в поддержку альбома Nighttime Birds, и классический состав периода «Странных Машин» укомплектовался полностью. 

На Аннеке, пожалуй, всё-таки остановлюсь отдельно: великолепна. Она — именно профессионал и артист, всё с большой буквы. Пусть некоторые «танцевальные пассажи», которыми она обзавелась за последние несколько лет (старые поклонники коллектива помнят, что все 13 лет в составе The Gathering Аннеке пропела возле микрофонной стойки), со стороны смотрятся немного забавно, она безусловно живёт сценой и совершенно естественно да органично на ней смотрится. Даже если она и волновалась, снова выступая с TG спустя 7 лет после своего ухода из группы, по ней это было совершенно не заметно. 

*Немного забегая вперёд скажу, что по смене музыкантов на сцене также можно было предполагать, композиция из какой эры сейчас последует. Если на бас выходит Хуго, первоначальный басист The Gathering — значит, стоит ждать что-то из творчества коллектива по альбом Souvenirs включительно, а если к нему ещё и присоединяется выше обозначенный Йелмер — значит, быть песне из метал-периода группы. Если же выходит Марьолейн, которая сменила Хуго в 2004 году — настраивайся на что-то начиная с альбома Home и дальше.

3. Meltdown

От классики и нетленок резко перешли к материалу последних лет, причем с места в карьер к одной из самых неоднозначных композиций последнего полноформатного альбома Disclosure. На дневном концерте не обошлось без заминок + как я уже писала выше, сказалось некоторое волнение Силье, но вечером песня была полностью реабилитирована.
Из приятных плюсов — на юбилейные шоу был приглашен трубач Ноэль Хофман, чей инструмент также звучал и в оригинальной студийной версии трека, так что на концертах труба играла вполне себе живая. 

4. Nighttime Birds 

Эта песня не звучала на концертах, если не ошибаюсь, с 2004 года, т.е. 9 ноября её сыграли впервые за 10 лет. Да ещё, как и Saturnine, всем «вокальным» составом! Первый большой сюрприз от группы именно в плане сет-листа. Очень люблю эту песню и очень хотела когда-нибудь услышать её вживую, и нисколько не пожалела. До мурашек.

5. The Mirror Waters

Из вокалистов на сцене остался только Барт Смит, значит — быть материалу с дебюта группы, альбома Always… В 2012 году, в честь двадцатилетия этого альбома, The Gathering дали серию концертов классическим «олвейзным» составом, которые имели большой успех, так что сейчас Барту осталось только тот успех закрепить.
И пусть я всё же предпочитаю поздний вариант The Mirror Waters (в исполнении Аннеке с полуакустического концертника Sleepy Buildings – A Semi Acoustic Evening), не могу не признать, что оба раза композицию исполнили просто превосходно.

6. King for a Day

И ещё одна нетленка, и снова — с Always…
К Барту, как и полагалось для исполнения этой песни, присоединилась Марике. Было крайне любопытно, сможет ли она воспроизвести свой легендарный «визг» на высоких нотах в конце композиции… Смогла. И ещё как смогла!!! Любопытно, сколько выпавших челюстей можно было бы найти на полу сразу после…

7. Even the Spirits are Afraid 

От раннего метал-периода перешли к пику экспериментов с трип-хопом и электроникой, и Аннеке вышла петь одну из самых известных песен со знакового Souvenirs. Лично я слышала эту песню в живом исполнении The Gathering с Силье на вокале, слышала в живом исполнении Аннеке с её нынешней концертной группой, но исполнение оригинальным составом затмило всё. Это именно та песня, для создания правильной атмосферы которой очень важно учитывать и бережно относиться к малейшим нюансам как музыки, так и игры голоса, так что, боюсь, справиться с сей задачей изначально могут лишь создатели. 

8. Broken Glass 

И снова композиция с Souvenirs, только теперь уже — один из, не побоюсь этого слова, главных шедевров группы. Мне кажется, каждый раз, когда вживую исполняют эту песню, в особенности тот волшебный финальный проигрыш после слов «through the water», весь мир замирает, чтобы услышать и прочувствовать «бег воды» (именно с этим ассоциируется у меня музыкальная концовка песни). 

9. Heroes for Ghosts

На смену Аннеке пришла Силье, чтобы спеть главный хит совсем поздних ТГ… Если хитом, конечно, можно назвать композицию продолжительностью в почти одиннадцать минут. Heroes for Ghosts — совершенно удивительная песня, «неэпичный эпик», как я её называю, которая (в особенности вживую) прекрасно демонстрирует все достоинства голоса норвежки. Мне кажется, если у кого ещё были придирки к голосу Силье до настоящего момента, после данного номера они должны были полностью развеяться.
Также на этой песне снова вышел трубач Ноэль Хофман.

10. Afterwords

Единственная вещь на концерте с одноимённого EP (трек-лист которого при этом получился длиннее, чем оный у последнего полноформатного альбома) группы, вышедшего год назад. Тогда мы смогли по достоинству оценить чистый (глубокий и будто бархатный) голос Барта в студийке, сейчас же смогли убедиться, что вживую он поёт как минимум не хуже.
Отличие от студийной версии — оттенять Барта осталась Силье.

11. Amity

Лично для меня — второй большой сюрприз от группы именно по части сет-листа. И опять же песня, к которой уже давно не притрагивались на концертах, несмотря на её почти культовый статус. Небольшой трогательный момент: на бэкграунде во время этой песни крупным планом показывали детскую фотографию Ханса и Рене, которая была использована в качестве обложки сингла Amity.

12. On Most Surfaces (Inuït)

Мощнейшая вещь с альбома Nighttime Birds, которую просто не могли обойти на юбилейном шоу. Сперва я слегка удивилась, что Аннеке вышла без гитары, но потом вспомнила, что на сцене же за второго гитариста Йелмер, как в старые-добрые ^^ 
На вечернем концерте не обошлось без небольшого умильного косячка, когда Аннеке забыла вовремя вступить в песню на первом куплете, но общего впечатления это, опять же, не испортило.

13. Paper Waves 

И вот тут реализовалась одна моя (да и, уверена, далеко не только моя) мечта, которая родилась ещё в тот момент, когда я для себя окончательно приняла Силье Вергеланд как вокалистку The Gathering, а именно — дуэт Силье и Аннеке! А заодно все гадающие, как бы материал последних альбомов с Силье звучал в исполнении Аннеке, смогли наконец получить ответ на свой вопрос.
Мой вердикт — Аннеке спеть плохо по умолчанию не может, следовательно — она, как и всегда, была на высоте. И всё же для меня «Бумажные Волны» остались песней Силье. Дуэт же получился просто на «заслушание» и нисколько меня не разочаровал. Вопреки обвинением, что Вергеланд пытается копировать ван Гиерсберген, у них всё же несколько разные и голоса, и манеры исполнения, но вместе они звучат на диво органично и красиво. 

14. All You Are

Единственная вещь на шоу с альбома The West Pole 2009 года и первая песня The Gathering с Силье на вокале, которая в своё время стала доступна. Уже не единожды слышала её на концертах, но здесь она прозвучала как-то особенно бодро и качово.

15. Leaves

Очень символичный переход — от песни с первого альбома группы для одной вокалистки — к песне с первого альбома группы для другой. И опять же дуэт Аннеке и Силье, только на этот раз они в некотором роде поменялись ролями, и начинала голландка. Мне, кстати, очень понравился этот момент: для дуэтов выбрали песни разных периодов, и каждая из певиц смогла проявить себя как в «родной» для себя песне, так и в написанной своей коллегой.
Звучали обе дамы, опять же, очень гармонично и прекрасно дополняли друг друга.
Музыкальный же ряд довольно удачно дополнили трубой всё того же Ноэля.

Ещё перед этой песней Вергеланд и Гиерсберген устроили перекличку «Where are you from», и на отдельных видео можно увидеть, как Аннеке у кого-то у сцены переспрашивает «Russia?». Так вот это мы =D 

16. In Motion I

Ещё одна песня с легендарного Mandylion (позволю себе маааленькую нотку субъективизма: лично я предпочла бы всё-таки вторую часть In Motion), «помогать» Аннеке в которой вышла Марике. Увы, в данном случае это был уже не полноценный дуэт, Грут лишь подпевала ван Гиерсберген в припеве.

17. Travel

Увы, единственный представитель двойного шедевра группы How To Measure A Planet?** на шоу, зато какой! Во всех смыслах этого слова знаковая для группы песня, которую, ко всему прочему, ещё и очень любит публика во всех странах. После прочтения определённого количества отзывов может сложиться впечатление, что треть присутствующих на обоих шоу зрителей пошмыгали носами, прослезились, а то и вовсе расплакались на Travel (и я не стала исключением), что совсем не удивительно, учитывая, какой разряжающий эффект имеет данная композиция, а уж после почти двух часов очень насыщенного и эмоционального концерта разрядка — это как раз то, что уже не просто нужно, а буквально необходимо. 
И, опять же, отдельные строчки песни, в частности, знаменитая «your music was to stay forever» в контексте шоу прозвучали до мурашек уместно и символично. 

Отдельный приступ табуна мурашек вызвало появление в конце песни на сцене всех недостающих до того участников, причем не только вокалистов (Барта, Марике, Силье), но и Йелмера с Марьолейн. Последние вдвоём пристроились к крайнему справу микрофону и вместе со всеми вторили «i wish you knew…». 

**Судя по бумажным сет-листам, перепавшим после шоу зрителям, с HTMAP? планировалась ещё Great Ocean Road, причем «пополам» с Broken Glass, но в итоге её по неизвестным причинам так и не сыграли.

18. Waking Hour

Первая песня «на бис» и… такой неожиданный для меня выбор! И если Travel звучала символично в контексте шоу для всей группы и всех присутствующих, то Waking Hour в контексте шоу оказалась очень символичной персонально для меня. Ибо хоть я и услышала The Gathering впервые в 2003 году, снесло меня с них только в 2006, и в первой моей большой любовью была именно Waking Hour. Так что если этим юбилейным концертам суждено стать последними в истории группы… Одним словом, на дневном концерте я просто ударилась в рёв и отгородилась, дистанцировалась от всего, что происходило вокруг. В моей собственной Вселенной эту песню в тот день исполняли целенаправленно для меня. 

19. I Can See Four Miles 

Одна из мощнейших вещей с Disclosure, исполнять которую вместе с Силье вышла Марике, правда, как и в случае с In Motion I, не в полноценном дуэте, а больше в качестве подпевки.

В финальном инструментальном проигрыше на сцене опять же оказались все присутствующие участники группы, даже те, кто в песне изначально задействован не был: Рене на гитаре и возле терменвокса, вторую гитару взял Йермер и с ещё одной неожиданно вышел трубач Ноэль; Ханс на барабанах, Марьолейн и Хуго на басу, Франк на клавишных; Силье, прекратив петь, перешла за клавишные бок-о-бок с Франком, рядом с ними наводить всякую атмосферную звуковую вкусноту пристроился Барт; для Аннеке вынесли отдельный большой барабан, а Марике просто осталась на сцене, пару раз вступив в общее звуковое полотно своим легендарным высоким «визгом». Никаких слов не хватит, чтобы описать, какая магия лилась в эти минуты со сцены. До этого казалось, что лучше, чем концовкой Travel, завершить шоу невозможно, но The Gathering снова сделали то, что им так хорошо получалось делать все 25 лет своего существования — удивили и прыгнули выше своей головы. 

После вечернего концерта всех музыкантов и вокалистов можно было отловить в зале, коридорах и кафетерии. Непосредственно нам (мне и моему спутнику) удалось обняться и перекинуться парой слов с Марике (которая шутила, что, дескать, «Боже мой, зачем я только согласилась?!» =D), Силье, Аннеке, Марьолейн, Рене и Франком (последний, кстати, на вечернем концерте передал со сцены свой здоровый букет цветов прямо мне в руки). А заодно в числе зрителей были замечены Марьян Велман (Autumn, в 2010 году они гастролировали вместе с The Gathering, и Марьян даже пела Saturnine дуэтом с Силье) и Марсела Бовио с Йоханом (Stream of Passion). Именно Марселе я передарила цветы от Франка, ибо наш отъезд был намечен уже на следующее утро, и с собой этот букет я бы само-собой не потащила.

Что тут ещё можно сказать… «Шалость удалась!».

Напоследок процитирую комментарий некого michereff из инстаграма Аннеке: «Я просмотрел много фотографий и видео и испытал огромное чувство гордости от того, что я — поклонник The Gathering. В отличие от многих групп, которые мы знаем, я поклонник зрелой команды, которая уважает и проносит через года дружбу между своими старыми и новыми участниками, которые сделали эту встречу возможной. Все в выигрыше от этого: группа, поклонники и музыка! Люблю вас всех!». 

MetalBonobo
Автор публикации
все записи автора